За просто так

За просто так

18.05.2004   |   0Оставить комментарий
Платить меньше налогов и не иметь проблем с государством хотят все. Но многим кажется, что для этого нужно приложить какие-то титанические усилия. Однако способы сэкономить лежат на поверхности.

Основные средства в процессе своей деятельности используют все предприятия. Причем не только свои, но и чужие. И порой многие директора и бухгалтеры забывают, что имущество, которое фирмы используют за так, может принести им немало налоговых бед в виде доначисления налогов, взыскания штрафов и пеней. Причем такие ситуации достаточно частые. Приведем наиболее распространенные из них.

Ситуация 1. Фирма использует в своей деятельности имущество, которое принадлежит учредителю. Например, занимает помещение под офис, а за аренду не платит. При проверке налоговики заявят фирме, что ей оказывали услуги по аренде безвозмездно. Рассчитают рыночную стоимость услуг и увеличат на эту сумму налогооблагаемую прибыль (п. 8 ст. 250 НК РФ). Кроме того, начислят штрафы и пени за неуплату налогов. Учредителю тоже не поздоровится. Ему не только налог на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ), но еще и НДС придется заплатить (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Ситуация 2. Ценные сотрудники любят за счет фирмы ездить на своих собственных автомобилях. Фирма им, разумеется, не отказывает. Оплачивает расходы на ГСМ, ремонт, платную стоянку, мойку и т. п. Все воспринимают это как должное. Все, кроме налоговиков. С работника они постараются НДФЛ удержать за то, что он бесплатно всеми этими благами пользовался, а организации заявят, что эти расходы налогооблагаемую прибыль не уменьшают. Не предусмотрены они кодексом.

Ситуация 3. Все предприятия пользуются персональными компьютерами. Как известно, компьютер состоит из нескольких частей. Причем отдельные его части по стоимости обычно не выше 10 тысяч рублей. Тогда почему бы не списать их на расходы, вместо того, чтобы учитывать в составе основных средств (п. 18 ПБУ 6/01, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, п. 1 ст. 256 НК РФ)? Это позволит фирме сократить расходы по налогу на прибыль и на имущество. Однако при выездной проверке налоговики могут провести инвентаризацию, а при ней все ошибки мигом всплывут. В результате найдется компьютер, который в учете не значится. Вы его оприходуете по рыночной цене как излишки, выявленные при инвентаризации, и налогооблагаемая прибыль, естественно, увеличится. А может быть и еще хуже. Если проверяющие докажут, что компьютер был куплен и оприходован по частям, а затем сразу списан на расходы, то ждать беды. Поскольку в результате такой операции произошло занижение налога на имущество и налога на прибыль, то налоговики обязательно доначислят их и привлекут фирму к налоговой ответственности.

ВЫХОД ЕСТЬ

Что же тогда делать бухгалтеру? Конечно, в первых двух случаях можно заключить фиктивный договор аренды. Плату по нему установить символическую, чтобы исключить факт безвозмездного оказания услуг. Однако существует и другой способ, который позволит и на налогах сэкономить и в то же время «обезопасить тылы». Сделать это не так уж и сложно. Мы предлагаем использовать для этого договор безвозмездного пользования, иначе говоря – договор ссуды. Согласно такому договору, одна сторона передает другой имущество в безвозмездное пользование, а вторая обязуется вернуть его в том состоянии, в котором получила (ст. 689 ГК РФ). Это означает, что получатель имущества должен осуществлять все расходы, связанные с его содержанием. Например, если фирма получила по договору ссуды помещение – оплачивать коммунальные услуги и нести расходы на его ремонт. Такая сделка безвозмездной уже не будет. Ведь хозяин имущества на время избавляется от дополнительных расходов, а пользователь отвечает за его сохранность и несет расходы на его содержание. Следует также отметить, что расходы ссудополучателя по содержанию имущества уменьшат его налогооблагаемую прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Приведем пример того, как предложенный способ поможет предприятию в описанной третьей ситуации списать в расходы приобретенный по деталям компьютер.

ТОНКИЕ МЕСТА

Договор ссуды, конечно, хорош, но все же есть у него ряд особенностей, на которые следует обратить внимание. Если этого не сделать, можно совершить ряд существенных ошибок.

Во-первых, далеко не каждая фирма может воспользоваться имуществом, переданным в безвозмездное пользование. Например, учредитель не вправе использовать на безвозмездной основе имущество учрежденной им организации (п. 2 ст. 690 ГК РФ).

Во-вторых, если фирмы заключили договор ссуды и предметом его являются основные средства или нематериальные активы, то у ссудодателя они на время исключаются из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ). То есть в бухгалтерском учете фирма продолжает начислять амортизацию, а в налоговом – нет.

В-третьих, нужно обязательно определиться со сроком договора. Если же этого не сделать, любая из сторон в любое время может отказаться от его исполнения, известив контрагента за месяц (п. 1 ст. 699 ГК РФ).

ПРИМЕР

ЗАО «Король» приобрело персональный компьютер. В накладной и счете-фактуре были указаны его отдельные детали. Фирма решила не ставить компьютер на баланс, а включить в затраты сразу. Для этого фирма:

  • задним числом заключает с работником договор ссуды, по которому работник ранее передал фирме в безвозмездное пользование свой компьютер;
  • составляет акт, в соответствии с которым компьютер сотрудника, был испорчен в результате падения;
  • составляет акт о проведении ремонта поврежденного компьютера, на основании которого затем списывает приобретенный по деталям компьютер на затраты.

Константин ОСИПОВ

«Московский бухгалтер» Источник материала
5089 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.