Один из эффективных способов привлечь покупателя – снизить цену на товар. Насколько это выгодно для продавца? Ответ на этот вопрос зависит, в частности, от того, как компания оформит скидки в учете. Как правило, поблажки покупателям условно (для целей учета) можно разделить на два вида: которые предоставляются в момент реализации товара и после.
Именно о том, как отразить скидки в учете уже после продажи продукции, поведали работники Федеральной налоговой службы России в письме от 25 января 2005 г. № 02-1-08/8(a).
Вариант первый: выгода есть
Налоговые специалисты согласились с тем, что договором можно предусмотреть изменение цены товара в определенных случаях (ст. 424 ГК РФ). Предположим, по условиям договора компания обязуется предоставить скидку при закупке продукции сверх определенного объема. В этом случае скорректировать доходы на поблажку покупателю, как только сумма поставки превысит указанный в контракте лимит, продавец имеет полное право.
Правда, здесь есть свои минусы. Во-первых, необходимо внести исправления в уже выставленные накладные и счета-фактуры или попросту заменить их на новые. Во вторых, если фирма предоставила скидку покупателю по товару, который был продан в прошлом налоговом периоде, ей придется не только уменьшить свои доходы на сумму поблажки и скорректировать НДС, но и подать уточненные декларации по налогам.
Вариант второй: выгоды нет
Ситуация меняется в корне, если скидку, а также условия ее предоставления партнеры по сделке в договоре (или дополнительном соглашении к нему) не установили. Предположим, по итогам года продавец решил пересмотреть условия контракта и простить покупателю часть его долга. По мнению работников налоговой службы, такую скидку надо расценивать как «безвозмездную передачу имущественного права» (ст. 572, 574 ГК РФ). Вывод специалистов ФНС предсказуем: «сумма скидки не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль». Ссылаются они на пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса, который в расчете налога стоимость безвозмездно переданного имущества не учитывает (письмо ФНС России от 25 января 2005 г. № 02-1-08/8(a)).
Сразу скажем, с такой позицией работников налогового ведомства согласиться полностью нельзя. В качестве доказательства приведем их разъяснения давно минувшего 2002-го. Тогда мнение ФНС по этой проблеме было иным: «прощение долга покупателю в сумме предоставленной скидки следует рассматривать как убытки организации-продавца». Из чего налоговые специалисты делали вывод: разницу между ценой, установленной договором, и реальной ценой продажи товаров компания-продавец может учесть во внереализационных расходах по подпункту 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса. Само собой, расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы (письмо МНС России от 25 июля 2002 г. № 02-3-08/84-Ю216).
Выход есть, его не может не быть
Подведем итог. Если компания, списывая часть долга покупателя, последует логике налогового ведомства, озвученной в январском письме, сэкономить на налогах ей действительно не удастся. С другой стороны, придерживаясь позиции налоговых работников, высказанной еще в 2002 году, фирма рискует. Поскольку при проверке контролеры скорее всего доначислят налог на прибыль и предъявят пени по нему. Как следствие, законность учета в налоговых расходах суммы скидки придется отстаивать в суде.
Кроме того, прощая долг, продавец «попадает» на НДС. Поскольку скорректировать сумму выручки на такую поблажку он также не вправе.
Отметим, неприятные налоговые последствия в этой ситуации ждут не только продавца. В свою очередь, покупателю придется заплатить налог на прибыль с суммы предоставленной ему скидки. Ведь контролеры расценят ее как «экономическую выгоду». Такая позиция работников ФНС прослеживается, в частности, в том же письме от 25 июля 2002 г.
Как видите, прежде чем предоставлять поблажку покупателям, следует задуматься о том, как отразить ее в учете. Сами понимаете, первый вариант учета, когда скидка предусмотрена в договоре (или дополнительном соглашении к нему), наиболее выгоден как для продавца, так и для покупателя товаров. Между тем требует значительных затрат и времени на исправление первичных документов и подачу, если необходимо, уточненных деклараций по налогам.
К тому же, если вы последуете именно этому варианту, необходимо помнить о нескольких нюансах. Так, не лишним будет «подвести» скидки под маркетинговую политику компании. Для этого нужно составить приказ о ее проведении, в котором четко прописать, кому, на каких условиях и в каком размере предоставляются поблажки. Кроме того, новые цены, то есть рассчитанные с учетом скидок, нужно указать в прайс-листе. При таком раскладе претензий со стороны проверяющих можно избежать вовсе.
А. Токарев, налоговый консультант
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий