«Упрощенец» вычетам по НДС не враг

«Упрощенец» вычетам по НДС не враг

28.05.2004   |   0Оставить комментарий
Если фирма платит НДС, то она старается не покупать товары у «упрощенца». Причина проста – нет входного налога. Но договор можно оформить так, что вы сможете возместить НДС, причем это будет выгодно и партнеру на упрощенной системе

С начала нужно выяснить, откуда же возьмется этот НДС. Все просто. Как правило, чтобы выполнить работу, «упрощенцу» требуются какие-то материалы. В большинстве случаев он покупает их с НДС. Именно этот налог и можно будет принять к вычету фирме-заказчику.

Для этого нужно сделать так, чтобы материал для выполнения работы принадлежал не «упрощенцу», а самой фирме. Сделать это можно, если в договоре указать, что все необходимое для работы «упрощенец» закупает по поручению заказчика.

Партнеру, работающему на упрощенной системе, такой договор будет не менее интересен. Во-первых, таким способом «упрощенец» сможет привлечь к себе клиентов, которые работают с НДС. Во-вторых, фирмы, которые платят единый налог по ставке 6 процентов, в этом случае смогут сэкономить. Проиллюстрируем это на примере.

Пример 1

ООО «Заказчик», который работает по традиционной системе налогообложения, заключил договор на изготовление партии пластиковых офисных перегородок с ЗАО «Подрядчик».

«Подрядчик» работает на УСН и платит единый налог с дохода. Стоимость партии перегородок составляет 100 000 руб. Эта сумма складывается:

  • из расходов на материалы, используемые для производства перегородок, – 29 500 руб., в том числе НДС – 4500 руб.;
  • из стоимости работы и вознаграждения исполнителя – 70 500 руб.
  • Ситуация 1. В договоре указано, что «Подрядчик» выполняет работу из своих материалов. Поэтому стоимость работ по договору составит 100 000 руб. (70 500 + 29 500).

С дохода от выполненной работы «Подрядчик» заплатит единый налог в сумме 6000 руб. (100 000 руб. x 6%). А «Заказчик» уменьшит налогооблагаемую прибыль на 100 000 руб.

Ситуация 2. По условиям договора «Подрядчик» приобретает материал для работы по поручению «Заказчика». В стоимость договора расходы на покупку всего необходимого не включаются, поэтому его цена составит 70 500 руб. При этом отдельно указано, что «Заказчик» перечисляет «Подрядчику» сумму в размере 29 500 руб. для покупки материалов. Налог с дохода «Подрядчик» заплатит исходя из стоимости работ. Сумма единого налога, таким образом, составит 4230 руб. (70 500 руб. x 6%).

В цену материалов входит НДС в сумме 4500 руб. Эту сумму «Заказчик» примет к вычету. В расходы в налоговом учете «Заказчик» включит затраты по договору и материальные издержки без НДС. Их сумма составит 95 500 руб. (29 500 – 4500 + 70 500).

Как видно, в этой ситуации никто не останется в накладе. По сравнению с ситуацией 1:

  • у «Подрядчика» сумма единого налога уменьшится на 1770 руб. (6000 – 4230);
  • у «Заказчика» увеличится вычет по НДС на 4500 руб. Правда, одновременно налог на прибыль возрастет на сумму 1080 руб. ((100 000 руб. – 95 500 руб.) x 24%). Таким образом, общая сумма налогов «Заказчика» уменьшится на 3420 руб. (4500 – 1080).

Точно так же можно поступить, например, если «упрощенец» и фирма-заказчик заключают договор на услуги или работы. Главное, чтобы для выполнения таких договоров приобретался материал с НДС.

Как оформить документы подрядчику

Для такой сделки понадобится включить в договор подряда элементы договора комиссии (либо агентского договора или договора поручения). Подрядчику помимо сметы и акта выполненных работ нужно будет оформить дополнительную «первичку». Она будет связана с исполнением поручения на покупку материалов. А именно:

  • отчет, в котором нужно указать, на какую сумму, по какой накладной и счету-фактуре был приобретен материал для заказчика;
  • накладную и счет-фактуру с НДС на материал для заказчика, но уже выписанные от своего имени.

Проблем у подрядчика-«упрощенца» с налогом на добавленную стоимость не возникнет. Выписав счет-фактуру с НДС заказчику, он лишь исполнит свое поручение, поэтому платить в бюджет налог ему не нужно.

Документы, полученные от продавца материалов, и счет-фактура с накладной, выписанные на те же материалы для заказчика, в учете у «упрощенца» фигурировать не будут. Таким образом, ни в расходы, ни в доходы эта операция у него не попадет.

В результате подрядчик должен будет передать заказчику: отчет, счет-фактуру с накладной на материалы от своего имени и копию счета-фактуры и накладной продавца товара.

Отчет может выглядеть так:

60 г. Москва 7 апреля 2004 г.

Отчет № 23 от 5 апреля 2004 г.
о выполнении поручения по договору

ЗАО «Подрядчик» по поручению и за счет ООО «Заказчик» приобрел материалы для выполнения работы по договору от 5 апреля 2004 г. № 23.

Материалы приобретены у ЗАО «Строймаркет» по накладной от 4 апреля 2004 г. № 45 и счета-фактуры от 4 апреля 2004 г. № 45 на сумму 29 500 руб., в том числе НДС – 4500 руб.

Поручение исполнено в срок, материалы приобретены надлежащего качества и в необходимом количестве.

Перечисленные средства на покупку материалов от ООО «Заказчик» по п/п от 5 апреля 2004 г. № 89 на сумму 29 500 руб. использованы полностью.

Расчеты сторон по поручению осуществлены в полном объеме.

Копии накладной и счета-фактуры от ЗАО «Строймаркет» прилагаются.

Отчет сдал Отчет принял

На этом обязанности подрядчика по исполнению поручения будут выполнены.

Оставшиеся документы «Подрядчик» передаст по окончании работы. Это акт выполненных работ и отчет об использовании материала. В таком отчете нужно указать, что все полученные от заказчика материалы были пущены в производство.

Учет и «первичка» для заказчика

Заказчик в свою очередь, получив счет-фактуру и накладную, должен оприходовать у себя на балансе купленный для него материал.

Проводки будут такими:

Дебет 10 субсчет «Сырье и материалы»

Кредит 60

– учтен приобретенный материал;

Дебет 19 Кредит 60

– выделен НДС.

А раз покупка оплачена, то заказчик может принять налог к вычету.

После этого материал нужно передать подрядчику на переработку. Для этого нужно оформить накладную на отпуск материалов на сторону по форме № М-15.

В учете бухгалтер должен сделать следующую запись:

Дебет 10 субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону»

Кредит 10 субсчет «Сырье и материалы»

– материал передан подрядчику на переработку.

После того как «Подрядчик» представит отчет об использовании материала и акт выполненных работ, материалы можно будет списать на расходы проводкой:

Дебет 20 Кредит 10 субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону»

– списаны материальные расходы;

Дебет 20 Кредит 60

– списаны затраты по изготовлению офисных перегородок.

Если заказчик приобрел офисные перегородки для себя, то расходы, связанные с их производством, нужно собрать на счете 10 «Материалы» или 08 «Вложения во внеоборотные активы». А в случае покупки для перепродажи – на счете 43 «Готовая продукция». Записи нужно сделать так:

Дебет 10 (08, 43) Кредит 20

– сформирована стоимость офисных перегородок из затрат на их изготовление.

Е. Озерская, эксперт ПБ

«Практическая Бухгалтерия» Источник материала
8478 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.