Существует множество причин, которые могут заставить компанию воспользоваться услугами аудиторов.
Проведение аудиторской проверки для некоторых фирм является обязательным в силу закона «Об аудиторской деятельности». Например, если объем выручки у предприятия за один год превысит 5 000 000 рублей или сумма активов баланса на конец отчетного года будет более 20 000 000 рублей.
Или, допустим, у фирмы поменялся владелец, и он хочет получить достоверную информацию о финансовом состоянии предприятия от независимых специалистов. Либо сам директор намерен с помощью аудиторов доказать собственнику эффективность своей работы по управлению компанией.
Еще один возможный вариант. На предприятие позвонили из налоговой инспекции и сообщили, что фирма включена в план выездных налоговых проверок. Бухгалтер в панике: ведь у него остается всего несколько недель или даже дней на то, чтобы обнаружить и устранить возможные ошибки в первичных документах и учетных регистрах.
Другая ситуация: налоговая проверка уже прошла. По ее итогам компании насчитали недоимку, пени и штраф. Она хочет оспорить решение инспекторов в суде, но не сама, а с помощью профессиональных налоговых юристов.
Можно еще очень долго перечислять разные ситуации, когда для принятия эффективного решения просто необходима помощь аудиторов.
Правда, сами бухгалтеры обычно без особого удовольствия относятся к инициативе руководства воспользоваться услугами аудиторской компании. Кому приятно, когда посторонние люди копаются в бумагах, да еще и указывают на допущенные ошибки!
Договор на аудит
Итак, компания решила воспользоваться услугами аудитора. При выборе конкретной аудиторской фирмы прежде всего стоит внимательно ознакомиться с условиями договора об оказании аудиторских услуг, которые она предлагает.
Обратите внимание: в договоре должен быть указан номер и дата выдачи аудиторской лицензии. Желательно, чтобы аудиторы также показали оригинал этой лицензии.
Если лицензии нет, то контора, называющая себя аудиторской, не имеет права проводить аудиторские проверки. Оказывать различные сопутствующие аудиту услуги ей не запрещено (например, налоговое консультирование, ведение или восстановление бухгалтерского учета и т. п.). Но учтите, если вы применяете упрощенную систему налогообложения, то включить такие «аудиторские» услуги в затраты вы не сможете.
В договоре должно быть условие о неразглашении сотрудниками аудиторской фирмы информации о деятельности организации. Стоит настоять и на том, чтобы в договоре была предусмотрена ответственность в виде штрафа за разглашение информации, которая стала известна аудитору в ходе проведения проверки или оказания других услуг.
Еще один важный момент. Ошибиться может кто угодно, в том числе и аудитор. Но предприятие не должно расплачиваться за такие ошибки. Тем более что цена этих ошибок может быть очень высокой. Причем не в переносном, а в прямом смысле. Поэтому нужно, чтобы в договоре была прописана ответственность аудиторской компании в случае, если аудитор допустит ошибку. А еще лучше, если ответственность аудиторов будет застрахована. Тогда шансы получить денежную компенсацию в случае неверной аудиторской консультации будут гораздо выше.
Разумеется, знакомясь с договором, нельзя оставить без внимания стоимость аудиторских услуг и порядок ее определения. Чаще всего стоимость формируется в зависимости от количества часов, потраченных аудитором на клиента (например, 50 долларов за час работы). Но не стоит забывать о том, что сотрудники разных аудиторских компаний обладают разным уровнем знаний и опытом работы. Соответственно и время, затраченное для ответа на один и тот же вопрос, у разных специалистов может различаться в несколько раз.
Поэтому обязательно запросите у аудиторской компании информацию о ее сотрудниках: стаж работы, в каких проектах они участвовали и прочее.
Московский аудит налоговых рисков
Если брать статистику по всей России, то чаще всего к аудиторским компаниям обращаются для проведения обязательного аудита. Инициативный (добровольный) аудит пока еще не получил очень широкого распространения. Его заказывают в основном иностранные компании для своих российских представительств или дочерних предприятий.
Кстати, в Москве сейчас большую популярность приобрел так называемый налоговый аудит, или аудит налоговых рисков. Его суть в том, что аудиторы проверяют помимо бухгалтерского учета правильность и своевременность расчетов по налогам и взносам во внебюджетные фонды. Аудиторы смотрят, правильно ли составлены налоговые декларации, вовремя ли они сданы в налоговую инспекцию. По сути – это аналог выездной налоговой проверки. Разве что по выявленной недоимке и пеням не выставляют инкассо в банк.
Для усиления сходства с настоящей налоговой проверкой некоторые аудиторские компании предлагают своим клиентам такую экзотическую услугу: аудиторы, переодетые в настоящих налоговых инспекторов, приходят на предприятие. Они предъявляют удостоверение и постановление о проведении налоговой проверки. Начинают осматривать помещения, изымают документы и так далее. В общем, ведут себя как самые настоящие контролеры.
По итогам проверки составляют акт, в котором указывают выявленную недоимку, пени и штрафы. Аудиторы даже предлагают клиенту представить возражения на этот акт. И после этого они уже составляют мотивированное решение.
Целей у такого спектакля несколько. Во-первых, сотрудников предприятия клиента обучают, как вести себя при проверке. Работникам рассказывают, что имеют право делать налоговые инспекторы, а что нет, какие вопросы они могут задать и как на эти вопросы лучше отвечать.
Во-вторых, основная цель налогового аудита – проверить предприятие так, как это бы сделали налоговые инспекторы, причем высокой квалификации.
Аудиторы выявляют нарушения налогового и бухгалтерского законодательства и рассказывают, как эти нарушения устранить. Кроме того, они определяют те «проблемные ситуации», которые хоть и не являются нарушениями, но к которым налоговики могут придраться на проверке. При этом аудиторы ориентируются на письма налогового ведомства и Минфина, в которых чиновники толкуют законодательство.
В договорах на проведение такого аудита важно предусмотреть ответственность аудиторской фирмы в том случае, если проверяющие что-то упустили либо в чем-то ошиблись. Ведь налоговый аудит для того и проводится, чтобы заранее знать, какие претензии могут предъявить инспекторы в случае проверки. Так что если контролеры все же найдут нарушения, которые не смогли заметить аудиторы, то клиент сможет взыскать с аудиторской компании сумму недоимки, штрафов и пеней, которые ему пришлось заплатить.
Правда, аудитор может допустить ошибку и не по своей вине. Если, например, клиент представил ему какие-то фальшивые документы либо утаил информацию, аудитор, конечно, уже не сможет гарантировать полноту и достоверность своего заключения. И в этой ситуации взыскать убытки или неустойку с аудиторской компании будет очень непросто.
Кстати
От аудита больше всего пользы бывает именно бухгалтерам. Налоговое и бухгалтерское законодательство постоянно меняется. Разве успеешь отследить все изменения, когда нужно и документы для контрагентов оформить, и проводки в программу занести, и в банк съездить, и отчетность сдать. Да к тому же директор так и норовит подкинуть какой-нибудь нестандартный договор, который вообще неизвестно как отражать в учете. Так почему бы не переложить груз ответственности за свою работу на чужую, то есть на аудиторскую голову.
Елизавета МАКАРОВА, юрисконсульт
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий