Как правильно учитывать имущество упрощенцу

Как правильно учитывать имущество упрощенцу

19.05.2005   |   0Оставить комментарий
В упрощенке фирма находит несколько несомненных плюсов. Например, возможность ускоренного списания стоимости основных средств, которые были куплены еще до перехода на спецрежим. Правда, при этом есть и несколько минусов. Один из них заключается в том, что расходы на приобретение имущества бухгалтер учитывать не может.

Все как по нотам

В последние месяцы Минфин опубликовал сразу несколько писем на эту тему. Самое свежее – от 4 марта 2005 г. № 03-03-02-04/1/54. В нем сотрудники министерства еще раз напомнили о том, как упрощенцам списывать расходы на приобретение основных средств (ОС).

Порядок списания зависит от того периода, когда было приобретено такое имущество. Если основное средство фирма купила во время применения упрощенного режима, расходы счетному работнику необходимо учитывать в момент ввода их в эксплуатацию (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК). При этом главное, чтобы имущество было оплачено.

Если же ОС фирма купила до перехода на упрощенку, то его остаточную стоимость бухгалтеру необходимо включить в расходы в несколько этапов (подп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК). Первый – в течение одного года, если срок полезного использования актива – до трех лет включительно. Второй – в течение трех лет (частями по 50, 30 и 20 процентов от стоимости), если срок полезного использования – от трех до 15 лет включительно. И, наконец, третий этап – в течение 10 лет, если этот срок свыше 15 лет.

Время полезного использования имущества фирме следует определить по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением правительства от 1 января 2002 г. № 1). Если какой-то вид ОС отсутствует в документе, бухгалтеру нужно смотреть на технические условия или рекомендации компании-изготовителя.

К тому же по каждому ОС упрощенец должен определить остаточную стоимость по данным налогового учета. Она равна разнице между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации. Остаточный расчет фирма оформляет бухгалтерской справкой.

Не нужно забывать и о том, что бухгалтеру в учете следует выделить неоплаченные объекты основных средств на день перехода на упрощенку. Ведь на эту дату фирма отражает остаточную стоимость ОС, которые оплатила в период общего режима (подп. 2 п. 1 ст. 346.25 НК).

Имейте в виду, остаточную стоимость в любом случае необходимо определять на момент перехода на упрощенку. Однако если актив компания приобрела до, а оплатила после перехода на спецрежим, списывать его стоимость в расходы можно лишь с месяца после оплаты.

Как быть с выбытием

На практике фирмы сталкиваются и с такой ситуацией. Фирма перешла на упрощенку и учла основное средство. Однако по каким-то причинам ОС выбывает раньше, чем его стоимость полностью списана на расходы. Что делать? В том же письме финансовое министерство заявляет, что оставшуюся часть средств отнести на затраты нельзя. Вот тут как раз и возникает проблема.

В такой ситуации фирмы-упрощенцы отличаются от компаний на общем режиме налогообложения. Ведь перечень расходов, на которые можно уменьшить доходы, исчерпывающий, а данный вид затрат не предусмотрен в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

В прошлом году по этому поводу Минфин уже высказывал свою позицию. По мнению министерских работников, при реализации основных средств, приобретенных до применения упрощенки, их остаточная стоимость не уменьшает полученные доходы при определении налоговой базы. Потому что такой вид расходов в Налоговом кодексе не предусмотрен (письмо Минфина от 11 ноября 2004 г. № 03-03-02-04/1/48). При этом абсолютно не имеет значения, по какому основанию выбыли ОС – в связи с реализацией, ликвидацией, передачей в уставный капитал. Аналогичную точку зрения высказывало чуть ранее и налоговое ведомство (письмо МНС от 7 мая 2004 г. № 22-1-14/849).

Если анализировать кодекс, то действительно в главе 26.2 «Упрощенная система налогообложения» отсутствует такой вид затрат, как остаточная стоимость выбывших ОС. Но в то же время эта глава не запрещает упрощенцам продолжать относить стоимость такого имущества на расходы после выбытия. Вот здесь и кроется причина всех вопросов.

Бухгалтеру необходимо помнить, что одним из условий признания расходов является их экономическая обоснованность (п. 2 ст. 346.16 НК). А списание на затраты стоимости ОС, отсутствующих в компании, вряд ли можно назвать оправданным действием.

В письме от 4 марта 2005 года сотрудники финансового министерства отметили, что в случае реализации основных средств отнести их к товарам не получится. На основании этого бухгалтер списывает всю покупную стоимость ОС (подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК).

Стоит отметить, что в такой ситуации есть положительный момент: при продаже имущества, купленного до перехода на упрощенку, пересчитывать единый налог не надо. Такое требование глава 26.2 Налогового кодекса относит только к основным средствам, которые были приобретены во время применения спецрежима и прослужили менее 3 (или 10) лет.

А как быть упрощенцу, если он продаст ОС ниже его остаточной стоимости? В этом случае фирма учитывает доходы от реализации имущества на день поступления денежных средств на счета. При этом не имеет значения, образуется ли в учете положительная или отрицательная разница между продажной и остаточной стоимостью основных средств.

К тому же, если упрощенец продает ОС, купленные уже после перехода на спецрежим, он обязан пересчитать налоговую базу за весь период их использования с момента приобретения до даты реализации, а также уплатить дополнительную сумму налога и пени. Это условие справедливо, если не прошло три года с момента покупки ОС (и десять лет – со сроком полезного использования свыше пятнадцати, п. 3 ст. 346.16 НК). Также компания вправе самостоятельно решить, каким способом ей рассчитать амортизационные отчисления по реализованному основному средству.

Кстати

Обратите внимание: остаточную стоимость основных средств, срок полезного использования которых равен трем годам, бухгалтер признает расходом только в течение одного года на спецрежиме. Это относится к ОС, которые фирма купила до перехода на упрощенку. В этом случае затраты счетный работник учитывает равными долями на последний день отчетного периода. Это квартал, полугодие и 9 месяцев.

Однако в Порядке заполнения книги учета доходов и расходов сказано иначе. Списывать стоимость бухгалтеру следует равномерно в течение всех кварталов календарного года (п. 3.2 приказа МНС от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606).

Кстати

Компания, которая применяет упрощенку, должна вести учет ОС в порядке, предусмотренном в законодательстве о бухгалтерском учете (п. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Ведь одно из ограничений этого спецрежима как раз остаточная стоимость основных средств. Ее необходимо определять по правилам бухгалтерского учета (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК).

Александр ТОЛОКОННИКОВ

«Московский бухгалтер» Источник материала
4626 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.