Интересы поставщика
Не старайтесь «одарить» партнера ответственностью по принципу «за все и сразу». Притворитесь «джентльменом» и сначала установите ответственность себе в виде пени за просрочку поставки и (или) недопоставку товаров. Вам это ничем не грозит. Ведь такая ответственность и так на вас ложится по законодательству (ст. 521, 524 ГК), зато зарекомендуете себя перед контрагентом как добросовестный и исключительно честный партнер.
А уж потом можно потребовать включения в договор и ответственности партнера-покупателя за просрочку в оплате товара (пени в размере 0,1% от стоимости всего поставляемого товара здесь будет вполне достаточно). Впрочем, при стопроцентной предоплате от этого условия можно и отказаться. Ведь в этом случае будет действовать уже почти народный принцип «утром деньги, вечером – стулья».
Далее предусмотрите обязанность покупателя принять товар в удобные для вас место и время, а также укажите срок осмотра товара на предмет соответствия его качества и количества условиям договора.
Покупатель – слабое звено
Если вы по условию сделки – покупатель, то постарайтесь «раскрутить» поставщика на ответственность «по полной программе». Начните с «классики» – ответственности за просрочку поставки и (или) недопоставку товаров по вине поставщика, «наградив» нерасторопного партнера пенями за каждый день просрочки.
После этого можете настоять на ответственности в виде пеней за нарушение условий о маркировке и упаковке или за непредставление или представление неправильно оформленных товаросопроводительных документов.
И вашим, и нашим
Контрагент быстрее согласится на лишнее условие об ответственности, если оно – корреспондирующее, то есть взаимное. Вот и установите взаимную обязанность письменно проинформировать друг друга об изменении юридического и почтового адресов, а также платежных реквизитов. Здесь же укажите срок, в течение которого это необходимо сделать. А для стимула исполнения данного условия договоритесь и о взаимной ответственности за молчание по столь важному вопросу.
Другой пример – срок поставки и срок приемки, или – словами Гражданского кодекса – принятия товара. Если для покупателя важны сроки поставки, то для поставщика – соблюдение сроков осмотра товара, проверки его качества и количества
Горькую пилюлю обязанности держать ответ можно подсластить. Для этого, например, укажите, что общая сумма начисляемой за нарушение неустойки как для партнера, так и для вас, не может превысить, скажем, 5 процентов от общей стоимости непоставленного и (или) недопоставленного товара.
Или другой путь ухода от ответственности: напишите, что если претензия не выставлена, то неустойка вообще не начисляется. Обратите внимание на формальную сторону этого условия – выставлена должна быть именно претензия, а не уведомление, письмо и т. д.
Очень часто в договоре поставки (как, впрочем, и в других видах договоров), встречаются так называемые условия-«пустышки», то есть не создающие своим присутствием никакой ответственности, кроме уже установленной законодательством. Например, ответственность за необоснованный отказ стороны от своих договорных обязательств (кстати, расшифровки понятия «необоснованный отказ» в законодательстве до сих пор толком не дано).
Дело в том, что в Гражданском кодексе есть статья 393, которая, по сути, является эквивалентом этого условия. В ней говорится об обязанности должника возместить кредитору все убытки, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств.
К «пустышкам» относится и условие о том, что в случаях, не предусмотренных договором, ответственность сторон определяется действующим законодательством, что само собой разумеется. Впрочем, присутствие «пустышек» ровным счетом ничего в себе не несет. Кроме, пожалуй, того, что, если договор готовили вы и он изобилует подобными вещами, партнер может усомниться в компетентности составителя.
«Не ломите» пени
Устанавливая пени, самое время вспомнить о статье 333 Гражданского кодекса. Она гласит, что при несоразмерности пеней и штрафов последствиям нарушения обязательств, суд имеет право уменьшить их размер.
Поэтому если пени будут несоразмерно большими по сравнению с проступком, ваш контрагент в суде «собьет» их на первом же заседании вне зависимости от того, заявит он такие требования или нет.
«На данный момент самый высокий “пропускной” размер пеней – это 5 процентов от суммы, на которую эту неустойку начисляли, – говорит адвокат Николай Климов. – Конечно, можно попытаться установить и более крупную неустойку. Но если придется этой неустойкой воспользоваться, то любой юрисконсульт объяснит вашему контрагенту, что тот при подписании договора дал маху, и партнер будет настаивать на ее снижении любыми путями.
А если условие договора нарушите вы, то угодите в вырытую вами же яму. Ведь вряд ли неустойка в отношении вашей ответственности будет ниже, чем в отношении фирмы-партнера».
К барьеру!
Выставление претензии – это балансирование на грани между переговорами и конфликтом. Поэтому, чтобы не допустить превращения первого во второе, поставьте ваши отношения в этой ситуации на цивилизованные рельсы – пропишите в договоре порядок оформления, рассмотрения и удовлетворения претензий. Укажите, что она должна быть выставлена не позднее 20 дней со дня оформления последнего товаросопроводительного документа. Или же в течение этого же времени начиная со дня, когда нарушение было обнаружено или должно было быть обнаружено.
Очень важно обозначить срок рассмотрения претензии (как правило, 30 дней с момента ее получения бывает вполне достаточно). Не забудьте определить, что будет служить подтверждением получения претензии вашим контрагентом. Например, уведомление о вручении заказного письма.
Иногда в договоре стороны указывают перечень документов, которые должны быть приложены к претензии, дабы подтвердить претензионные требования. Особой необходимости в этом нет. Ведь подобный пакет документов целиком зависит от конкретной ситуации, вашей предприимчивой фантазии и творческого подхода к проблеме. Здесь может быть и копия договора поставки или его части (чтобы там были именно те условия, на которые вы ссылаетесь в претензии), и копия накладной, и копия платежного поручения, и карточка дебиторов.
Если, например, предмет претензии – какой-то дефект, обнаруженный уже в процессе эксплуатации товара (так называемый скрытый дефект), то нелишней будет копия или даже подлинник акта об обнаружении скрытых дефектов. Для пущей важности можно приложить копию доверенности, выданной директором фирмы тому, кто подписал претензию или же выдержку из устава с перечнем полномочий вашего руководителя, если под претензией красуется его подпись.
Расторжение по согласию
Если ваши партнерские отношения приносят больше проблем, чем пользы, «проблемный» договор лучше всего расторгнуть.
При этом совсем не обязательно писать в договоре, что он может быть расторгнут по соглашению сторон или при несоблюдении кем-то из вас условий договора. Такие возможности дают «разочаровавшимся» партнерам статья 452 Гражданского кодекса.
Гораздо полезнее урегулировать саму процедуру расторжения контракта. Так, при расторжении договора одна сторона должна направить другой письменное уведомление с предложением прервать партнерские отношения. В нем необходимо обосновывать причины расторжения. И по окончании срока, установленного в договоре для рассмотрения предложения о расторжении, он будет считаться расторгнутым. При этом неважно, ответил контрагент на уведомление или нет: договор будет считаться расторгнутым по соглашению сторон.
Еще помните: если, составляя договор, вы не позаботились о том, чтобы обязательства прекратились только после полного их исполнения, лучше отложить разрыв отношений вплоть до этого знаменательного события. Дело в том, что статья 425 Гражданского кодекса устанавливает, что все обязательства по договору (то есть расчеты, выплаты и т. д.) прекращаются в срок окончания его действия, если только в договоре стороны не предусмотрели что-то другое.
Анна БУДНЕВИЧ
Комментарии (0)
Оставить комментарий