Основные средства дешевле 10 000 рублей можно списать на затраты сразу. Однако в какую группу расходов они попадут, Налоговый кодекс не поясняет. Cвои разъяснения по этому вопросу дал Минфин России в письме от 22 ноября 2004 г. № 03-03-01-04/1/121.
Налоговый учет
Вопросы возникают у бухгалтеров, которые для расчета налога на прибыль используют метод начисления. Им необходимо определиться, к каким расходам отнести стоимость малоценных основных средств при их списании: прямым или косвенным. Разница принципиальна. Косвенные расходы учитываются в полном объеме уже в текущем отчетном периоде (месяце или квартале). Прямые же расходы переносят на последующие периоды и списывают пропорционально, например, остатку товаров на складе.
Как вы знаете, суммы начисленной по основным средствам амортизации относятся к прямым затратам (п. 1 ст. 318 НК РФ). Однако оборудование стоимостью до 10 000 рублей амортизации не подлежит. Поскольку не удовлетворяет критериям пункта 1 статьи 256 «Амортизируемое имущество» Налогового кодекса. А раз нет амортизации, нет и прямых затрат. Получается, списывать стоимость «дешевых» основных средств надо в состав косвенных расходов.
До настоящего времени эти рассуждения могли вызвать споры с инспектором. Теперь их придерживается сам Минфин. В своем письме от 22 ноября 2004 г. № 03-03-01-04/1/121 он указал, что стоимость списанной «малоценки» относится на косвенные расходы.
Бухгалтерский учет
К сожалению, авторы письма не затронули бухгалтерский учет. А ведь и здесь возможны варианты. Многие на стоимость «дешевых» основных средств начисляют стопроцентную амортизацию, которую затем списывают на затраты.
Пример 1
В декабре 2004 года ЗАО «Актив» приобрело принтер стоимостью 10 620 руб. (в том числе НДС – 1620 руб.). Бухгалтер сделал следующие проводки:
Дебет 60 Кредит 51
– 10 620 руб. – оплачен счет поставщика;
Дебет 08 Кредит 60
– 9000 руб. (10 620 – 1620) – оприходован принтер;
Дебет 19 Кредит 60
– 1620 руб. – отражен НДС.
В январе 2005 года основное средство было передано в эксплуатацию:
Дебет 01 Кредит 08
– 9000 руб. – принтер введен в эксплуатацию;
Дебет 68 Кредит 19
– 1620 руб. – зачтен НДС.
В феврале 2005 года бухгалтер начислил стопроцентную амортизацию на принтер:
Дебет 26 Кредит 02
– 9000 руб. – начислена амортизация;
Дебет 02 Кредит 01
– 9000 руб. – списана сумма начисленной амортизации.
Данный способ вполне правомерен. Однако в этом случае по «малоценке» вам придется вести два регистра учета. Поскольку бухгалтерский и налоговый учет будет отличаться.
Поясним. Из примера видно, что в налоговом учете стоимость «дешевого» основного средства будет списана на расходы в январе (как косвенные). Тогда как в бухгалтерском учете она попадет на затраты лишь в феврале. Потому что «начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).
Эта разница в месяц также повлечет возникновение налогооблагаемых временных разниц и, как следствие, отложенного налогового обязательства. Так что, если ваша фирма не является субъектом малого предпринимательства, появится необходимость открывать «любимое» ПБУ 18/02.
Этих недостатков лишен второй вариант списания «малоценки».
Оптимальный способ
Основное средство дешевле 10 000 рублей спишите на затраты сразу в момент ввода его в эксплуатацию. В бухгалтерском учете сделать это позволяет ПБУ 6/01 (п. 18), в налоговом учете – Налоговый кодекс (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
В этом случае в бухучете стоимость имущества попадет в состав текущих расходов. В налоговом – в состав косвенных. То есть тоже будет списана уже в текущем отчетном периоде. В результате налоговый и бухгалтерский учет по этой операции будет одинаков. И налоговых регистров вести не потребуется.
Пример 2
В декабре 2004 года ЗАО «Актив» приобрело принтер стоимостью 10 620 руб. (в том числе НДС – 1620 руб.). В следующем месяце он был введен в эксплуатацию. Чтобы не пришлось вести двойной учет, бухгалтер стоимость принтера списал без начисления по нему амортизации.
В учете он сделал следующие записи:
декабрь 2004 года
Дебет 60 Кредит 51
– 10 620 руб. – оплачен счет поставщика;
Дебет 08 Кредит 60
– 9000 руб. – оприходован принтер;
Дебет 19 Кредит 60
– 1620 руб. – отражен НДС;
январь 2005 года
Дебет 01 Кредит 08
– 9000 руб. – принтер введен в эксплуатацию;
Дебет 68 Кредит 19
– 1620 руб. – зачтен НДС;
Дебет 26 Кредит 01
– 9000 руб. – списана стоимость принтера.
Надо сказать, такой способ учета «малоценки» одобрил Минфин. В письме от 18 октября 2002 г. № 16-00-14/403 он указал, что ее списание «отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 01 “Основные средства”».
внимание
От обязанности документировать операции с основными средствами стоимостью до 10 000 рублей законодательство фирму не освобождает. То есть при вводе в эксплуатацию надо составить акт приемки-передачи по форме № ОС-1, а также завести инвентарную карточку по форме № ОС-6.
C. Сурикова, эксперт ПБ
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий