Такое предложение было рассмотрено на заседании Московской городской думы, которое прошло в понедельник,
20 сентября. Чиновники пока не решили, каким образом будет проходить процедура выдачи этого нового документа. Но для этого фирма обязательно должна оборудовать помещение сигнализацией и рамкой-металлоискателем. А тех, кто не пожелает обзавестись «безопасным» паспортом, чиновники обещают закрыть.
Безусловно, в свете последних событий инициатива столичных властей кажется вполне логичной – безопасность превыше всего. Однако предложенное нововведение влечет за собой целый ряд проблем. Наиболее острой может стать появление дополнительных административных барьеров для предпринимателей. Ведь пока не до конца ясно, кто и в каком порядке будет вы-давать этот документ.
Безопасность рынков обеспечат паспорта?
Проблема безопасности на торговых объектах Москвы стала главной темой совместного заседания комиссий по законодательству и безопасности и по предпринимательству Мосгордумы, прошедшего в понедельник, 20 сентября.
По словам председателя комиссии по законодательству и безопасности Юрия Попова, решить этот важнейший из вопросов депутатов побудили две причины. Во-первых, поставленная президентом задача предупредить и пресечь террор в общественных местах. А во-вторых, необходимость обсудить качество предоставляемых москвичам товаров и услуг, а также общую обстановку на рынках столицы.
Начальник отдела технической политики и безопасности департамента потребительского рынка и услуг Виктор Лангман заявил, что о стопроцентном оснащении торговых точек Москвы всеми необходимыми техническими средствами, обеспечивающими безопасность потребителей, сказать нельзя. Где-то это обусловлено упорством руководства, где-то – условиями проектирования зданий. Наиболее высокий уровень безопасности, по его мнению, достигнут в сетевых компаниях, таких, как «Копейка», «Перекресток», «Пятерочка».
В качестве меры, которая может снизить риск совершения терактов на рынках города, он назвал переоборудование их в ближайшее время в торговые комплексы. Также существенно облегчит работу сотрудников милиции выдача учетных карточек продавцов.
В октябре-ноябре депар- таментом потребительского рынка и услуг в действие будут введены так называемые единые паспорта безопасности для всех без исключения столичных торговых объектов.
В частности, это коснется магазинов и предприятий общественного питания.
Сейчас московские власти совместно с правоохранительными органами разрабатывают перечень сведений, необходимых для внесения в паспорт. Наверняка туда попадут схемы расположения «тревожных кнопок», рамок-металлоискателей, камер наблюдения, подведенных к зданию коммуникаций и еще различных сигнализаций, датчиков и другого оборудования.
По убеждению Виктора Лангмана, «это усилит антитеррористическую защищенность предприятий потребительского рынка». Реализация этой идеи задерживается из-за нестыковок в правовых вопросах, но в скором времени проблемы будут разрешены. Правда, для этого нужно изменить ряд московских и федеральных нормативных актов. Заметим, что депутаты настаивают на обязательности паспортов для всех торговых точек и предлагают закрывать те, чьи хозяева откажутся помогать в их разработке.
Была раскритикована депутатами и работа частных охранных предприятий, не всегда выполняющих свои прямые обязанности добросовестно. Так, в торговом центре «Охотный ряд» у входа есть металлоискатели, но охрана никак не реагирует на посетителей, у которых устройство фиксирует металлические предметы.
Депутат Михаил Антонцев пожурил силовые структуры, которые имели возможность просить законодателей об ужесточении мер безопасности на столичных торговых объектах, но этой ситуацией пока не воспользовались. В противовес Лангману, утверждавшему, что в целом ходить по магазинам и рынкам города безопасно, члены комиссий, и в частности Юрий Попов, сделали вывод о неготовности исполнительной власти ответить на множество вопросов, затрагивающих защиту москвичей от возможных терактов в общественных местах.
Еще один барьер...
Как видим, столичные власти не останавливаются на достигнутом и продолжают повышать безопасность. Вскоре каждая фирма должна будет внести свой вклад в общее дело, обеспечив безопасность в собственном помещении.
Разумеется, это будет происходить в порядке отнюдь не добровольном. Доказать, что предприятие не рискует стать очагом очередного теракта, возможно только одним способом – получить «Паспорт безопасности предприятий потребительского рынка города Москвы». Отсутствие этого документа вполне послужит поводом для закрытия предприятия.
С одной стороны, инициатива столичных депутатов выглядит вполне логичной. Безусловно, в свете последних событий проблема безопасности стала особенно актуальной и касается каждого. С другой стороны, введение обязательной паспортизации влечет за собой появление дополнительных административных барьеров.
Чиновники признали, что милиционеры до сих пор не готовы вынести на рассмотрение требования, выполнение которых будет являться условием получения «безопасного» паспорта. Но уже известно, что для этого помещение фирмы должно быть оборудовано по последнему слову техники. Схемы расположения «тревожных кнопок», рамок-металлоискателей, камер наблюдения, коммуникаций – это лишь часть сведений, которые обязательно должен содержать новый документ. Разумеется, далеко не каждой фирме по карману такие «игрушки».
Однако паспорт так или иначе получать придется. Скорее всего выдавать этот документ будут в Управлении внутренних дел. И вряд ли эта процедура будет происходить легко – учесть все пожелания милиционеров удастся далеко не каждому. Главное, чтобы получение паспорта не превратилось в «платную услугу». Ведь в противном случае все усилия властей по обеспечению нашей безопасности будут тщетными.
Причем, это зависит не только от самих милиционеров, но и от каждой фирмы. Купить можно любой документ. И нужно приложить все усилия, чтобы и в этот раз не получилось так же.
Для того чтобы получить новый паспорт, столичным компаниям придется понести немалые затраты, в том числе и на собственную службу безопасности, и охрану. Мы попросили главу экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия» и автора книги «Годовой отчет-2004» Владимира Ивановича Мещерякова рассказать, как оформить и учесть расходы на создание такой службы.
– Владимир Иванович, расскажите, что должны сделать столичные компании для того, чтобы создать собственную службу охраны?
– Чтобы служба безопасности функционировала, необходимо, во-первых, составить ее устав, согласованный с отделом внутренних дел. Во-вторых, руководитель и охранники службы безопасности должны получить лицензии. Порядок выдачи этих документов описан в законе от 11 марта 1992 г. № 2487-1. Охранники могут получить лицензию по месту жительства. Она выдается на три года, а за ее оформление взимается лицензионный сбор. Как правило, охранники уплачивают его самостоятельно. Но иногда за них платит компания. Стоит сказать, что эти расходы не уменьшают налогооблагаемую прибыль. А в бухучете они отражаются как внереализационные затраты (счет 91-2).
Покупку и амортизацию специального охранного оборудования следует учитывать так же, как и любые другие основные средства. Никаких специальных правил нет. В общем порядке списывают расходы на оплату труда охранников.
Отмечу, что небольшие компании обращаются в специализированные охранные предприятия и заключают с ними договор. В этом случае бухгалтер будет избавлен от большинства проблем, связанных с учетом.
– Если все-таки фирма решит организовать собственную службу, куда нужно обращаться?
– Прежде всего в местное отделение милиции. Фирма должна представить милиционерам заявление о согласовании устава службы безопасности и определенные сведения. В частности, данные о направлениях деятельности охранников, составе и численности персонала, наличии специальных средств. Форма заявления и перечень необходимых сведений приведены в Инструкции о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью (приказ МВД от 22 августа 1992 г. № 292 – прим. ред.).
Довольно часто для создания службы охраны фирма выполняет самые разные проектировочные и монтажные работы. Например, компания устанавливает специальное оборудование (металлоискатель, сигнализация, камера). В этом случае в милицию помимо всего прочего нужно принести положительное заключение Государственной противопожарной службы.
мнение эксперта
Какие меры безопасности приняты на вашем предприятии? Что вы думаете по поводу введения единых паспортов безопасности?
Дмитрий Лебедев, главный бухгалтер супермаркета:
– Я за то, чтобы такие паспорта предприятия получали. Многие руководители пренебрегают вопросами безопасности. Это безответственное поведение.Сейчас каждый гражданин должен стоять на страже своей жизни и жизни других людей. Однако я думаю, что получение паспортов опять превратится в преодоление административных барьеров. И как следствие, опять придется давать взятки. Проблема ведь не в том, чтобы фирма получила очередную бумажку. От этого спокойнее не станет. Проблема в наших головах. И в порядочности. За деньги можно будет подкупить сотрудника той структуры, которой придется заниматься выдачей паспортов. За деньги можно купить этот паспорт. Необходимо тщательнее подбирать кадры – это и есть главная проблема нашего времени и нашей страны. Если ко всему опять будет формальный подход, то ничего не изменится. Возможно, необходим дополнительный контроль со стороны московского правительства.
Что касается мер, принятых на нашем предприятии, то мы всегда делали все, что могли. Охрана, сигнализация, «тревожная кнопка» – все у нас есть. К сожалению, нет должного контроля за подвальными помещениями. А вот если заставят купить детекторы – это будет для нас дороговато. Главное, чтобы все выполняли предписания. А то получится как всегда. Одни фирмы все сделают, а другие купят готовый паспорт. Нет, пока у нас в стране не перестанут брать взятки – порядка не будет.
Елена Александрова, бухгалтер казино:
– Казино – это общественное место. Мало того, здесь вращаются большие деньги. Естественно, у нас приняты все меры, какие только возможны. У нас стоят охранники, проверяют всех металлоискателями, есть камеры видеонаблюдения. В кассах установлены «тревожные кнопки». К нам нельзя войти, если нет паспорта. К тому же мы не принимаем на работу нелегалов. Те иностранцы, что работают у нас, имеют разрешения. Так что, если придется получать паспорт безопасности, мы готовы. Но, естественно, найдутся нарекания со стороны работников милиции и к нам.
Алексей УЙМЕНОВ
Комментарии (0)
Оставить комментарий