Свою версию поправок в главу 24 Налогового кодекса, посвященную ЕСН, в конце марта подготовил Минфин. Теперь их должно одобрить правительство. Впрочем, Михаил Фрадков уже проанонсировал снижение ЕСН, так что одобрение поправок правительством – вопрос только технический, и в ближайшее время законопроект поступит в Государственную Думу.
Главная новость – максимальная ставка ЕСН уменьшится с 35,6 до 26 процентов. Правда, одновременно изменится и шкала регрессии. Сейчас действуют четыре диапазона выплат, для каждого из которых предусмотрена своя ставка. Их заменят на три интервала, причем границу максимальной ставки отодвинут со 100 000 рублей до 300 000 рублей. В результате большинство предприятий будет платить ЕСН по максимальной ставке 26 процентов – ведь для того, чтобы получить доступ к более низким ставкам, работнику нужно выплачивать более 300 000 рублей в год. Так что общий эффект от снижения ЕСН будет не столь значителен, как может показаться. В то же время рассчитывать ЕСН будет легче, так как в большинстве случаев будет действовать ставка 26 процентов.
Старые грехи
Кроме снижения ставки запланирован еще ряд изменений в главу 24 Налогового кодекса. Некоторые из них носят технический характер.
Так, планируется отменить ряд бессмысленных положений главы 24. Например, из статьи 237 будет исключена фраза, предписывающая платить ЕСН с выплат членам семей сотрудников фирмы. Эта оговорка реально не работала, поскольку такие выплаты не включают в расходы в налоговом учете и, следовательно, ЕСН на них не начисляется.
Некоторые поправки закрывают старые «дыры». К примеру, из действующей редакции кодекса следует, что авансовые платежи по единому соцналогу нужно перечислять «в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца» (п. 3 ст. 243 НК РФ). Вспомним, что отчетными периодами по ЕСН являются квартал, полугодие и 9 месяцев каждого года. Следовательно, сейчас Налоговый кодекс не требует платить авансы по ЕСН по итогам октября, ноября и декабря каждого года.
Слово о Пенсионном фонде
Изменения затронут и закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). В этом законе поменяют шкалу регрессии для выплат в Пенсионный фонд. А вот максимальная ставка останется прежней – 14 процентов.
В закон «Об обязательном пенсионном страховании» Минфин предлагает внести поправки, связанные с администрированием пенсионных взносов. Напомним, что в настоящее время следить за пенсионными платежами должны налоговые инспекции. А вот если фирма задерживает уплату, то взыскивать взносы и пени должен Пенсионный фонд, причем через суд (ст. 25 закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Поскольку взаимодействие между МНС и фондом налажено плохо, реально взыскать недоимку удавалось не всегда.
В законе о пенсионном страховании есть еще один изъян: закон устанавливает штрафы (например, за непредставление декларации), но не говорит о том, кто и в каком порядке должен эти штрафы взыскивать. В результате арбитражные суды нередко отказывали Пенсионному фонду во взыскании штрафов (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 мая 2003 г. № КА-А40/2465-03).
Чтобы с этой неразберихой покончить, Минфин предлагает сделать в законе о пенсионном обеспечении ссылку на Налоговый кодекс – чтобы инспекции следили за уплатой взносов в Пенсионный фонд так же, как они отслеживают уплату налогов. Эта новость не из приятных. В результате налоговые инспекции, например, смогут списывать недоимку и пени по платежам в Пенсионный фонд в бесспорном порядке.
Скорее всего поправки, проходя согласования в правительстве и в Госдуме, еще не раз будут отредактированы. Так что окончательную судьбу предложений Минфина сейчас предсказать сложно. Наверняка можно судить только о сроках: новая редакция кодекса вступит в силу с 1 января 2005 года.
А. Образцов, эксперт ПБ
Комментарии (0)
Оставить комментарий