Переварить с ходу то, что пишут в ПБУ, проблема для любого нормального человека. Одно из самых сложных для восприятия, пожалуй, ПБУ 18/02. Автор современного Плана счетов Александр Бакаев как-то сказал об этом положении: «Это уже матанализ получается, а не бухгалтерский учет».
Кстати, в Минфине не считают свои творения сложными. На нашу фразу «непонятные ПБУ» там очень обиделись. Сказали: «Неправда, все понятно. Это бухгалтерам нужно повышать свою квалификацию».
Среди причин несовершенства ПБУ в Минфине называют ударные темпы работы. «В зависимости от сложности положения писали от двух месяцев до полугода», – говорит г-н Бакаев. Сделать за столь короткие сроки нечто удобоваримое на самом деле непросто.
Кстати, самым сложным лично для себя Александр Бакаев считает ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия». Именно потому, что оно первое.
Одно время Минфин выпускал по три-четыре ПБУ в год. Сейчас этот конвейер почти остановился (готовят к выходу в свет только одно положение «Учет договоров строительного подряда»). «А может, скоро ПБУ вообще перестанут разрабатывать в связи с переходом на МСФО. И никаких претензий со стороны пользователей к нам не будет», – сказали в департаменте регулирования финансового контроля аудиторской деятельности и бухгалтерского учета (недавно департаменты методологии бухгалтерского учета и отчетности и организации аудиторской деятельности объединили в один).
Пока в объединенном департаменте затишье. В связи с реорганизацией Минфина и переездами из одних кабинетов в другие чиновники не создают новые документы. «Так что радуйтесь, что у нас сейчас застой в этом плане», – посоветовали в Минфине.
В целом процесс написания ПБУ выглядит следующим образом. Проект положения готовит Институт профессиональных бухгалтеров. «Бухгалтерский» департамент Минфина начинает его дорабатывать, расширять, проверять на соответствие нормам Гражданского кодекса. После этого проект направляют юристам. Те, бывает, возвращают его до потери пульса.
Когда все противоречия с юристами решены, документ отправляют на подпись руководству Минфина и в Минюст. Последний тоже нередко возвращает положения на доработку. В среднем над одним ПБУ работают десять человек.
Если вам непонятно, как применять ПБУ на практике, пишите запросы в департамент регулирования финансового контроля аудиторской деятельности и бухгалтерского учета Минфина по адресу: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. Ответить вам обязаны в течение месяца.
Признание
фраза: «Вы уже сдавали отчетность по ПБУ 18/02? Проблемы, конечно, были? Я могу предположить, что вы неколько... кгхм-кгхм... манипулировали цифрами для того, чтобы у вас все сошлось». То есть дама из министерства фактически признала, что применить ПБУ 18/02 так, чтобы все «сошлось», невозможно.
Потом этот же лектор выдала еще одну фразу: «ПБУ 18/02 все понимают по-разному»,
На одном из семинаров, который читала чиновница из Минфина, прозвучала такая
признав тем самым, что однозначно его понять невозможно.
Самые косноязычные формулировки ПБУ
I место
«Данные об активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах организации отражаются в бухгалтерской отчетности с учетом событий после отчетной даты, подтверждающих существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность, или свидетельствующих о возникших после отчетной даты хозяйственных условий, в которых организация ведет свою деятельность, и тем самым невозможности применения допущения непрерывности деятельности предприятия к деятельности организации в целом или какой-либо существенной ее части». ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»
II место
«Организация признает отложенные налоговые активы в том отчетном периоде, когда возникают вычитаемые временные разницы, при условии существования вероятности того, что она получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах.
Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете с учетом всех вычитаемых временных разниц, за исключением случаев, когда существует вероятность того, что вычитаемая временная разница не будет уменьшена или полностью погашена в последующих отчетных периодах». ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»
III место
«Указанные вложения заемных средств могут осуществляться только в случае непосредственного уменьшения затрат, связанных с финансированием инвестиционного актива, например снижения цен на строительные материалы и оборудование, задержкой выполнения отдельных видов (этапов) работ субподрядными организациями, другими аналогичными причинами. Уменьшение затрат по займам на величину дохода должно быть подтверждено соответствующим расчетом фактического наличия указанного дохода». ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»
Инна СЕДОВА
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий