Налоговый учет «мертвых» акций

Налоговый учет «мертвых» акций

28.12.2004   |   0Оставить комментарий
Можно ли списать на расходы убытки по акциям, эмитент которых обанкротился? Работники налоговой службы утверждают, что нет. Однако их позиция весьма спорна

Если вы акционер компании, которая признана банкротом, то не сможете списать стоимость «убыточных» ценных бумаг, пока их эмитент не будет ликвидирован. Отнести сумму убытка по не оплаченным им акциям на внереализационные расходы в бухучете можно будет, только получив выписку из госреестра, которая подтвердит его ликвидацию. В налоговом же учете к списанию таких убытков однозначного подхода нет. Что и дает проверяющим повод для отказа фирмам, желающим учесть их при расчете налога на прибыль. Давайте посмотрим: так ли уж бесспорна точка зрения налоговой службы?

На страже интересов бюджета

Итак, контролеры утверждают, что «убытки в виде непогашенных акций предприятия, признанного банкротом, не уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия-акционера, так как возникновение указанных убытков не связано с предпринимательской деятельностью предприятия-акционера» (письмо УМНС по г. Москве от 9 февраля 2000 г. № 03-12/2855). Отметим, что такая точка зрения была высказана, еще когда действовало «Положение о составе затрат...» (постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552). Но и после вступления в силу главы 25 Налогового кодекса позиция инспекторов не изменилась.

Так, в ответе на частный вопрос в мае этого года свою точку зрения высказал В. Мурзин, советник налоговой службы II ранга. Он отметил, что глава 25 Налогового кодекса не предусматривает отнесения на расходы стоимости акций в случае, если ликвидируемый эмитент их не погасил. Причина отказа стандартна: эти расходы не являются экономически обоснованными (ст. 252 НК РФ).

Контролеры, вы не правы!

Особенности определения налоговой базы для владельцев акций установлены в статье 277 Налогового кодекса. Правда, здесь говорится только о случаях, когда акционер получает часть имущества обанкротившейся фирмы. Как учесть стоимость не оплаченных эмитентом акций, эта статья не поясняет.

Однако списать стоимость акций на расходы фирмы все же могут. Сделать это позволяет статья 280 «Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами» Налогового кодекса. Здесь сказано: «расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг... определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги, затрат на ее реализацию». Однако, что подразумевается под «иным выбытием», в кодексе не сказано. Зато это понятие трактуется в пункте 25 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Так, под выбытием ценных бумаг понимается «единовременное прекращение... условий принятия их к бухгалтерскому учету». В частности, прекращение способности приносить экономические выгоды (п. 2 ПБУ 19/02). А раз Налоговый кодекс иного толкования «выбытия ценных бумаг» не содержит, это дает основания списать стоимость акций в случае банкротства эмитента и в налоговом учете.

Теперь обратимся к статье 277 Налогового кодекса. В пункте 2 сказано: фирма-акционер при ликвидации эмитента акций рассчитывает доход «исходя из рыночной цены получаемого имущества... за вычетом фактически оплаченной стоимости акций». Стоимость активов, которые вы получите при ликвидации должника, может быть меньше, чем фактическая стоимость акций. В этом случае будет получен убыток. О том же, что его нельзя учесть в налоговом учете, в упомянутой статье не говорится. Выходит, что при ликвидации эмитента акционером может быть получен как доход, так и убыток. На налоговые последствия это влиять не будет.

Заметим, что не выдерживает критики и тезис налоговых работников о том, что убытки от не оплаченных эмитентом акций не соответствуют критериям статьи 252. Ведь факт того, что акции находятся в составе финансовых вложений, уже означает, что фирма предполагает получить от них доход в будущем. Например, в виде дивидендов, прироста стоимости или использования их при погашении обязательств предприятия. Таким образом, расходы на приобретение акций считать направленными на получение дохода можно.

С.М. Рюмин, финансовый директор ООО КАФ «ИНВЕСТАУДИТТРАСТ»

«Практическая Бухгалтерия» Источник материала
4918 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.