22 июля обнародовано письмо Минфина № 04-02-05/1/33, которое вызывает легкое недоумение. Чиновники указывают на то, что признать расходы фирмы, понесенные по гражданско-правовым договорам, можно и в том случае, когда не составлялся акт выполненных работ.
Конечно же, есть исключения, добавляют сотрудники министерства. Это сделки, когда составление акта является обязательным в соответствии с гражданским законодательством или заключенным договором. В этой ситуации без акта учесть расходы будет нельзя.
Филиалы тоже платят
Ажиотаж при сдаче отчетности по имущественному налогу начался еще в начале июля. На новостных сайтах то и дело появлялись вести от налоговиков. Методично собирая все материалы, чиновники свалили их на головы обеспокоенных счетоводов в преддверии полугодовой отчетной даты.
Во избежание лишних вопросов налоговики постарались свои разъяснительные функции оправдать на все сто. Первоначально московские фискалы опубликовали письмо, в котором затронули вопрос о порядке учета имущества филиала (письмо УМНС по г. Москве от 9 июня 2004 г. № 23-10/1/38453). Они напомнили, что бухучет должен включать показатели деятельности как компании в целом, так и всех ее филиалов, представительств и иных обособленных подразделений. К тому же из письма следует, что имущество учитывают дважды, а платит налог только филиал.
Чиновники не преминули вспомнить и о том, что выделение филиала или представительства компании на отдельный баланс обязательно нужно прописывать в уставе фирмы и в положении о филиале. А вот выделение других обособленных подразделений следует закрепить в учетной политике. В итоге получается, что руководство фирмы должно самостоятельно определить, что и как выделять на отдельный баланс.
Кроме того, продвинутые налоговики решили излить поток информации на счетоводов и в интернете.
На сайте налогового министерства (www.nalog.ru) чиновники разместили ответы на типовые вопросы компаний, которые возникли у них в ходе первого отчетного срока. Там же целый раздел посвящен порядку уплаты налога на имущество филиалами компаний.
Министерские сотрудники популярно объяснили, как следует подавать декларацию по налогу, если филиалы предприятия и их имущество расположены в разных муниципальных образованиях, но подведомственны одной инспекции.
В такой ситуации, по мнению налоговиков, компания имеет право представить одну декларацию по всему имуществу. Однако страниц, где указана сумма налога (либо сумма авансового платежа по налогу), в декларации должно быть столько, в скольких районах фирма имеет филиалы. На каждой странице нужно записать ОКАТО района, где расположено подразделение. К примеру, на территории 4-й налоговой кодов ОКАТО два: для Хамовников и для Арбата.
Министерство пролило свет и на вопрос о том, как быть фирме, у которой филиал расположен в другом регионе. Если у компании, находящейся в Москве, есть филиал, расположенный, к примеру, в Подмосковье, то декларацию нужно сдавать по местонахождению филиала. Даже если у подразделения нет отдельного баланса.
Кому и как обеспечена льготная жизнь
Коса на камень нашла для столичных чиновников и в вопросе применения льгот по налогу на имущество. Они рассказали про льготы для компаний социально-культурной сферы: объекты спорта, здравоохранения и социального обеспечения (письмо УМНС по г. Москве от 21 июня 2004 г. № 23-10/1/41021).
В общем, для всех тех, что указаны в пункте 7 статьи 381 Налогового кодекса.
В письме налоговики опровергают сложившуюся судебную практику. Ведь, согласно ей, льгота не связывается с определенным видом деятельности. Поэтому, если компания решит открыть, скажем, садик для детей своих сотрудников или фитнес-центр для их родителей, она вправе рассчитывать на льготу.
По мнению же фискалов, указанной привилегией вправе пользоваться только фирмы, которые занимаются льготируемой деятельностью, определенной законодателем. К этим фирмам налоговики отнесли общеобразовательные и спортивные школы, интернаты, детские сады, оздоровительные лагеря для отдыха детей и подростков, медицинские учреждения. А также колледжи, школы, институты, театры, музеи, библиотеки, клубы и другие фирмы, имеющие на балансе объекты социально-культурной сферы.
Кстати, немного раньше фискалы выпустили письмо, в котором пояснили, что, если организации используют имущество не по назначению, на него льготы тоже не распространяются (письмо МНС от 28 мая 2004 г. № 21-3-04/44).
Министерский сайт выдал свою порцию информации о льготах.
Кстати, этому вопросу посвящен самый объемный раздел. Фискалы объяснили, что предприятия социально-культурной сферы не всегда могут применять льготу к имущественному комплексу компании в целом.
Например, у фирмы есть несколько зданий. Одно из них – основное, а во втором расположены небольшой магазинчик и кафе, куда могут прийти не только сотрудники компании. Чиновники считают, что льготы на эту часть имущества использовать нельзя. Кстати, то же правило относится к зданиям, которые сданы в аренду или которые фирма использует не по назначению.
Фискалы обратили внимание и на формальности. Каждая льгота, предусмотренная статьей 381 Налогового кодекса, требует отдельного документального подтверждения. В центре Москвы довольно много памятников истории и культуры. И если руководство фирмы рассчитывает на льготу по налогу на имущество, арендуя офис в таком милом особнячке, то бухгалтеру необходимо срочно найти паспорт объекта культурного наследия или охранное обязательство. Без него льготу никто не предоставит. А в отношении жилищного фонда, который полностью финансируется за счет бюджета, – градостроительные документы, где есть информация о границах земельных участков жилых зон.
В своих виртуальных разъяснениях налоговики не забыли упомянуть и про льготы для фирм, которые используют труд инвалидов. Фискалы напомнили, что такие компании должны отвечать двум критериям. Во-первых, среднесписочная численность инвалидов не может быть меньше 50 процентов от общего числа сотрудников. А во-вторых, фирма обязана выплачивать им не менее 25 процентов своего фонда оплаты труда.
Кстати, последнее требование связано с тем, что компании довольно часто используют «инвалидную» схему, чтобы уходить от налогов, в том числе и от налога на имущество.
Однако теперь, по мнению фискалов, минимизировать налог по такой схеме практически невозможно.
Минфин не отстает
Разъяснения поступили и от финансового ведомства. Чиновники из Минфина недавно рассказали о том, что компании должны переносить на счет 01 готовые основные средства, которые раньше «собирались» на счете 08.
Оказалось, на счете 01 нужно учитывать не только объекты, уже введенные в эксплуатацию, но и те, которые даже теоретически можно использовать. А если так, то они автоматически попадают в облагаемую базу по налогу на имущество. Позиция весьма странная, мало того, она идет в разрез интересам фирм, но прислушаться к ней придется, ведь вся «налоговая» власть теперь у Минфина.
вопрос недели
Были ли у вас проблемы при расчете налога на имущество?
Алла Строева, бухгалтер фирмы «Классик10»:
– У меня никаких проблем не возникло. Я все рассчитывала как всегда. Имущества у нас немного, филиалов никаких нет. Все просто. Сложность состоит только в одном – надо вовремя следить за изменениями в налоговом учете. Сейчас декларация стала меньше, и это радует. В таком виде удобнее рассчитывать налог и заполнять отчет. Изменилась налоговая база, но сложностей это не вызвало.
Мария Некрасова, бухгалтер ООО «Дилонг»:
– По поводу заполнения отчета вопросов у меня не было. Дело в том, что я сдавала пустую декларацию. Тем не менее проблема была. Я решила, что вообще не должна представлять отчет, так как налоговая база изменилась, и теперь в нее не входят товары. А у меня как раз такая ситуация. Но я вовремя проконсультировалась и узнала, что должна сдавать все равно. Думаю, в противном случае нам бы штраф начислили.
Людмила Короткова, заместитель главного бухгалтера ООО «Шадис»:
– Да, у меня были трудности. Они связаны с изменением налогооблагаемой базы. Но сама декларация не сложная. Особых изменений не произошло. Я без проблем сдала ее. Теперь думаю о том, как побыстрее сдать баланс. Не хотелось бы на последний день все оставлять.
Светлана Лазарева, главный бухгалтер фирмы «Луч»:
– У меня возникли некоторые сложности с налогом на имущество, так как у нашей фирмы появился филиал. Я не знала, как правильно все рассчитать. Но потом разобралась. У нас филиал не имеет отдельного баланса, и недвижимости у него нет. Поэтому он не рассматривается как обособленное подразделение, по которому налог надо считать отдельно.
Олеся Гаврилина, бухгалтер ООО «Фирма Сталь»:
– Да нет, никаких проблем. Если все внимательно делать, то вопросов не возникает. Особенно если у фирмы нет ни филиалов, ни льготируемого имущества.
Татьяна Мальцева, бухгалтер медицинского центра
«Вега-Стоматология»:
– Я не вижу в заполнении декларации никаких сложностей. Она стала проще и меньше по сравнению с предыдущей. Могут возникнуть вопросы у тех, кто имеет много филиалов. Главное – не запутаться, что является обособленным подразделением, а что – нет. Слышала, какие-то проблемы возникают у лизинговых компаний. Но в общих чертах налог на имущество не такой уж и сложный. Другие налоги гораздо труднее считать.
Илья ДАНИЛКИН
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий