Не будет преувеличением сказать, что в очередях налоговых инспекций и на большинстве бухгалтерских форумов в интернете основная тема для споров – новые КБК. Где их брать? Какие числа вписывать с 14-го по 17-е поле? И прочее, прочее. Счетных работников смущает не столько сам переход с 7-значного кода на 20-значный. Смогли же в свое время привыкнуть к новой длине расчетных счетов. Основная проблема – недостаток информации. О том, что после введения новых кодов бюджетной классификации даже опытные специалисты успели допустить массу ошибок, не говорил только ленивый. И бухгалтеры, и инспекторы, кажется, уже смирились с тем, что сверки, которые не за горами, еще принесут массу неприятных сюрпризов. Но даже те сотрудники бухгалтерий, которые были настолько внимательными и находчивыми, что первые отчеты сдали без проблем, в большинстве своем нововведением недовольны. По их словам, причиной этого стало общение с инспекторами, которые должны обладать полной информацией. Но, как выясняется, даже налоговые служащие не застрахованы от ошибок.
Если ошибся инспектор
Наша постоянная читательница, бухгалтер оптовой базы Ольга Горбач, подготовилась к введению новых кодов основательно. Она штудировала интернет, общалась с коллегами и, оформляя платежные поручения на государственную пошлину, была уверена, что ошибки быть не может. Но...
– Инспектор неправильно разнес сумму платежей. Соответственно деньги попали не на тот КБК. Когда я об этом узнала, то, конечно, возмутилась. Но больше всего поразило то, что мне же самой придется ошибку налоговиков исправлять и писать письмо с просьбой вернуть деньги на нужный счет. Почему бухгалтер, который не виноват в этих ошибках, должен сам со всем разбираться? Неужели нельзя решить вопрос без бюрократии, все сразу исправить без написания писем...
За разъяснениями мы обратились в справочную службу налоговой инспекции. И задали вопросы: что делать бухгалтеру, если инспектор сам неверно разбросал сумму платежа? почему за ошибки сотрудника инспекции должен отвечать счетный работник?
– А какой инспектор допустил такой промах? Случайно не Скворцова? (Фамилия инспектора вымышленная.) Она постоянно ошибается. Для того, чтобы исправить ситуацию, вам нужно написать письмо с просьбой сделать пересчет платежа. Навести порядок за один день, конечно, не удастся. К сожалению, несмотря на то, что вы не виноваты, решить вопрос иначе не получится. Было бы очень хорошо, если бы вы сказали, какой конкретно инспектор допустил такую халатность, чтобы мы могли разобраться. Хотя, знаете, с этими новыми кодами еще и не такого можно ожидать.
Трудности перехода
Никто не расскажет о трудностях перехода на новые коды так точно, как сами бухгалтеры. Мы провели небольшой опрос среди посетителей налоговых инспекций. Тему новых КБК бухгалтеры развивали с большим интересом. Для многих до сих пор открытым остается вопрос, какие именно цифры нужно вписывать в 14–17 поля. Специалисты оказались единодушны.
Елена Игорева, главный бухгалтер фармацевтического предприятия:
– У меня особых проблем не возникло, я пока оформила только НДФЛ и госпошлину. Коды взяла из интернета и купила в самой налоговой. Конечно, поначалу я растерялась, но потом в очереди к инспектору коллеги посоветовали мне сходить к охранникам налоговой. У них я смогла купить сравнительную таблицу старых и новых КБК за 30 рублей. Неплохо они на нас нажились, представляете, сколько таких же, как я, бухгалтеров заплатили за эти таблицы? Но денег не жалко, главное – чтобы в них не было ошибок. Я стараюсь сверять каждую цифру и на бумаге, и в компьютерной программе.
Ирина Савельева, бухгалтер продовольственного магазина:
– И не говорите мне о новых кодах, слышать о них не хочу. Я с ужасом жду времени, когда придется сверять платежи. Мне кажется, что я успела такого наворотить... И чем дальше – тем сложнее, целый год впереди. Интернета на работе нет, но даже если бы и был, там столько информации, что черт ногу сломит. В банках вообще ничего не знают, в инспекции помочь не могут. Но как-нибудь выкрутимся.
Информационное голодание
Как оказалось, сотрудники налоговых инспекций тоже не в восторге от обрушившихся на их голову нововведений. Рассказывает Людмила Воронина, специалист инспекции № 4:
– На мой взгляд, нужно было дать время на подготовку, и для начала опубликовать полный перечень кодов. А в результате налогоплательщики оказались абсолютно не готовы использовать большие цифры и с ними работать, и виной тому плохая информированность. Я знаю, что на некоторых сайтах есть перечни новых КБК, но не уверена, что они выпущены в виде отдельной брошюры. Я сама дома распечатывала эти коды, а потом принесла их на работу. Мы уже зафиксировали массу ошибок по налогу на доходы физических лиц. Вместо цифры 21 в середине кода многие указывали 20. С государственной пошлиной тоже была масса неточностей. Пошлину надо платить, а КБК еще не опубликован. Что прикажете делать? Легче бухгалтерам крупных фирм, которые получают обновления к специализированным программам. В них уже появились новые платежки. А масса мелких предпринимателей вообще остались без информации. Да и инспекторам пришлось самостоятельно разбираться в этом нововведении, никто не помогал.
Вопросы возникают не только у налогоплательщиков, но и у банковских служащих, которые тоже не владеют информацией о многих нововведениях.
– Из банков звонят и просят поделиться хоть какой-нибудь информацией, – продолжает Людмила Воронина. – Они бы рады развесить памятки для налогоплательщиков, да только где же их взять. Но поймите, это не наше дело. Нас самих не информируют.
Больше всего повезло специалистам, ведущим все расчеты на компьютере. Производители программного обеспечения позаботились, чтобы все новинки бухучета и отчетности попадали на мониторы клиентов вовремя. К тому же «компьютеризированным» бухгалтерам не составляет особого труда заполнять платежки. Коды вписываются в новые бланки без проблем, нужных клеточек хватает. Чего не скажешь о специалистах, не использующих передовые технологии. Им приходится вписывать коды в старые бланки. Когда же банковские филиалы обзаведутся новыми платежками?
Мы обратились в один из филиалов довольно крупного банка. Как и следовало ожидать, новых форм платежных поручений нет, под коды бюджетных классификаций по-прежнему отведено всего семь клеточек. Сотрудник банка посоветовал поступать следующим образом:
– Все спрашивают: что делать? А новых бланков пока нет, и когда будут – не знаю. Вводите 20 знаков в эти клеточки, пишите убористей. Это не будет ошибкой.
Кроме изменения самих кодов бюджетной классификации новый год принес налогоплательщикам еще один сюрприз. 20 декабря 2004 года Минфин выпустил приказ № 117н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и инструкции о порядке ее заполнения». Но новые формы так и не появились, поскольку Минюст отказал в государственной регистрации этого приказа (письмо Минюста от 20 января 2005 г. № 01/333-ВЯ). А это означает, что сдавать декларацию нужно по старой форме.
Ника ГЛЕБОВА
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий