Новые технологии на вооружение бухгалтеру

Новые технологии на вооружение бухгалтеру

11.02.2005   |   0Оставить комментарий
Все большую популярность среди бухгалтеров завоевывает система сдачи отчетности по Интернету. О ее достоинствах и недостатках нам рассказал пользователь этой системы и распространитель.

Думаю, я не ошибусь, если назову электронную отчетность – отчетностью будущего. Переход на нее лишь вопрос времени. В первую очередь к этому активно готовится налоговое ведомство. Так, два года назад оно выпустило методичку о безбумажной отчетности (приказ МНС России от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/705(a)). Однако пока не все региональные инспекции оснащены необходимым оборудованием и программным обеспечением, чтобы принимать «виртуальную» отчетность. Исправить положение по стране налоговое ведомство планирует к 2008 году. Тем не менее в ряде регионов (Санкт-Петербург, Москва, Кемеровская область, Хабаровский край и т. д.) многие бухгалтеры сдают электронную отчетность уже не первый год. Так поступает и главный бухгалтер ООО «Сибтехнострой» Галина Владимировна Викторова.

Галина Владимировна, добрый день. Вы знаете, насколько бухгалтеру важно, чтобы отправленная декларация дошла до налоговой. Как вы оцениваете надежность системы сдачи электронных отчетов в этом отношении?

На моей практике в системе сбоев не было. Я отправляю отчет, а через пару часов мне приходит из инспекции квитанция о приеме отчетности. Она заверена электронной цифровой подписью налоговой инспекции (ЭЦП) и является доказательством того, что отчетность сдана. Распечатывать квитанцию о приеме не обязательно. Например, я файл с ней просто сохраняю на дискете.

Как мне объяснили, система работает в автоматическом режиме. Так что человеческий фактор полностью исключен: забывчивость, невнимательность и пр. Это все равно, что пользоваться калькулятором. Не позже суток с момента отправки декларации я получаю протокол о ее проверке. Он мне нужен, чтобы быть уверенной в том, что отчет не содержит ошибок. Соответственно, если они имеются, я об этом узнаю и отправляю «уточненку». Правда, несколько раз подводил Интернет, но мы поменяли провайдера и теперь все нормально.

А как давно вы пользуетесь такой технологией? И во сколько вашей фирме обошлась ее установка?

Мы работаем так уже более полутора лет. Стоимость установки не так уж велика. Заплатили 1500 рублей за установку программного обеспечения и создание электронной цифровой подписи фирмы. Вдобавок ежемесячно платим по 320 рублей в качестве абонентской платы.

Сложно ли было вам настроить систему и научиться в ней работать?

Я бы так не сказала. Во всяком случае к системному администратору обращаться не пришлось. Для настройки надо запустить один файл, а дальше просто следовать инструкции программы. Работа с ней также не вызвала сложностей. В комплекте с программой идет инструкция, в которой все написано.

Какие дополнительные возможности дает такой способ общения с налоговой?

Их несколько. Во-первых, через Интернет легче провести сверку с бюджетом. Я на компьютере составляю запрос, который подписываю ЭЦП и отправляю в налоговую. В течение трех дней мне присылают выписку из лицевого счета. Во-вторых, если формы деклараций изменились, инспекция присылает нам новые электронные бланки. В-третьих, не выходя из офиса, мы получаем информацию, которая обычно находится на стендах в инспекции: изменились КБК, поменялись реквизиты ИФНС и пр. И в-четвертых, переписка с инспекторами по «электронке» происходит гораздо быстрее, чем по почте или при посещении налоговой. Это может быть или вопрос по налогам, или заявление о возврате излишне уплаченных сумм, или что-нибудь еще.

Галина Владимировна, как по-вашему: чего в системе сдачи электронной отчетности сейчас не хватает?

Сама система достаточно удобна. Но ей недостает возможности электронного общения с фондами и «статистикой». Пока что отчитываться перед ними мне приходится традиционным способом. Есть интересный момент. По правилам при сдаче годовой отчетности необходимо на балансе иметь отметку органа статистики. Так вот при отправке ее по Интернету инспекция этого не требует.

О технической стороне сдачи отчетности в электронном виде нам поведал специалист в этой области, генеральный директор ООО «Электронные Бизнес Системы» Сергей Борисович Муллов.

Сергей Борисович, чем должна быть оборудована бухгалтерия, чтобы отчитываться по электронной почте?

В первую очередь нужен компьютер. Пусть и «слабенький». Само собой, в бухгалтерии должен быть стационарный или мобильный телефон, чтобы можно было подключить Интернет. И еще одно – модем. Размер отправляемых файлов настолько мал, что вся процедура отправки займет не более трех минут. Это важно для тех, у кого по техническим причинам доступ в Сеть нестабилен.

Предположим, бухгалтер решил попробовать отчитаться перед налоговой по Интернету. Что ему нужно сделать?

Сперва надо позвонить в свою налоговую и узнать, сможет ли она принять электронную отчетность. Если да, фирме следует обратиться к оператору связи, с которым ИФНС заключила соглашение об организации информационного обмена. Найти этого оператора вам помогут в своей инспекции. С ним ваша фирма должна заключить договор. Все это занимает не больше времени, чем покупка мобильного телефона с подключением номера.

Итак, вся отчетность в электронном виде будет отправляться по Интернету. Нет ли опасности, что конфиденциальная информация о фирме может быть кем-то перехвачена?

Это исключено. Дело в том, что перед отправкой файл с отчетом зашифровывается при помощи средств криптозащиты информации. «Ключ» есть только у инспекции и фирмы. На взлом кода у злоумышленников уйдет не менее 50 лет. Отмечу, что переправляемую информацию не может просмотреть даже оператор.

На словах выглядит все замечательно. Но объясните: если проект электронной сдачи отчетности существует больше двух лет, почему он еще не популярен?

Человек не может желать того, чего не знает. Вот и в нашем случае большинство бухгалтеров не знают о возможностях «электронки». Кто привык сдавать отчет в инспекции, так и будет ходить в инспекцию. Раз попробовав сдать отчет в почтовом отделении, он уже будет ходить в почтовое отделение. А теперь ему не надо никуда ходить – можно сдать отчет у себя в кабинете. Надо только попробовать это сделать...

Распространению системы электронной отчетности сильно препятствует неспособность большинства инспекций принимать «виртуальные» декларации. Но думаю, в ближайшие несколько лет этой проблемы не будет. К тому же раньше такие услуги были дорогостоящи. Еще два года назад, чтобы ими воспользоваться, компании приходилось платить взнос в 300 долларов США. Теперь он существенно ниже. В разных регионах первоначальный взнос составляет от 50 до 150 долларов США. Размер ежемесячных платежей – от 10 до 20 долларов США.

Беседовал А. Байков, эксперт ПБ

«Практическая Бухгалтерия» Источник материала
5079 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.