В связи с постоянными вопросами о законности деятельности общественного объединения бухгалтеров — Института профессиональных бухгалтеров России и проводимой ИПБР аттестации специалистов по бухгалтерскому учету, была проведена юридическая экспертиза документов ИПБР. Вся информация была получена из официальных источников.
1. ИПБ утверждает, что Министерство Финансов России является учредителем ИПБ.
Ответ юриста:
Это не соответствует действительности. Минфин ни когда не был учредителем ИПБ – это не положено по закону. Федеральный Закон «Об общественных организациях» ст.19 : «Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений». По данным МНС РФ (регистрационного органа) у ИПБ – 4 учредителя, и почти все они учебные организации.
2. ИПБ утверждает, что ИПБ является единственным профессиональным объединением, имеющим законное право по аттестации бухгалтеров.
Ответ юриста:
Это противоречит антимонопольному законодательству. Не существует ни одного закона, ни одного нормативно-правового акта, разрешающего только одному ИПБ проводить аттестацию бухгалтеров. Так же как и нет закона, запрещающего проводить аттестацию и другим профобъединениям. Общественные объединения равны перед законом (ст.13 п.4 Конституции России). Деятельность по аттестации бухгалтеров не подлежит лицензированию.
Аттестацию бухгалтеров могут проводить все профессиональные объединения, если аттестация бухгалтеров предусмотрена учредительными документами.
3. ИПБ утверждает, что только документы, выданные ИПБ, будут действительны в последствии.
Ответ юриста:
Этого не может быть, так как в соответствии с действующим законодательством, закон обратной силы не имеет . Выданные документы будут действительны, вне зависимости кто их выдал – ИПБ или какое то другое профобъединение.
Кроме того, распространяя эти сведения, ИПБ нарушает антимонопольный Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности…» раздел 3, действия ИПБ квалифицируются, как недобросовестная конкуренция.
4. ИПБ публикует сведения, что программы аттестации, обучения и форма аттестата ИПБ одобрена Министерством Финансов или Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (протокол №8 от 30 сентября 1998 г.).
Ответ юриста:
Эти сведения не действительны – Минфин никогда не одобрял программы ИПБ (в базе данных МФ РФ отсутствуют регистрационные номера программ). Было одобрение Межведомственной комиссии , но оно уже давно устарело. Уже более 5 лет, ИПБ пользуется исключительно собственными программами, утвержденными только одним ИПБ. ИПБ не сообщая, что полученные одобрения устарели, нарушает Федеральный закон «О рекламе» ст.7: «не допускается ссылка на одобрения юридических лиц, если они устарели» и закон
«О защите прав потребителей» ст. 10: «исполнитель обязан предоставлять потребителю
достоверную информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора».
5. ИПБ требует, для прохождения аттестации, обязательного дополнительного обучения на курсах повышения квалификации, непосредственно в ИПБР или в аффилированных учебных организациях, входящих в некоммерческое партнерство ИПБ.
Ответ юриста:
Это не законно. Выдаваемый ИПБ аттестат не является документом об образовании или об окончании учебного учреждения. Это свидетельство о соответствии бухгалтера профессиональным требованиям. Обучение должно быть добровольным. Обязательное дополнительное обучение на платных курсах повышения квалификации, для получения этого аттестата не введено законодательно. Если бухгалтер , имеющий экономическое образование, считает, что может пройти аттестацию и без обучения на этих курсах, то он должен допускаться к аттестации без дополнительного обучения. Федеральный закон «Об образовании» ст. 50 п.3 допускает сдачу экзаменов и без дополнительного обучения. Министерство Финансов тоже придерживается этой позиции, при приеме экзаменов у аудиторов, имеющих экономическое образование. Минфин перестал требовать от них обязательного дополнительного обучения на курсах повышения квалификации для сдачи экзаменов на аттестат аудитора (приказ МФ РФ от12 .09.2002 г.). Об этом писал журнал «Расчет» № 2 за 2003 г. Все, кто не уверен в себе, повышают квалификацию добровольно.
Действия ИПБ расцениваются, как «навязанная услуга» и являются нарушением Федерального закона «О защите прав потребителей» ст.16 п.2 «запрещается обусловливать
приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг».
6. ИПБ утверждает, что выдает квалификационный аттестат профессионального бухгалтера Минфина РФ.
Ответ юриста:
Это не соответствует действительности. Не существует такого документа. Аттестаты профессионального бухгалтера выдаются общественными организациями – профессиональными объединениями. Аттестат профбухгалтера, выдаваемый ИПБ не является документом Министерства Финансов РФ. Аттестат ИПБ, изготовлен в виде книжечки, где одна часть выдается ИПБ, а вторая якобы «Минфином». Но это не так. Министерства, в том числе и Минфин не выдают совместных документов с общественными объединениями. Министерство Финансов, в ответ на запрос, сообщило, что не выдает и не регистрирует указанные документы.
ИПБ не законно использует в аттестате название Министерства Финансов. Ни какого официального отношения ИПБ к Минфину не имеет. В аттестате, на якобы «странице Минфина», якобы расписывается заместитель министра М. Моторин, но он не является заместителем министра. Кроме того он выступает ни как официальное лицо министерства , а как общественный деятель, работающий в ИПБ по совместительству, в свободное от основной работы время и поэтому нельзя в названии аттестата использовать название Министерства Финансов. Вместо его подписи ставится факсимиле, что дополнительно подтверждает сомнения. Но самое главное на второй части аттестата , после надписи « Минфин» не стоит печати Минфина. Отсутствие печати на одной из заполненных и подписанных страниц аттестата делает автоматически документ не действительным. По установленным государством правилам для оформления аттестатов, дипломов, свидетельств — все эти документы должны быть подписаны «живой» подписью и обязательно заверены печатью. Министерство Финансов выдавая аудиторам квалификационный аттестат аудитора обязательно заверяет этот документ гербовой печатью и не допускает использование факсимильной подписи . Все это говорит о том, что ИПБ нарушает закон «О защите прав потребителей» вводя потребителя в заблуждение и выдавая свой собственный аттестат за документ государственного органа – Минфина. Вероятно, ИПБ делает это для того, чтобы названием «Министерства Финансов» в аттестате придать себе больше значимости, обойти конкурентов и привлечь как можно больше людей на дорогостоящее обучение и на вступление к себе в члены организации.
Заключение.
Институту Профессиональных Бухгалтеров рекомендуется привести свои документы и правила в соответствие с действующим законодательством, не дожидаясь, когда ИПБР заинтересуются компетентные органы. Обратившимся ко мне бухгалтерам я посоветовал пройти аттестацию в другой организации. Сейчас у ИПБР появился конкурент – Национальная Гильдия Профессиональных Бухгалтеров (НГПБ). НГПБ предложило другие, отличные от ИПБР правила аттестации и условия членства в профессиональном объединении.
Начальник Юридического Управления
Центра защиты прав потребителей Дмитриев С.А.
Комментарии (0)
Оставить комментарий