Не платить налоги и спать спокойно – лозунг на первый взгляд нереальный. Однако в некоторых случаях уменьшить их на вполне законных основаниях все же можно. Для этого идеально подходят офшоры. Как известно, в таких налоговых «оазисах» либо вообще не платят налог, либо он намного меньше, чем в России. Например, на Кипре прибыль облагается по ставке всего лишь в размере 10 процентов. Сами понимаете, экономия налицо. Правда, далеко не каждый знает, как зарегистрировать компанию за рубежом, не допустив при этом ряд ошибок или не став жертвой мошенников. Не дает покоя и такой вопрос: как, используя офшор, уменьшить налоги, при этом не нарушив закон? Во всех этих тонкостях нам и предстоит разобраться. Для этого предлагаем пошаговый план действий.
Шаг 1. Изучаем офшорный «рынок»
Прежде чем зарегистрировать компанию, следует тщательно продумать, где ее создать. Ведь в мире офшорных зон достаточно много. И ваш выбор будет зависеть как от соображений престижа, так и собственно от целей, которые вы преследуете при открытии офшорной компании. Логично предположить, что основная цель – сэкономить на налогах. На ней и остановимся подробнее.
При выборе компании следует прежде всего обратить внимание на такой принципиальный нюанс: заключен ли между офшором и Россией договор об избежании двойного налогообложения. Ведь по сути это основной критерий, который позволяет воспользоваться льготным налоговым режимом. Сами понимаете, если такого договора нет – ряд доходов, который получит офшорная компания (проценты, дивиденды), будет облагаться в России налогом у источника выплаты в размере 15–20 процентов в зависимости от их вида.
Поэтому если ваша цель – именно снизить налоги, тогда одним из рекомендуемых вариантов для вас будет Кипр. В то время как с Белизом и Сейшелами такое не «прокатит», поскольку договора об избежании двойного налогообложения с Россией у них нет.
Еще один немаловажный критерий выбора офшорной компании – ее стоимость. Безусловно, в классических офшорах (Британские Виргинские острова, Белиз, Сейшелы, Содружество Доминика, Сент-Винсент) она несколько ниже, чем в остальных «оазисах». Поскольку здесь не надо вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность тем, кто не «работает» на их территории. Значит, и налог на прибыль платить не придется, впрочем, как и многие другие налоги. Единственный налог, если его можно назвать таковым, – государственная пошлина. К примеру, на Белизе она составляет 100 долларов, на Британских Виргинских островах – 300 долларов.
Шаг 2. Регистрируем бизнес по-быстрому
Итак, если вы определились с тем, где создать компанию, теперь дело за ее регистрацией. Самый простой способ приобрести офшорную фирму – купить уже готовую. Тогда и мучиться с документами, которые требуется собрать, не надо. Да и времени это займет гораздо меньше. В классических офшорах стоимость регистрации компании составит порядка 1500 долларов. Несколько дороже – в остальных. Например, на Кипре полная регистрация обойдется в сумму до 3000 долларов.
Основной комплект документов, которые предлагает любой провайдер «офшорных» услуг, должен содержать:
Однако это далеко не полный пакет бумаг. Им ограничиться вам вряд ли удастся. Например, российский банк может потребовать в дополнение еще и «налоговую справку», которая будет доказывать, что ваша компания стоит на налоговом учете за границей. Ее вы должны получить в инспекции иностранного государства. В свою очередь зарубежный банк, в котором у вас будет открыт счет, может потребовать «сертификат хорошего состояния». Но и это еще не все. Зачастую иностранные банки открывают счета только при личном знакомстве. При этом вам также необходимо будет представить «сертификат соответствия», который подтвердит, что именно вы являетесь реальным владельцем компании. К слову, и эти услуги могут предоставить провайдеры за определенную плату. Например, справка из налоговой инспекции страны регистрации стоит порядка 350–500 долларов.
Обратите внимание еще на один интересный момент. Управляет офшорной компанией, как правило, «номинальный» директор на основе генеральной доверенности. Делается это с одной целью – избежать претензий со стороны налоговой службы. Сами понимаете, если директором компании будете выступать именно вы, инспекторы на вполне законных основаниях смогут контролировать сделки между российской и офшорной компанией. Поскольку в этом случае вы будете признаны взаимозависимыми лицами (ст. 40 НК РФ).
Однако нелишним будет возможности «номинального» директора ограничить. Для этого нужно получить от него подписанный и заверенный протокол, по которому он назначает в компанию нового руководителя (место, где указывается фамилия нового директора, можно оставить бланковым) и снимает полномочия с себя.
Шаг 3. Экономим на налогах
Итак, все юридические формальности соблюдены. Теперь можно схему «запускать». На практике их существует огромное количество. Опишем самую распространенную из них – схему с получением займа.
Получаем заем. Как правило, схема используется таким образом: российская фирма учреждается с минимальным размером уставного капитала. При этом она получает заем от компании, например, кипрской. Смысл в том, чтобы перечисляемые проценты уменьшали базу по налогу на прибыль российской фирмы. И при этом они не облагаются налогом у источника выплаты в России, поскольку с Кипром заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.
Чтобы налог не платить вообще, цепочку можно расширить. Так, кипрская компания также может сэкономить на 10-процентном налоге на прибыль, если будет выплачивать проценты по займу офшорной, которая не платит налогов по определению (например, Британские Виргинские острова).
мнение
Владислав Дубневский, руководитель отдела международного налогового планирования ЗАО «Юридическая фирма “Клифф”»:
«Да, различное использование офшорных компаний достаточно популярно в России. Однако хотелось бы предостеречь от чересчур поспешного принятия решений в этих вопросах. Офшорные схемы – это достаточно сложный механизм, требующий тщательного планирования как со стороны российского законодательства, так и со стороны зарубежного. Кроме того, в этой сфере очень много практических моментов, основанных на офшорной специфике, понимание и правильная оценка которых приходит только с опытом. Поэтому если есть малейшие сомнения – следует пользоваться услугами специалистов».
Ю. Духно, эксперт ПБ
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий