Каждый из нас сталкивался с офисными перестановками, когда с поиском свободного пространства возникали спорные вопросы: как лучше разместить сотрудников, выделить переговорные зоны и т. п. И при этом не забыть конечную цель, ради которой прилагалось столько усилий, – повысить эффективность работоспособности коллектива.
Как показывает практика, в последнее время крупные корпорации изобретательно подходят к внутреннему обустройству офиса, где многие сотрудники проводят большую половину жизни.
ВЫХОДИМ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС
Сегодня в мире особенно популярным стало внутреннее обустройство офиса по принципу «open spaсe». В переводе с английского «open space» означает «открытое помещение». Это веяние пришло к нам с Запада. Американцы и японцы часто используют большие открытые пространства, где организация офиса – прежде всего вопрос иерархии.
Японцы располагают свой персонал так, чтобы низшее звено специалистов находилось на самом нижнем этаже. Дальше – по старшинству. Руководители, как правило, сидят на самом верху. В японском стиле организации офисов отсутствуют всяческие перегородки и коллективы целых отделов находятся у всех на виду. Здесь преследуется одна-единственная цель – начальник постоянно контролирует подчиненных. Если контроль необходим для успешной работы, то открытое пространство дает некоторые преимущества. Хотя руководитель должен понимать, что не всегда усиленное наблюдение и проверки способствуют эффективному решению поставленных задач.
Предпочтение офиса открытого типа главами российских компаний Алексей Котиков, директор юридического департамента ОАО «Объединенные консультанты “ФДП”», объясняет так: «На мой взгляд, это дань моде. Но любое изменение в привычном укладе жизни у большинства людей вызывает активное сопротивление. Несмотря на все свои положительные стороны, новшество может вызвать у человека эмоциональное отторжение. И здесь уже в успехе нововведений большую роль будет играть мастерство руководителя».
Система обустройства офисов по принципу open space имеет свои плюсы и минусы. К ее положительным моментам можно отнести открытость общения всех сотрудников компании и свободу перемещений, которые достигаются путем отсутствия каких-либо перегородок и личных кабинетов. Внутренняя организация, когда «кровеносная система» функционирует в свободном пространстве, подходит лучше всего имиджу информационных холдингов, где командный дух является важной составляющей для достижения конечного результата. «В остальных случаях это отвлекает. У человека должен быть свой угол, – считает Дарья Сторожева, менеджер по подбору персонала агентства “Империя Кадров”. – Если сотрудники компании решают сложные интеллектуальные задачи, им необходимы тишина, уединение. Тип “open space” для нас неприемлем из-за необходимости постоянных переговоров консультантов с кандидатами. Офис нашей компании соответствует немецкому типу, где каждый отдел находится в отдельных комнатах, а руководство имеет личные кабинеты. Однако это ничуть не мешает системе коммуникаций».
НЕ ДЕРЖИТЕ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫМ НЕ ДОВЕРЯЕТЕ
Психологи-консультанты считают, что руководители компаний, которые решились на переезд в открытый офис, должны присмотреться к своим подчиненным и составить для себя общую психологическую картину, если не желают мириться с уходом некоторых «ценных экземпляров». Ведь люди делятся на экстравертов и интровертов.
Нужный сотрудник, относящийся к психологическому типу интроверта, может оказаться в условиях постоянного давления, находясь на виду полный рабочий день. Для человека с повышенным уровнем тревожности неприемлем постоянный контроль.
Экстраверты же могут впасть в другую крайность – тратить много времени на общение и переходить на личностные отношения. Неизбежно возникнет проблема офисных интриг в коллективе – все тайное становится явным.
На результаты психологических исследований обращает внимание Алексей Котиков: «В своей практике я имел возможность работать при “открытом” и “закрытом” вариантах внутреннего обустройства офиса. И каждый из них помогал мне исправить ошибки при отборе персонала. Эмоционально неустойчивые интроверты сами отсекались в процессе работы. “Открытый” тип обустройства рабочего пространства позволил мне быстро и достоверно оценить совместимость нового сотрудника с коллективом, его профессиональный уровень. Но эти проблемы можно решить и в офисе стандартного типа. Только другими способами. Мой совет: не держите людей, которым не доверяете».
ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ОТ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Согласно советам фэн-шуй, древнекитайской науки о гармонии с окружающей средой и искусстве ее использования в повседневной жизни, создать положительную среду можно в каждом офисе. К сожалению, обычно у нас нет возможности выбирать любое рабочее место. К тому же найти идеальное место не так просто – без компаса не обойтись. Но вот самые главные рекомендации:
Способность придумывать что-то новое, генерировать оригинальные идеи очень сильно зависит от свободного пространства уже не в офисе, а на рабочем месте. Это не значит, что нужно оставить только папки деловых бумаг – просто то, что действительно дорого или помогает вам немного отдохнуть, надо расположить так, чтобы оно не маячило постоянно перед глазами.
Светлана ГРИГОРЬЕВА
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий