Классификатор не всегда уместен
Определяя виды деятельности, облагаемые ЕНВД, налоговики используют Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93. Он утвержден постановлением Госстандарта от 28 июня 1993 г. № 163.
МНС указало коды для каждого вида деятельности, который достоин ЕНВД, в Методических рекомендациях по ЕНВД. Если деятельность фирмы имела другое обозначение, перейти на спецрежим было нельзя. Однако в начале этого года рекомендации перестали действовать (приказ МНС от 1 марта 2004 г. № БГ-3-22/165).
Но в МНС заранее подготовились к этому событию и выпустили письмо от 27 февраля 2004 г. № СА-14-22/ 24дсп, в котором разъяснили инспекторам все основные вопросы, связанные с ЕНВД. Помимо прочего вновь прописали коды видов деятельности в соответствии с ОК 002-93, подпадающих под ЕНВД. Причем в МНС никого не смутило, что это противоречит нормам Налогового кодекса.
По Налоговому кодексу использовать классификатор ОК 002-93 должны только фирмы, которые оказывают бытовые услуги населению (ст. 346.27 НК). Все остальные определяют вид своей деятельности самостоятельно, в том числе и по другим классификаторам. Например, Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) или Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП).
С позицией налоговиков не согласны и арбитражные судьи. Они совершенно справедливо замечают, что классификаторы вообще не являются документами, которые регулируют уплату налогов (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 мая 2002 г. № 226/5к).
Ограничение площади
Второй миф налоговиков недавно развенчал Минфин. Связан он с ограничением площади торгового зала, которое должна соблюдать фирма по каждой торговой точке. Но обо всем по порядку.
Согласно Налоговому кодексу, фирмы, которые торгуют в розницу или оказывают услуги общепита, должны перейти на ЕНВД. Иногда это намного выгоднее, чем работать по обычной системе налогообложения и даже по упрощенке. Правда, существует ограничение: площадь торгового зала должна быть не более 150 квадратных метров (подп. 4 и 5 п. 2 ст. 346.26 НК).
Налоговики считают, что фирма, которая превысила это ограничение хотя бы по одной торговой точке, не может платить единый налог. Так было сказано в методичке, продублировано в письме МНС от 1 августа 2003 г. № 22-2-14/ 1757-АБ026, а теперь установлено в письме № СА-14-22/24дсп.
Поддерживают позицию министерства и региональные управления, например налоговики Московской области (письмо от 18 февраля 2003 г. № 04-27/03259/В998). Они указали, что при наличии магазинов с площадью свыше 150 квадратных метров платить ЕНВД по маленьким торговым точкам нельзя.
Самое интересное, что Налоговый кодекс не запрещает одновременно применять несколько режимов налогообложения. В нем лишь сказано, что фирма платит единый налог, если площадь торгового зала по каждому объекту не более 150 квадратных метров (подп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК).
Термин «по каждому объекту» означает, что торговую площадь, с которой нужно платить ЕНВД, надо считать по каждому магазину. То есть, если у фирмы есть магазин с площадью до 150 квадратных метров, она должна платить по нему ЕНВД. По остальным торговым точкам с большей площадью фирма будет применять другие налоговые режимы, например упрощенную систему (п. 4 ст. 346.12 НК). Именно это написали чиновники Минфина в своем письме от 15 марта 2004 г. № 04-05-12/13.
Относительно общепита вообще все предельно ясно. Из кодекса четко следует, что с доходов небольших ресторанов, баров и кафе вмененный налог надо платить обязательно (п. 5 ст. 346.26 НК), даже если у фирмы есть другие более просторные заведения.
Эту позицию полностью поддерживают судьи. Они говорят, что для перехода на ЕНВД фирма не обязана соблюдать ограничения площади по всем магазинам одновременно (постановление ФАС Уральского округа от 15 января 2004 г. № Ф09-4850/03-АК).
Торговля собственной продукцией
Налоговики категорически запрещают платить ЕНВД фирмам, которые торгуют собственной продукцией. В начале года об этом еще раз напомнили подмосковные чиновники (письмо от 12 февраля 2004 г. № 04-23/ 02444/В588).
Аргументы просты. Доходы от производства получают, реализуя изготовленную продукцию как через оптовую, так и через розничную торговую сеть. Однако это не означает, что фирма занимается розничной торговлей. Она производит и продает готовую продукцию. Производство является самостоятельным видом деятельности, который не подпадает под ЕНВД.
Платить единый налог могут фирмы, продающие покупные товары. Поэтому компании, которые одновременно торгуют и собственной продукцией, и приобретенной, обязаны вести раздельный учет доходов, расходов и имущества (п. 7 ст. 346.26 НК). При этом налоговики посетовали, что порядок ведения раздельного учета в Налоговом кодексе не определен, поэтому фирма имеет полную свободу выбора. Например, она может открыть субсчета.
Это один из тех редких случаев, когда с налоговиками лучше не спорить. Их позицию разделяет Высший Арбитражный Суд (постановления ВАС от 22 сентября 1998 г. № 2256 и от 7 октября 2003 г. № 6884/03).
Телефонные карты
Еще один камень преткновения – торговля телефонными картами. Налоговики считают, что такую деятельность переводить на ЕНВД нельзя. А подмосковные проверяющие даже выпустили по этому поводу письмо от 20 января 2004 г. № 04-27/00712/Б037.
Аргументируют они свою позицию очень странно. Чиновники считают, что телефонные карты не являются товаром – это лишь средство оплаты услуг связи (раздел X Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением правительства от 26 сентября 1997 г. № 1235). Услуги связи ЕНВД не облагаются, поэтому ни оператор связи, ни его дилеры перейти на уплату этого налога не имеют права.
Налоговики не забыли и про фирмы, которые торгуют карточками без ведома операторов. Для них, по мнению чиновников, реализация карт – уступка покупателю права доступа к сети. То есть эти фирмы не товар реализуют, а оказывают услуги. Правда, такие услуги налоговики розничными не считают, поскольку они не указаны в группе 121100 «Услуги розничной торговли» Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93.
С позицией проверяющих можно поспорить. В статье 346.27 кодекса сказано, что розничными считаются торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет (ст. 346.27 НК). Что конкретно продают фирмы и какие услуги оказывают, значения не имеет. Получается, что продавцы телефонных карт могут платить ЕНВД: расчеты с покупателями они ведут за наличные.
Подвижная торговля
Многие фирмы и предприниматели не имеют стационарных торговых точек и продают товары с автофургонов, лотков и других мобильных объектов. В этом случае у коммерсантов часто возникают вопросы по поводу того, что считать разносной, а что развозной торговлей. От этого зависит, какой показатель базовой доходности будет использовать фирма.
В Налоговом кодексе сказано, что такое стационарная и нестационарная торговля, что такое магазин, киоск, павильон и палатка. Однако передвижные виды торговли не классифицируются.
Как ни странно, на помощь пришли налоговики. Они разъяснили эти вопросы в письме от 16 февраля 2004 г. № 22-2-16/258. Аргументируя свою позицию, чиновники ссылаются на Госстандарт России Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» и на правила дорожного движения.
К разносной торговле налоговики отнесли торговлю на улицах, на дому, в транспорте и в организациях. Вмененный налог в этом случае считают исходя из количества работников, которые заняты продажей товаров.
К развозной торговле, по мнению чиновников, относится продажа товаров с использованием транспорта, под которым следует понимать не только автомобили, но и прицепы, в том числе тонары. Вмененный налог в этом случае определяют исходя из количества торговых мест.
Юлия САВИЦКАЯ
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий