Нередко в розничной сети компании реализуют товары собственного производства. В такой ситуации вполне понятно их желание перейти на «вмененку», ведь она сулит заманчивые перспективы снизить налоговое бремя.
Следует сказать, что вопрос перехода на ЕНВД производителей, реализующих собственную продукцию, возник еще во времена старой «вмененки». До 2003 года она регулировалась законом о ЕНВД (от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ). Еще тогда в письме от 19 января 2001 г. № ВБ-6-26/48 налоговики высказали свое мнение: реализация собственной продукции под ЕНВД не подпадает. К сожалению, глава 26.3 Налогового кодекса, которая отменила закон о «вмененном» налоге, эту проблему не затронула. Поэтому точка зрения налоговиков осталась прежней. Свидетельством тому служит письмо от 11 июля 2003 г. № СА-6-22/657. Здесь сказано, что производство «является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, направленным на извлечение доходов от реализации... как через розничную, так и через оптовую торговую сеть». Поэтому розничная реализация «продукции собственного производства... подлежит налогообложению в общеустановленном порядке». А если фирма продает помимо своих еще и покупные товары, то она должна «вести раздельный учет доходов и расходов».
Аналогичной точки зрения придерживается Минфин. Ее он высказал этим летом в письме от 10 июня 2004 г. № 03-05-12/46. По мнению финансового ведомства, розничная торговля – самостоятельный вид деятельности, который связан с перепродажей товаров. А поскольку «реализация продукции собственного производства... является одним из способов... деятельности... в сфере производства, данный вид деятельности не подпадает под действие главы 26.3 Налогового кодекса».
Неоправданный риск
Шанс, что инспекторы отступят от своего мнения, невелик. Здраво оценим шансы фирмы отстоять свою позицию в суде: доказать, что фирма-производитель при продаже своей продукции в розницу применять ЕНВД может.
Налоговый кодекс содержит следующее определение розничной торговли: это «...торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт». Не подпадают под это определение лишь подакцизные товары, продукты питания и напитки, которые реализует общепит (ст. 346.27 НК РФ). Других условий и оговорок, которые касаются понятия розничной торговли, здесь нет.
Время обратиться к термину «товар». Таковым считается «любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации» (ст. 38 НК РФ). Как видите, «своя» продукция полностью отвечает этому определению. Приходим к тому, что продавать свою продукцию в розницу и оставаться на «вмененке», согласно закону, все-таки можно.
Но судебный спор будет для вас рискованным шагом. Федеральные арбитражные суды вряд ли примут решение, которое пойдет вразрез с решением Высшего Арбитражного Суда. А он полностью на стороне чиновников (постановление от 7 октября 2003 г. № 6884/03). Правда, выводы арбитров касаются ситуации, регулируемой еще старым законом о ЕНВД (от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ). Термин «розничная торговля» тогда еще не расшифровывался. Поэтому судьи использовали определение, которое приведено в статье 492 Гражданского кодекса. Но сейчас, как вы понимаете, ссылаться на гражданское законодательство нельзя, потому что это понятие объясняет Налоговый кодекс (ст. 11 НК РФ).
Меняем лик
Итак, обращение в суд – не решение проблемы. Тогда попробуем следовать требованиям официальных писем. Раз на «вмененке» можно продавать только покупные товары, значит, необходимо превратить свою продукцию в чужую. Можно предложить два пути.
Первый – создать еще одну самостоятельную фирму. Она перейдет на «вмененку» и займется розничной продажей. Готовую продукцию вы будете ей продавать. Цены в поставках сделайте минимальные. Но не забывайте о том, что они не должны отклоняться более чем на 20 процентов от рыночной цены (ст. 40 НК РФ). В свою очередь «вмененщик» сделает уже более серьезную наценку к товару. Весь доход от реализации будет облагаться единым налогом. Что же касается НДС, избежать его не удастся. Но за счет того, что цены во «внутренних» поставках будут значительно ниже, чем при торговле в розницу, сумма налога к уплате будет меньше. Поясню на примере.
Пример 1
ЗАО «Актив» производит посуду. Себестоимость готовой продукции составляет 150 руб.
Ситуация 1. Фирма работает на «общем режиме».
«Актив» делает розничную наценку и продает товар по цене 265,5 руб. (в том числе НДС – 40,5 руб.). НДС к уплате составит 40,5 руб.
Ситуация 2. «Актив» создает новую фирму ООО «Пассив» и переводит ее на ЕНВД.
При продаже товара «Пассиву» фирма сделает минимальную наценку. Предположим, цена партии составит 212,4 руб. (в том числе НДС – 32,4 руб.). В этом случае сумма НДС к уплате составит 32,4 руб.
Как видите, во втором случае сумма налога снизилась за счет изменения цен.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Существует и другой способ решения проблемы, который с созданием «делового партнера» не связан. А именно, вам помогут покупатели. Схема следующая. Клиент закупает товар. А потом часть этой же партии он продает вам. При этом цены в обратных поставках будут близки к покупным. Таким образом, своя продукция превращается в чужую. Как видите, фирма вновь получает возможность свою розничную сеть полностью перевести на «вмененку». Но на НДС она все равно «попадает». Покажем это на примере.
Пример 2
Воспользуемся данными примера 1. ЗАО «Актив» производит посуду и продает ее ООО «Пассив». Фирма делает наценку несколько больше, чем при поставке «своему» магазину (212,4 руб.), но меньше, чем при розничной продаже (265,5 руб.). Предположим, цена партии 255 руб., в том числе НДС – 38,9 руб.
«Пассив» половину товара возвращает фирме. Для простоты расчета цена будет такой же, то есть задолженность «Актива» «Пассиву» при обратной поставке составит 127,5 руб. (255 руб. : 2), в том числе НДС – 19,44 руб. Причем принять ее к вычету «Актив» не сможет, потому что покупка связана уже с режимом торговли, облагаемым ЕНВД, то есть не подлежащей обложению НДС. В итоге сумма НДС к уплате в бюджет составит 38,9 руб.
Как вы видите, величина налога целиком и полностью зависит от цен. В первом примере, когда поставки в «свой» магазин идут по самым минимальным ценам, НДС к уплате в бюджет получился меньше всего (32,4 руб.).
«За» и «против»
Какой из способов выбрать, решать вам. Каждый из них имеет достоинства и недостатки, поэтому они не могут претендовать на звание универсальных. Обращение фирмы к своим покупателям грозит потерей части дохода. Ведь, чтобы заинтересовать их, за такую услугу им, возможно, придется предоставить скидку. Поэтому экономия на налоге может стать невыгодной. Да и не каждый согласится на подобную сделку.
Если фирма создает себе партнера, она не попадает в зависимость от своих клиентов. Не потребуется ни с кем договариваться. Время и количество поставок в розничную сеть будут определяться только желаниями самой организации. Кроме того, компанию, которая действует через «своих», налоговикам сложнее будет обвинить в недобросовестности. Согласитесь, что в случае выездной проверки поставки одинакового ассортимента от фирмы покупателю, а потом обратно фирме наверняка привлекут внимание контролеров. Несомненным плюсом данного варианта является то, что поставки будут по минимальным ценам. А это означает, что сумма входного НДС при «внутренних» поставках будет наименьшей.
С.М. Рюмин, финансовый директор ООО КАФ «ИНВЕСТАУДИТТРАСТ»
Комментарии (0)
Оставить комментарий