Чем именно должно закончиться громко заявленное преобразование МНС в службу при Минфине, долгое время никто точно не знал. Дать точные ответы на вопросы о деталях реформы не могли даже в самих этих министерствах. Ее грядущий результат приобрел внятные очертания лишь в последних числах апреля, когда в Госдуме рассматривали проект закона, перераспределяющего полномочия между налоговым и финансовым ведомствами. Судя по нему, реформа закончится пшиком – по сути она ничего не изменит, только неразберихи добавит.
Вдвое больше методичек
В президентском указе о реформе говорилось, что право давать разъяснения по налоговому законодательству останется только у Минфина. Очень хотелось верить, что разъяснять закон он станет не только фирмам и гражданам, но и налоговикам.
Это означало бы, что многочисленные методички МНС уйдут в прошлое и инспекторы станут работать по правилам, продиктованным им Минфином. А там соблюдать закон склонны все-таки намного больше, чем в налоговом ведомстве. К тому же в этом случае исчезли бы постоянные расхождения между позициями двух министерств, способные вызвать у любого бухгалтера раздвоение личности.
Зря надеялись. Методичек и прочих разъяснительных документов на самом деле станет вдвое больше: их станут издавать и Минфин, и Федеральная налоговая служба (ФНС). Причем ничто не мешает каждому из них давать собственные рекомендации по одним и тем же вопросам. Так что налоговики по-прежнему будут действовать по своим внутренним «законам», имеющим к Налоговому кодексу весьма отдаленное отношение.
И по всей видимости, Минфин налоговикам будет не указ – из законопроекта не следует, что его рекомендации станут обязательными для налоговой службы. Там есть только общая фраза о том, что он станет «координировать и контролировать» деятельность ФНС. Еще упоминается, что методички и письма Минфина будут обязательны только для его подразделений. Считается ли таковым ФНС – неизвестно. По крайней мере ни из президентского указа, ни из законопроекта такого вывода сделать нельзя. В самом Минфине, куда мы обратились с этими вопросами, долго юлили и в итоге отвечать отказались.
Там потеряли, здесь нашли
Останется ли у налоговой службы право давать разъяснения в ответ на запросы фирм и граждан, долгое время не знали даже в самом МНС. Теперь точно известно, что нет – с вопросами нужно будет обращаться только в Минфин. Но в новоиспеченной ФНС вряд ли расстроятся. Запросы назойливых налогоплательщиков очень тяготили налоговиков. И вместо вразумительных ответов они уже давно привыкли отделываться набором бессвязных цитат из Налогового кодекса.
Однако ответ Минфина, которому автор запроса решит последовать, спасет его разве что от штрафа. Если у налоговиков будет иное мнение, то недоимку и пени они спишут, невзирая на его официальные разъяснения. Ведь рядового инспектора не интересует, что думают в далеком Минфине, он действует по указаниям своего начальника. У того, в свою очередь, есть свой начальник. И так далее – главным источником руководящих указаний для всех налоговиков страны по-прежнему останется налоговое ведомство.
Впрочем, разъяснять фирмам и гражданам применение налоговых законов будет не только Минфин. Этим займутся еще и региональные и местные исполнительные власти, точнее, те их структуры, которые отвечают за финансы (часто они называются комитетами финансов). Разумеется, растолковывать они смогут только свои региональные или местные законы. Их мнение для налоговых инспекторов тоже не будет обязательным. Хотя всякого, кто ему последует, от штрафа освободит.
Так что бухгалтеры опять не будут знать, кому верить. И многие, как и сейчас, в итоге предпочтут послушаться налоговиков, чтобы потом не пришлось с ними спорить.
Потеряв одни права, налоговики приобретут новые. Они станут контролировать уплату неналоговых обязательных платежей. В законопроект это заложено с прицелом на перспективу: в правительстве и Госдуме уже решили вывести за рамки налоговой системы лесные платежи и таможенные пошлины.
К ним присоединится и плата за загрязнение окружающей среды, которая сейчас находится в «подвешенном» состоянии – вместе с полномочиями налоговиков по контролю за ее перечислением. В некоторых арбитражных судах уже успели сделать вывод, что раз она – не налог, то контролировать, как ее платят фирмы, налоговики не вправе. Законопроект, как видно, призван устранить это досадное для них «недоразумение» и не допустить, чтобы оно появилось в будущем.
Hе захотели по-хорошему...
Есть в проекте и положения, к основной его теме отношения не имеющие. Самое впечатляющее – новое основание для приостановки операций по банковским счетам фирм и предпринимателей.
Сейчас инспекция может заблокировать счет, если его владелец не сдал ей какую-нибудь декларацию. Однако одной декларации инспекторам последнее время недостаточно. К каждой они требуют кипы первичных документов и регистров учета, фактически подменяя камеральной проверкой выездную. Ссылаются при этом на статью 88 Налогового кодекса, которая якобы дает им такое право.
Однако ежеквартально копировать сотни и тысячи документов и отвозить их все в налоговую по силам далеко не каждой фирме. Поэтому многие из них это требование инспекции просто игнорируют, понимая, что его законность сомнительна. В ответ налоговики грозят штрафом по 126-й статье кодекса (по 50 руб. за каждый непредставленный документ), в свою очередь понимая, что вряд ли найдется суд, который их поддержит.
Но скоро – когда проект станет законом – блефовать таким образом налоговикам больше не придется. Каждая инспекция получит право приостановить операции по банковским счетам фирмы или предпринимателя, которые не представили хотя бы один из потребованных ею документов.
Речь, правда, идет только о тех документах, запрашивать которые инспекции позволяет Налоговый кодекс. Вся первичка, если ее требуют представить для камеральной проверки, к ним явно не относится. Расчет сделан на то, что фирме будет проще сдать все запрошенные документы, чем месяцами оставаться без банковских счетов, оспаривая законность решения об их блокировке в суде.
На выездных же проверках это нововведение даст налоговикам возможность веско ответить на отговорки вроде «эти документы у директора, а он сейчас в командировке» или «все документы в аудиторской фирме, которая как раз сейчас проводит у нас проверку».
Впрочем, возможно, что ко второму чтению законопроекта эта поправка из него исчезнет. Против нее высказался глава бюджетного комитета Юрий Васильев.
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий