Налоговый учет компьютерной техники

Налоговый учет компьютерной техники

22.04.2005   |   0Оставить комментарий
Мониторы, системные блоки, принтеры... Как их учесть, модернизировать и списать? Наш эксперт поможет вам разобраться.

Обычно каждое из таких устройств, как системный блок, монитор, принтер и тому подобное, стоит дешевле 10 000 рублей, а вместе их цена заметно превышает этот лимит. Поэтому, если компьютер принять на баланс единым комплексом, придется начислять амортизацию (п. 1 ст. 256 НК РФ). Как этого избежать? Выход напрашивается сам собой: оприходовать и списать объекты по отдельности. В данном случае затраты можно принять в налоговом учете полностью уже в текущем периоде.

Однако этим вопросы, связанные с учетом компьютерной техники, не исчерпываются. Как известно, любое оборудование нуждается в обслуживании, а иногда и в усовершенствовании. Следовательно, очень важно определиться, чем же будут являться такие затраты: текущим ремонтом или модернизацией? Попробуем разобраться.

Раздельный учет спасет

Известно, что каждое основное средство нужно учитывать как отдельный инвентарный объект (п. 10 ПБУ 6/01). Сложности возникают с оборудованием, работающим

в комплексе. Например, системный блок, монитор и принтер. Списать их стоимость на расходы по отдельности контролеры не разрешают. Аргументируют они свое мнение тем, что системный блок или монитор сами по себе работать не могут (см., например, письмо Минфина России от 22 июня 2004 г. № 03-02-04/5). А значит, списать их на расходы по отдельности нельзя. Понятно, что такие претензии чреваты доначислением налогов на прибыль и имущество.

Однако с позицией проверяющих можно поспорить. Не секрет, что принтер может использоваться не одним, а несколькими компьютерами. В этом случае вообще непонятно, какое оборудование надо включить в «единый комплекс». К тому же отключение принтера работе системного блока не мешает.

Кроме того, вы можете установить для комплектующих компьютера разный срок полезного использования. В таком случае ссылайтесь на пункт 6 ПБУ 6/01, который велит части одного инвентарного объекта, имеющие разный срок службы, учитывать по отдельности.

Арбитры в помощь

Подобные споры с инспекцией – не редкость. Однако в большинстве своем арбитры поддерживают коммерсантов. Точка зрения, выработанная сложившейся арбитражной практикой, такова. Определение порядка учета монитора, системного блока и принтера – отдельно или в комплексе – находится в компетенции руководителя компании. При этом раздельный способ учета следует прописать в учетной политике (постановление ФАС Московского округа от 25 июня 2001 г. по делу № КА-А41/3098-01).

Судьи же Северо-Западного округа прямо указали, что «каждый монитор является самостоятельным объектом бухгалтерского учета» (постановление ФАС от 3 марта 2003 г. по делу № А42-6402/02-С4).

Кроме того, в противовес аргументам налоговых инспекторов можно привести и еще один довод. Монитор к одному и тому же системному блоку навсегда не подключен. А значит, единым целым эти объекты не являются.

Укрепит вашу позицию и пункт в учетной политике о том, что спорные объекты компания списывает как отдельные основные средства. Приведенных аргументов арбитрам вполне достаточно (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 25 августа 2003 г. по делу № Ф09-2578/03-АК).

Минфину слово

Как видите, свобода выбора по учету купленного компьютера предоставлена вам. Однако рано или поздно компьютер придется усовершенствовать. Скажем, поменять процессор на более мощный. Можно ли в этом случае разграничить ремонт и модернизацию? Разберемся.

Известно, что модернизация – это целенаправленное улучшение технических характеристик основного средства. Однако, ремонтируя компьютер, вышедшие из строя детали заменить идентичными удается не всегда, поскольку они могут уже и не выпускаться. В таком случае замена запчасти на более современную неминуемо повлечет улучшение характеристик компьютера. Будет ли это считаться модернизацией? Таким вопросом озадачился Минфин. Мнение финансовых специалистов сводится к следующему. При разграничении модернизации

и ремонта значение имеет не то, как изменились характеристики компьютера, а то, что без новой детали он просто не смог бы работать (письмо Минфина России от 22 июня 2004 г. № 03-02-04/5). Другими словами, замена вышедших из строя деталей есть не что иное, как расходы на ремонт. Подтвердили финансисты это и в своем письме от 1 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/166. Кроме того, здесь финансовые работники уточнили, что «замена отдельных элементов компьютера на новые по причине морального износа... является его модернизацией». А значит, должна увеличивать его первоначальную стоимость.

Модернизация того, чего нет

С тем, что является ремонтом, а что модернизацией, мы определились. Давайте теперь посмотрим, как отразить в учете затраты на модернизацию оборудования стоимостью меньше 10 000 рублей. Отметим, что порядок списания таких расходов законодательством не урегулирован. В статье 257 Налогового кодекса сказано, что в случае модернизации изменяется первоначальная стоимость основного средства. Но как увеличить стоимость имущества, которое давно списали?

Точки зрения специалистов Минфина

и налоговой службы по этому вопросу расходятся. Так, по мнению финансистов, если затраты на модернизацию составят меньше 10 000 рублей, фирма вправе единовременно списать их в налоговом учете. Если же стоимость улучшения этот лимит превысит, компьютер попадет в состав амортизируемого имущества. При этом его первоначальная стоимость будет равна расходам на модернизацию (письмо Минфина России от 9 июня 2004 г. № 03-02-05/3/50).

Столичные налоговые работники предлагают другой порядок учета стоимости модернизации уже списанных основных средств. Затраты на улучшение они предлагают прибавить к бывшей первоначальной стоимости. Если полученная величина не превысит 10 000 рублей, затраты можно учесть сразу.

В противном случае имущество станет амортизируемым. Первоначальную стоимость, которую фирма уже отнесла на расходы, восстанавливать не нужно. Амортизировать следует лишь сами затраты на модернизацию, причем исходя из оставшегося срока полезного использования актива (письмо УМНС по г. Москве от 18 сентября 2003 г. № 26-12/51423).

Однако это не единственный вариант, предлагаемый работниками налогового ведомства. В течение 2004 года в ответах на частные вопросы встречался еще и другой. По мнению контролеров, при проведении модернизации фирма должна действовать следующим образом.

Первоначальную стоимость надо увеличить на сумму затрат по модернизации (п. 2 ст. 257 НК РФ). То, что она уже была списана на расходы, роли не играет. Если новая первоначальная стоимость 10 000 рублей не превысит, можно включить модернизацию в состав налоговых расходов. Если лимит окажется превышен, оборудование придется амортизировать, причем исходя из новой первоначальной стоимости и срока полезного использования.

Каким же из предложенных вариантов воспользоваться? Для компании выгодным является способ, предложенный Минфином. Хотя он и не во всем соответствует нормам главы 25 Налогового кодекса, зато заметно упрощает расчет. Если же со временем позиция финансовых работников изменится, от штрафа вас защитит статья 111 Налогового кодекса, ведь вы следовали разъяснениям, данным «финансовым органом».

С. Андрианова, налоговый консультант

«Практическая Бухгалтерия» Источник материала
35758 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.