Взбрыкнули-с
Бухгалтер Евгений Иванов из Ростова-на-Дону на себе испытал прелести нового сбербанковского порядка. Однажды он пошел в отделение Cберегательного банка, чтобы заплатить за предпринимателя, у которого работает, единый налог. Настроение ему испортила операционист в окошке. Увидев протянутые деньги, она изобразила недовольство на лице и сказала:
– Не суйте мне ваши деньги! Вы что, законов не читаете? Давно пора знать, что предприниматели должны открывать расчетные счета и перечислять налоги только через них.
Ошарашенный бухгалтер ушел обратно ни с чем, если не считать денег, которые у него не приняла операционист. Предварительно посоветовавшись со своим предпринимателем, Евгений открыл расчетный счет, потратив на это ни много ни мало неделю.
Податливостью отличились далеко не все ростовские бухгалтеры. Зачем такая роскошь «их» предпринимателям, подумали они: во-первых, обороты маленькие, во-вторых, нет лишних денег на открытие расчетного счета.
Штрафовать в общем порядке
Налоговиков «ноу-хау» Сбербанка коснулось непосредственно: недобор налогов – штука для них неприятная. О казусе нам рассказала заместитель руководителя ИМНС по Советскому району города Ростова-на-Дону Людмила Волкова:
– Нам пришлось изрядно поволноваться. Из-за того что в ростовских сберегательных кассах на какое-то время перестали принимать наличные налоги, возникла недоимка в бюджет. Сначала в Сбербанке вместо отдельных налоговых платежек стали формировать одну по итогам дня по всем плательщикам. А потом отказались и от этого.
– Согласитесь, непонятные требования банка – уважительная причина просрочки уплаты налогов...
– От того, что мы считаем, ничего не зависит. Штрафы предпринимателям начислялись в общем порядке. Так положено по закону. И потом, наличные вскоре согласились принимать два коммерческих банка. Операционист одного из них даже сидит в инспекции по Первомайскому району.
Мы позвонили в один из смилостившихся банков. Оказалось, что там за прием наличных с предпринимателей собирают по 3 процента от суммы перечисляемых денег.
Всем миром
О том, как вразумили Сбербанк, нам рассказал работник еще одной ростовской налоговой инспекции, пожелавший остаться неизвестным. «Мало того, что предприниматели жалобы накатали, – поделился инкогнито, – инспекциям и налоговому Управлению по Ростовской области пришлось писать коллективный запрос в налоговое министерство. Это оказалось эффективным. Недавно поступили разъяснения, где говорится, что структурные подразделения Сбербанка все-таки обязаны принимать наличные от предпринимателей по формам № ПД и ПД-4сб».
Возможно, капризы Сбербанка достигли своего апогея как раз из-за форм квитанций, которые заполняют предприниматели для перечисления наличных. Об этом свидетельствует случай с бухгалтером из Краснодара Верой Пишиной. Она, как обычно, заполнила квитанцию по форме № ПД, чтобы заплатить ЕНВД через сберкассу. Но документ не приняли. Уже потом бухгалтер вычитала, что подразделения Сбербанка принимают наличные по этой форме, если только имеют достаточную техническую оснащенность (совместное письмо МНС и Сбербанка от 10 сентября 2001 г. № ФС-8-10/1199 и 04-5198). В этом же документе написано, что при необходимости заполняется не форма № ПД, а форма № ПД-4сб. Ее обязаны принимать все сбербанковские кассы.
Не сговорились
За комментариями мы обратились в Юго-Западное отделение Сбербанка, которое и курирует Ростовскую область. На наше письмо оперативно ответил начальник отдела общественных связей Валерий Бунин. Однако единственная новость, которую удалось узнать от г-на Бунина, – «в настоящее время жалобы на отказ в проведении наличных расчетов для данной категории клиентов не поступают».
В территориальном расчетном центре Юго-Западного банка даже обиделись на наше обвинение. «Инструкции-то одни, поэтому грешить на ростовский Сбербанк не надо, – пожурил собеседник. – Подобные инциденты были не только в Ростовской области. Сейчас мы получили разъяснения “из центра” – теперь наличные будем принимать беспрекословно».
Как ни странно, в Центробанке настроены по-другому. Там серьезно убеждены, что предприниматели относятся к юридическим лицам. Дело в том, что у Центробанка и бывшего МНС есть совместное письмо (от 12 ноября 2002 г. № 151-Т и ФС-18-10/02). В нем говорится, что организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки наличные деньги, минуя свои банковские счета.
«Для нас организации и предприниматели – это одна категория, – просветила нас сотрудник Управления развития розничных платежей Центробанка Валентина Шапкина. – Поэтому, согласно письменным указаниям Центробанка и МНС (речь идет о вышеупомянутом письме от 12 ноября 2002 г. – прим. ред.), предприниматели должны открывать расчетные счета, иначе они не смогут заплатить налоги».
За «крышей» – в налоговую
В 861-й статье Гражданского кодекса сказано, что расчеты с участием граждан, которые не связаны с их предпринимательской деятельностью, могут производиться наличными деньгами или в безналичном порядке. Из этого в Центробанке сделали вывод, что если гражданин является предпринимателем, то он обязан открывать расчетный счет. Но в кодексе ничего не сказано о том, что предприниматели не имеют права рассчитываться наличными. Такого запрета ни в одном законе нет.
Учитывая мнение банковских верхов, можно предположить, что ростовский инцидент не раз повторится. В Московском главном территориальном управлении Центробанка советуют в таком случае написать письмо в Управление банковского надзора. Оно есть при Главном территориальном управлении Центробанка каждого региона. В письме нужно указать телефон и адрес, потому что ответ придет через две недели тоже по почте. «Еще напишите письменную жалобу председателю Сбербанка», – подсказали в Московском ГТУ.
В крайнем случае можно и с налоговиками скооперироваться – пожаловаться им на обидчика. Поддержать вас – в их интересах: налоги для них – святое. «Законы не содержат запрета предпринимателям платить налоги наличными, а раз не запрещено, значит, разрешено, – считает замначальника Управления кредитных организаций ФНС Вячеслав Ковалев. – Однако скрывать не буду: безналичные расчеты в наших интересах – налоги контролировать легче».
Елена ДАВЫДОВА
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий