Все начинается при регистрации. Еще не предприниматели, но люди, уже твердо решившие ими стать, приходят в столичную инспекцию № 44. Местная обстановка далека от доброжелательной, и московским индивидуалам подчас бывает очень несладко.
Люди, которые решили стать ПБОЮЛ, должны помнить, что инспекторы при регистрации могут затребовать только те документы, которые прямо указаны в законе*. В общем-то, вполне логично. Однако случаи истребования лишних бумаг крайне часты, поэтому Министерству РФ по налогам и сборам даже пришлось выпустить специальное письмо.
Среди самых распространенных требований, в частности, свидетельство о постановке на учет (в народе – ИНН), в том случае, если предприниматель получил его до регистрации. Также инспекторы отказываются принимать заявления на «упрощенку». Однако в статье 346.13 Налогового кодекса прямо говорится, что такое заявление нужно подавать именно в момент регистрации.
В частных случаях налоговики могут проявить находчивость и придумать еще какой-нибудь документ. Но бежать за ним вовсе не стоит. Достаточно показать инспектору письмо МНС. Скорее всего на этом конфликт будет исчерпан.
ЕЖЕМЕСЯЧНО
Бытует мнение, что после регистрации предприниматели должны сразу обратиться в инспекцию по своему месту жительства. Тем не менее ни в законе о государственной регистрации, ни в Налоговом кодексе об этом не говорится ни слова. Заметим, что получение свидетельства в ИМНС № 44 вовсе не значит, что индивидуал состоит на учете в этой налоговой. 44-я инспекция является единым центром (для удобства), а непосредственно постановка на учет осуществляется по месту жительства. Только бумаги выдают в другом месте.
Поэтому, если налоговики обязывают обратиться в ИМНС по месту жительства непосредственно после регистрации, это требование можно не выполнять. По закону индивидуал должен идти в свою ИМНС с первым отчетом. А таковым является декларация по НДС (за месяц или квартал) или декларация по упрощенной системе (за отчетный период).
При сдаче отчетности у налоговиков тоже возникает немало вопросов, в том числе к делу совершенно не относящихся. Часто налоговики сразу начинают проверять отчетность, и если инспектору что-то не нравится, он отказывается принимать декларацию. Однако в Налоговом кодексе предусмотрено всего два проверочных мероприятия: камеральная и выездная налоговые проверки. Для каждой из них установлены свои сроки и требования.
На практике же инспекторы уже при первом знакомстве с отчетом начинают предъявлять претензии. Так, в соответствии со статьей 80 Налогового кодекса декларация по любому из налогов должна быть на бланке установленной формы, предприниматель должен ее заполнить и подписать. Этого достаточно, чтобы инспектор принял отчет. Ни подтверждающие документы, ни какие-либо пояснения налоговик требовать не может.
Конечно, не стоит спорить по пустякам. Если проблем с выполнением поставленной инспектором задачи нет – лучше подчиниться. Так спокойнее. Тем не менее бывают случаи, когда требуемые документы нельзя достать в одночасье, а последний день сдачи декларации, скажем, завтра или даже сегодня. Вот как раз в этой ситуации и могут пригодиться эти знания.
ВОТ И ДОЖИЛИ...
Следующим этапом, когда предприниматель сталкивается с инспектором, является камеральная проверка. Подробно о самой процедуре проверки мы писали в январском номере нашего журнала. Теперь же остановимся на необоснованных претензиях.
Камеральную проверку инспекторы должны провести в трехмесячный срок с момента подачи декларации. В ходе проверки налоговикам могут понадобиться дополнительные данные. Чтобы получить их от индивидуала, они обычно выставляют требование о представлении документов.
Стоит иметь в виду, что представить документы предприниматель должен в пятидневный срок с того момента, как он получил требование на руки. А если инспектор отправил документы по почте, то в течение 11 дней с даты почтового отправления (6 дней на отправку и 5 дней на исполнение). Поэтому, даже если в документе указан конкретный срок, предприниматель должен проверить, насколько он верный. Например, в требовании ИМНС обязала индивидуала представить документы 15 мая, при этом предприниматель получил документ 3 мая. Таким образом, ПБОЮЛ может исполнить обязанность не позднее 18 мая, а не 15-го, как указано в требовании (ст. 93 НК РФ).
При камеральной проверке возникают и другие казусы. Так, инспекторы могут проводить это контрольное мероприятие только в рамках одной декларации. И соответственно запрашивать данные могут только по ней. Если налоговик в рамках камеральной проверки по НДС интересуется уплатой НДФЛ, предприниматель может вежливо отказаться отвечать. Камерально проверить налог на доходы ИМНС может раз в год, после сдачи итоговой декларации.
Не меньше претензий возникает у инспекторов и при выездных проверках. Здесь самое главное – прочитать решение. В этом документе налоговики должны указать перечень проверяемых вопросов. Так, если написано, что проверка проводится по вопросам начисления и уплаты ЕСН, то налог на добавленную стоимость инспекторы проверять не могут. Хотя на практике такое случается сплошь и рядом. Даже при тематических проверках налоговики стремятся проверить все и вся. А многие предприниматели полагают, что «выездная проверка» и «проверка всей деятельности» – понятия равнозначные. И все же это не так.
СУД
Если предприниматель не выполняет требования налоговиков или не уплачивает налоги и штрафы, ИМНС обращается в суд. Как правило, налоговики подают иски чуть ли не в последний день. И тут индивидуалам следует обратить внимание на два очень важных момента.
Во-первых, давность привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ). Если со дня, когда предприниматель нарушил закон, прошло более трех лет, то к ответственности его уже привлечь нельзя.
Во-вторых, следует обратить внимание на то, когда ИМНС подает иск в суд. В статье 104 Налогового кодекса говорится, что налоговики должны предъявить судебные претензии в течение шести месяцев с того дня, когда они вынесли решение. Главное, чтобы на экземпляре решения, которое находится у предпринимателя, стояла та же дата, что и на документе, переданном в суд. На практике же налоговики часто меняют дату, не укладываясь в сроки. Ведь это внутренний документ.
Конечно, это далеко не все претензии, с которыми сталкиваются индивидуалы. Да и в рамках одной статьи рассмотреть все вопросы невозможно. Мы будем и дальше освещать эту тему, а если вам есть что добавить, пишите на наш электронный адрес: [email protected] или звоните по телефону: 363-95-42.
* Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Константин АРТЕМЬЕВ
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий