Под катком административной реформы
Активное внедрение «прогрессивных форм» организации работы налоговых инспекций началось с федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов (2002–2004 годы)». На практике это вылилось в электронную отчетность, некоторое сокращение количества выездных проверок, повышение роли сотрудников отделов камеральных проверок и укрупнение инспекций.
В результате в большом количестве появились межтерриториальные инспекции. Вот только не все из них научились общаться с бухгалтерами по интернету. Да и фирмам порой дешевле оплатить своему главбуху поездку к инспекторам в другой город, чем услуги интернет-провайдера.
При объединении двух, а то и трех инспекций в одну страдало, как правило, их начальство: руководителей и замов понижали в должности, некоторые, не выдержав «позора», увольнялись. Но основная масса инспекторов особых перемен не почувствовала.
Логическим завершением административной реформы стало правительственное постановление, утвердившее положение о Федеральной налоговой службе. После этого все завертелось с утроенной силой. Ведь стоит только что-то по-другому назвать, как за этим сразу же тянется длинный хвост перемен.
После издания внутриведомственного приказа о преобразовании МНС в ФНС пришла очередь налоговых управлений и территориальных инспекций: 19 октября 2004 года вышел приказ новой федеральной службы. Его суть можно выразить двумя словами – сокращение штатов.
Кому буква, кому число
Несмотря на то что октябрьский приказ установил предельную численность сотрудников налоговых управлений и инспекций, «волнения» начались сперва лишь среди бухгалтеров обычных фирм. Кому адресовать документы? С одной стороны – название изменилось, а с другой – вывески и бланки остались прежние.
Даже в конце декабря прошлого года налоговики все еще терпеливо объясняли по телефону всем вопрошающим: «У нас еще ничего не поменялось, может, в будущем году, а пока пишите как раньше». И это при том, что октябрьским приказом «на все про все» отведен двухмесячный срок.
В одной из московских налоговых, которые якобы были переименованы чуть ли не раньше всех – в ноябре, буквально диктовали:«Пишите ИМНС, говорю по буквам: Иван, Мария, Николай, Светлана».
«И у нас тоже все по-старому, – сказали калининградские налоговики. – Ни одна инспекция еще не поменяла название. Пока готовимся. Уже дали объявление в местную газету, что будет переименование. А в документах пока все указывают “ИМНС такая-то”».
Ситуацию нам немного прояснили в Управлении организации работы с налогоплательщиками и средствами массовой информации столичного УМНС, на которое возложены функции пресс-службы ФНС: «До сих пор еще не решен вопрос с кадрами, их уже вывели за штат, но пока не оформили на новом месте. Как только это произойдет, будут выданы новые печати. Они уже готовы и ждут окончания реорганизации».
Мы попросили прокомментировать эту ситуацию руководителя отдела по сертификации при Госстандарте «ПечатьСерт» Евгения Сарингуляна. Он стоял у истоков сертификации производства гербовых печатей и прекрасно осведомлен, что значит для госструктуры иметь действительную печать. «Нынешняя ситуация абсурдна, – считает Евгений Хачатурович. – Реформа не вчера началась, все инспекции уже давно должны поменять печати. Возможно, основная проблема подобной нерасторопности в том, что люди просто не хотят перемен».
Налоговики пойдут на биржу труда
«Установление предельной численности» сотрудников налоговых управлений и инспекций упомянуто в названии октябрьского приказа ФНС отнюдь не ради красного словца. После окончательного утверждения штатов налоговое ведомство не досчитается в своем составе почти четырех тысяч человек. Бесспорно, в разных регионах это сокращение будет неравномерным: где-то больше, где-то меньше. Например, в Калининграде глобальных сокращений не ожидается. Уменьшат численность только в налоговом управлении, и то лишь на 17 человек. Причем им предложат перейти работать из управления в инспекцию.
В Москве значительных перемен пока тоже не предвидится. Прекратили существование две налоговых инспекции. Но этого никто особо не заметил – они целиком влились в более крупные. К тому же в одной из них вообще никто не стоял на учете – она занималась исключительно обработкой данных и теперь вошла в состав межрегиональной инспекции по централизованной обработке данных.
Но так будет далеко не во всех регионах. «У нас сокращают 20 процентов сотрудников, инспекций было 36, а останется 16! – сообщила пресс-секретарь из ставропольского налогового управления. – А ведь сейчас каждый человек – ценность. Людей не хватает, они работают допоздна: до четырех часов в селах, в отделах по работе с налогоплательщиками, а потом едут в районные инспекции и там еще до десяти вечера сидят».
В Курганской области из 14-ти инспекций планируется оставить восемь. В Тамбовской количество инспекций, вероятнее всего, останется прежним, а вот штат сотрудников сократят аж на 25 процентов. В Липецкой без работы могут остаться 80 налоговиков, то есть больше 10 процентов.
Для бухгалтеров такое сокращение – начало проблем. С одной стороны, меньше налоговиков – меньше проверок, есть же предел человеческих возможностей. Нельзя выполнять такую же по объему работу меньшим числом сотрудников. А с другой стороны, уменьшение количества инспекторов потянет за собой более длинные очереди в налоговых и, как следствие, поголовную «электронизацию» отчетности. Фирм-то останется столько же.
А поскольку «электронная отчетность» чаще всего – дискетка с обязательной распечаткой деклараций на «бумажном носителе», а не интернет, то посещение налоговой в период сдачи отчетов останется обязательным. И все чаще это будет означать поездку, скажем, в соседний город, километров за 80, а то и больше.
Кстати, инспекторам придется преодолевать не меньшие расстояния, а значит, для того чтобы выполнить план, они еще активнее возьмутся за камеральные проверки. Следовательно, возить документы (или их копии) придется все-таки бухгалтерам. И разжалобить инспекторов будет невозможно.
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий