С начала нужно выяснить, откуда же возьмется этот НДС. Все просто. Как правило, чтобы выполнить работу, «упрощенцу» требуются какие-то материалы. В большинстве случаев он покупает их с НДС. Именно этот налог и можно будет принять к вычету фирме-заказчику.
Для этого нужно сделать так, чтобы материал для выполнения работы принадлежал не «упрощенцу», а самой фирме. Сделать это можно, если в договоре указать, что все необходимое для работы «упрощенец» закупает по поручению заказчика.
Партнеру, работающему на упрощенной системе, такой договор будет не менее интересен. Во-первых, таким способом «упрощенец» сможет привлечь к себе клиентов, которые работают с НДС. Во-вторых, фирмы, которые платят единый налог по ставке 6 процентов, в этом случае смогут сэкономить. Проиллюстрируем это на примере.
Пример 1
ООО «Заказчик», который работает по традиционной системе налогообложения, заключил договор на изготовление партии пластиковых офисных перегородок с ЗАО «Подрядчик».
«Подрядчик» работает на УСН и платит единый налог с дохода. Стоимость партии перегородок составляет 100 000 руб. Эта сумма складывается:
- из расходов на материалы, используемые для производства перегородок, – 29 500 руб., в том числе НДС – 4500 руб.;
- из стоимости работы и вознаграждения исполнителя – 70 500 руб.
- Ситуация 1. В договоре указано, что «Подрядчик» выполняет работу из своих материалов. Поэтому стоимость работ по договору составит 100 000 руб. (70 500 + 29 500).
С дохода от выполненной работы «Подрядчик» заплатит единый налог в сумме 6000 руб. (100 000 руб. x 6%). А «Заказчик» уменьшит налогооблагаемую прибыль на 100 000 руб.
Ситуация 2. По условиям договора «Подрядчик» приобретает материал для работы по поручению «Заказчика». В стоимость договора расходы на покупку всего необходимого не включаются, поэтому его цена составит 70 500 руб. При этом отдельно указано, что «Заказчик» перечисляет «Подрядчику» сумму в размере 29 500 руб. для покупки материалов. Налог с дохода «Подрядчик» заплатит исходя из стоимости работ. Сумма единого налога, таким образом, составит 4230 руб. (70 500 руб. x 6%).
В цену материалов входит НДС в сумме 4500 руб. Эту сумму «Заказчик» примет к вычету. В расходы в налоговом учете «Заказчик» включит затраты по договору и материальные издержки без НДС. Их сумма составит 95 500 руб. (29 500 – 4500 + 70 500).
Как видно, в этой ситуации никто не останется в накладе. По сравнению с ситуацией 1:
- у «Подрядчика» сумма единого налога уменьшится на 1770 руб. (6000 – 4230);
- у «Заказчика» увеличится вычет по НДС на 4500 руб. Правда, одновременно налог на прибыль возрастет на сумму 1080 руб. ((100 000 руб. – 95 500 руб.) x 24%). Таким образом, общая сумма налогов «Заказчика» уменьшится на 3420 руб. (4500 – 1080).
Точно так же можно поступить, например, если «упрощенец» и фирма-заказчик заключают договор на услуги или работы. Главное, чтобы для выполнения таких договоров приобретался материал с НДС.
Как оформить документы подрядчику
Для такой сделки понадобится включить в договор подряда элементы договора комиссии (либо агентского договора или договора поручения). Подрядчику помимо сметы и акта выполненных работ нужно будет оформить дополнительную «первичку». Она будет связана с исполнением поручения на покупку материалов. А именно:
Проблем у подрядчика-«упрощенца» с налогом на добавленную стоимость не возникнет. Выписав счет-фактуру с НДС заказчику, он лишь исполнит свое поручение, поэтому платить в бюджет налог ему не нужно.
Документы, полученные от продавца материалов, и счет-фактура с накладной, выписанные на те же материалы для заказчика, в учете у «упрощенца» фигурировать не будут. Таким образом, ни в расходы, ни в доходы эта операция у него не попадет.
В результате подрядчик должен будет передать заказчику: отчет, счет-фактуру с накладной на материалы от своего имени и копию счета-фактуры и накладной продавца товара.
Отчет может выглядеть так:
60 г. Москва 7 апреля 2004 г.
Отчет № 23 от 5 апреля 2004 г.
о выполнении поручения по договоруЗАО «Подрядчик» по поручению и за счет ООО «Заказчик» приобрел материалы для выполнения работы по договору от 5 апреля 2004 г. № 23.
Материалы приобретены у ЗАО «Строймаркет» по накладной от 4 апреля 2004 г. № 45 и счета-фактуры от 4 апреля 2004 г. № 45 на сумму 29 500 руб., в том числе НДС – 4500 руб.
Поручение исполнено в срок, материалы приобретены надлежащего качества и в необходимом количестве.
Перечисленные средства на покупку материалов от ООО «Заказчик» по п/п от 5 апреля 2004 г. № 89 на сумму 29 500 руб. использованы полностью.
Расчеты сторон по поручению осуществлены в полном объеме.
Копии накладной и счета-фактуры от ЗАО «Строймаркет» прилагаются.
Отчет сдал Отчет принял
На этом обязанности подрядчика по исполнению поручения будут выполнены.
Оставшиеся документы «Подрядчик» передаст по окончании работы. Это акт выполненных работ и отчет об использовании материала. В таком отчете нужно указать, что все полученные от заказчика материалы были пущены в производство.
Учет и «первичка» для заказчика
Заказчик в свою очередь, получив счет-фактуру и накладную, должен оприходовать у себя на балансе купленный для него материал.
Проводки будут такими:
Дебет 10 субсчет «Сырье и материалы»
Кредит 60
– учтен приобретенный материал;
Дебет 19 Кредит 60
– выделен НДС.
А раз покупка оплачена, то заказчик может принять налог к вычету.
После этого материал нужно передать подрядчику на переработку. Для этого нужно оформить накладную на отпуск материалов на сторону по форме № М-15.
В учете бухгалтер должен сделать следующую запись:
Дебет 10 субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону»
Кредит 10 субсчет «Сырье и материалы»
– материал передан подрядчику на переработку.
После того как «Подрядчик» представит отчет об использовании материала и акт выполненных работ, материалы можно будет списать на расходы проводкой:
Дебет 20 Кредит 10 субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону»
– списаны материальные расходы;
Дебет 20 Кредит 60
– списаны затраты по изготовлению офисных перегородок.
Если заказчик приобрел офисные перегородки для себя, то расходы, связанные с их производством, нужно собрать на счете 10 «Материалы» или 08 «Вложения во внеоборотные активы». А в случае покупки для перепродажи – на счете 43 «Готовая продукция». Записи нужно сделать так:
Дебет 10 (08, 43) Кредит 20
– сформирована стоимость офисных перегородок из затрат на их изготовление.
Е. Озерская, эксперт ПБ
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий