Конкуренция заставляет компании «идти в народ»: на улице или в магазине потенциальным клиентам вручаются подарки. Обычно это либо продукция собственного производства, либо приобретенные заранее сувениры с логотипами фирмы. Нужно ли на их стоимость начислять НДС? Мнение налоговых специалистов по этому вопросу известно давно. Они считают подарок, врученный покупателю, безвозмездной передачей товара. А та в свою очередь признается реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Недавно такую же точку зрения высказал и Минфин России (письмо от 5 июля 2004 г. № 03-1-08/1484/18). Его вывод: «товары, безвозмездно переданные в рекламных целях, являются объектом налогообложения по НДС». На наш взгляд, такая позиция ведомства не лишена изъяна. Ведь вручение подарка приравнять к безвозмездной передаче можно отнюдь не в любом случае. Так, если фирма, занимающаяся реализацией парфюмерии, подарит контрагенту компьютер – это одно дело. А если та же компания возле своей торговой точки будет раздавать пробники новой туалетной воды – другое. Но обо всем по порядку.
Покупателю нового геля – мыло в подарок
Вариантов рекламных кампаний множество. Один из них – так называемая бонусная система. Когда посетителю магазина вручают подарок при покупке какого-либо продукта. В этом случае инспекторы часто требуют на стоимость презента начислить НДС. Но у такой акции есть особенность, которую они во внимание не принимают. Ведь подарок передается только при определенном условии. А именно, посетитель должен купить некий товар. Считать такую передачу подарка безвозмездной нельзя. Значит, и НДС с его стоимости платить не надо.
Однако, чтобы укрепить такую позицию перед контролерами, позаботьтесь о документальном оформлении рекламной акции. Закрепите порядок ее проведения и утвердите его приказом руководителя. Если же дело дойдет до суда, инспекторы уйдут оттуда ни с чем. Как это случилось, например, с ООО «Клуб Почта Русь». Проверяющие решили привлечь фирму к налоговой ответственности. По их мнению, она недоначислила НДС на стоимость подарков, переданных покупателям. Компания не согласилась с точкой зрения контролеров и обратилась в суд. Арбитры ее поддержали. Они отметили, что получение подарка происходило только при условии приобретения определенного товара. А это уже указывает на возмездный характер сделок. Кроме того, «стоимость подарков входила в общую цену товара... указанные обстоятельства документально подтверждены». Поэтому «отдельный объект налогообложения налогом на добавленную стоимость при реализации подарков не возникает» (постановление ФАС Московского округа от 19 августа 2003 г. по делу № КА-А40/5796-03П).
Помимо этого рекламную акцию от чиновников вы можете попросту спрятать. Измените ее суть, например, вместо лозунга: «Покупателям двух упаковок порошка – третья в подарок», напишите «Три упаковки порошка – по цене двух». В этом случае фирма не раздает товары бесплатно. Она продает их со скидкой. Причем размер скидки будет равен стоимости подарка. Такая формулировка поможет вам избежать спора с налоговиками и судебного разбирательства.
Рекламные расходы
Подарки «в нагрузку» далеко не единственный вариант рекламной акции. Ведь одаривать можно и просто обывателей на улицах города. Разберемся, что тогда делать с налогом.
В этом случае сувениры – рекламные расходы фирмы. Их цель состоит в том, чтобы потенциальные клиенты могли попробовать продукцию. Поэтому говорить о реализации, здесь неуместно. Однако и в этом случае налоговики считают, что происходит безвозмездная передача. Но, как показывает практика, поддержки со стороны арбитров они не находят. Судьи подчеркивают, что «статья 146 НК РФ распространяется только на безвозмездную передачу товаров и не применяется в случае совершения указанных действий в рамках рекламной кампании». А коль уж затраты на раздачу подарков квалифицированы как расходы на рекламу, то они соответственно включены в себестоимость продаж. Вывод судьи: «Передача подарков в рамках рекламной кампании исключает возникновение объекта налогообложения НДС» (постановление ФАС Московского округа от 13 января 2003 г. по делу № КА-А40/8381-02).
Отдельно стоит рассмотреть позицию специалистов столичного налогового управления. Давным-давно они отметили, что «стоимость рекламных материалов, сувениров, образцов... относится на издержки... как расходы по рекламе... не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость» (письмо от 31 июля 2001 г. № 02-14/35611). Даже если сейчас налоговики свое мнение и изменили, отменить это письмо они забыли. Поэтому вы можете воспользоваться им и не бояться санкций (ст. 111 НК РФ).
Для того чтобы включить стоимость сувениров в расходы, фирме необходимо подтвердить их рекламный характер. Для этого достаточно оформить приказ руководителя, где будет указана цель подобной акции. Скажем, продвижение товара на рынке или стимулирование спроса. Отсутствие документов даст судьям повод принять сторону контролеров (например, постановление ФАС Уральского округа от 25 апреля 2001 г. по делу № Ф09-783/01-АК).
Не платим, но вычитаем
Итак, мы разобрались, что начислять НДС на стоимость сувениров не нужно. Но в этом случае при проверке инспекторы могут запретить вам зачесть налог. Ведь на первый взгляд нарушается условие подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса. Напомним, здесь сказано, что вычетам подлежат суммы налога по товарам, которые приобретены «для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения». Как правило, налоговые работники за эту формулировку цепляются и делают вывод, что раз налог вы не платили, то и вычет сделать нельзя. Скажем сразу, такая точка зрения ошибочна. Поясним сказанное. Образцы товаров раздавались потенциальным клиентам. Причем цель такой щедрости весьма оправдана экономически. Ведь рекламная акция проходит с целью увеличения продаж и роста производства. То есть в рамках деятельности, облагаемой НДС. Выходит, что необходимое требование все-таки выполняется.
М. Гриня, эксперт ПБ
Комментарии (0)
Оставить комментарий