Налог на имущество организаций предприниматели в отличие от фирм не платят. На этом и основана одна из схем ухода от налога. Суть ее в следующем.
Фирма заключает с предпринимателем договор купли-продажи какого-либо основного средства по остаточной стоимости. Затем это основное средство фирма берет у предпринимателя в аренду. С арендованных основных средств налог на имущество платить уже не надо (п. 1 ст. 374 НК).
Обязательства по договорам фирма и предприниматель погашают, ежемесячно подписывая акты взаимозачета. В итоге компания по-прежнему пользуется своим имуществом, а налог по нему уже не платит.
Предлагаемая схема подойдет только для фирм, которые считают НДС «по оплате». Фирма продает предпринимателю имущество в рассрочку специально. Тогда она имеет возможность ежемесячно ставить одинаковые суммы НДС к уплате (с суммы, которую должен перечислить предприниматель фирме за купленное имущество) и к вычету (с суммы, которую фирма должна перечислить предпринимателю за аренду имущества). То есть фирма НДС в бюджет не платит.
Если фирма считает НДС «по отгрузке», то ей придется сразу при передаче предпринимателю имущества заплатить в бюджет НДС со всей его стоимости. Что, естественно, оптимизма не добавляет.
Подготовительные мероприятия
В идеале в качестве индивидуального предпринимателя нужно зарегистрировать человека, которого вы хорошо знаете: учредителя, родственника, друга. Это безопаснее, чем обращаться с просьбой к постороннему.
Процедура регистрации не отнимет много времени и денег. С начала года этим занимаются налоговики. В налоговую инспекцию по месту жительства будущий коммерсант должен принести всего три бумаги: заявление о регистрации, копию паспорта (их нужно заверить у нотариуса) и квитанцию об уплате 400 рублей госпошлины. Через пять дней запись о новоиспеченном бизнесмене внесут в единый госреестр индивидуальных предпринимателей.
Переводить предпринимателя на упрощенку и получать освобождение от НДС ни в коем случае не надо. Иначе схема теряет свой смысл. Дело в том, что фирма, которая продает свое имущество, должна заплатить НДС с реализации. Но эту же сумму налога она принимает к вычету, перечисляя деньги предпринимателю по договору аренды. В том случае, если он не платит НДС, этого сделать не получится.
Договорные обязательства
Период, на который вы будете заключать договор купли-продажи, должен быть равен оставшемуся сроку полезного использования вашего имущества (то есть времени начисления амортизации). В договоре купли-продажи, как и в договоре аренды, нужно указать, что стороны будут погашать свою задолженность ежемесячно и равными частями.
Сумма арендной платы за месяц и платеж по договору купли-продажи должны быть равны ежемесячной сумме амортизации основного средства. Тогда получится, что фирма и предприниматель всегда будут должны друг другу одни и те же суммы, которые удобно каждый месяц закрывать взаимозачетом.
Другое удобство в том, что каждый месяц доходы предпринимателя от сдачи имущества в аренду будут равны его расходам (начисленной амортизации). То есть с этих сумм ему не придется платить ни налог на доходы физлиц, ни ЕСН.
Такая же ситуация будет и с уплатой НДС: у фирмы и предпринимателя начисленный НДС будет равен входному.
Дополнительные хлопоты
Предприниматель ежемесячно должен перечислять 150 рублей в Пенсионный фонд. Этой сумме равен сейчас фиксированный взнос предпринимателя на обязательное пенсионное страхование. Его нужно платить даже в том случае, если нет доходов (ст. 28 закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).
Сумма отчислений в Пенсионный фонд незначительная. Существенные расходы появятся, если «вешать» на предпринимателя транспорт или недвижимость. Покупая машину, он регистрирует ее на себя, а значит, становится плательщиком транспортного налога. Самому считать сумму налога не нужно: это делают налоговики. Ставки и сроки уплаты будут зависеть от норм регионального закона.
Если вы решили «повесить» на предпринимателя здание или другое недвижимое имущество, вам придется регистрировать переход права собственности на него. Это тоже стоит денег. Сколько нужно заплатить за регистрацию, решают региональные власти. Максимальная сумма составляет сейчас 7500 рублей (постановление правительства от 26 февраля 1998 г. № 248). Чтобы не пришлось регистрировать еще и договор аренды, разбейте его на несколько краткосрочных договоров. Срок действия каждого из них обязательно должен быть меньше года.
Вдобавок предприниматель, который является собственником здания или сооружения, по итогам каждого года платит налог на имущество физлиц (закон от 9 декабря 1991 г. № 2003-1). Налоговики рассчитывают его самостоятельно. Ставка (ее устанавливают регионы) обычно невелика. Например, в Москве по зданиям и сооружениям, инвентаризационная стоимость которых превышает 500 тысяч рублей, она составляет всего 0,5 процента. Сведения о стоимости зданий налоговики получают в бюро технической инвентаризации (БТИ). Она всегда на порядок ниже рыночной.
Снабжаем предпринимателя деньгами
Деньги на уплату транспортного налога и налога на имущество физлиц можно перечислить предпринимателю, заключив с ним договор подряда или возмездного оказания услуг. Как будто каждый месяц он выполняет для вашей фирмы какую-то работу как раз на сумму, которую ему надо перечислить в бюджет.
Из-за договора подряда у предпринимателя «вылезет» налог на доходы. Но реально платить его не придется. И вот почему. Деньги, полученные предпринимателем по договору подряда, – это его доход. Но он перечислит их в бюджет в виде налога (транспортного или на имущество физлиц), и вся эта сумма станет его расходом. В результате доходов у предпринимателя нет и платить налог не надо.
С вознаграждения по договору подряда предприниматель должен заплатить ЕСН по ставке 31,6 процента (кроме 4%, причитающихся соцстраху). Но можно сделать так, чтобы ЕСН за предпринимателя заплатила фирма. Для этого заключите договор подряда на выполнение таких работ (оказание услуг), которые не связаны с обычной (основной) деятельностью предпринимателя.
Например, в свидетельстве о регистрации предпринимателя сказано, что он оказывает транспортные услуги. Если он оказал вам юридическую консультацию, то ЕСН должна заплатить фирма, если перевозил ваш товар – сам предприниматель (о том, в каких случаях выплаты предпринимателю исключают из налоговой базы по ЕСН, читайте в мартовском номере «Расчета» на стр. 63).
Автомобили или недвижимость имеет смысл «вешать» на предпринимателя только в том случае, если это имущество действительно очень дорогое. А дополнительные расходы на его продажу и содержание покрывает экономия на налоге на имущество. То есть все нужно тщательно просчитать.
Светлана МАТВЕЕВА
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий