Нужен ли упрощенцам бухучет

Нужен ли упрощенцам бухучет

24.05.2005   |   0Оставить комментарий
Компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, становится все больше. Их привлекает простота учета и возможность сэкономить на налогах. При этом фирмам, перешедшим на упрощенку, приходится решать: продолжать вести бухгалтерский учет или нет. Работа на УСН позволяет избежать этой обязанности. Однако большинство компаний бухучет все же ведут. Мы решили провести небольшой опрос и выяснить, зачем и кому это нужно.

Упрощенку ввели в 2002 году для того, чтобы мотивировать небольшие предприятия «выйти из тени» и платить налоги (закон от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ). Упрощенцев избавили от необходимости вести полную бухгалтерскую документацию, заменив ее книгой учета доходов и расходов. И вместо НДС, ЕСН, подоходного налога, налога на прибыль и имущество ввели единый 6-процентный налог с годового дохода или же 15-процентный от разницы сумм доходов и расходов – на выбор. Изначально пользоваться этой системой налогообложения могла лишь та часть столичных компаний, у которых годовой оборот составлял не более 11 млн рублей. Постепенно планку для упрощенцев поднимали, но ненамного. Чиновники опасались, что это приведет к недобору доходов в бюджет из-за сокращения числа компаний, работающих на обычной системе налогообложения. Сегодня сумма дохода от реализации для упрощенцев не должна превышать 15 млн рублей.

Многие компании сталкиваются с проблемами при смене системы налогообложения. При переходе на упрощенку фирме нужно заранее определить, какие суммы будут учитываться при налогообложении по традиционным правилам, а какие будут включены в налоговую базу по единому налогу. Не всегда компании уверены в стабильности своего положения: будут ли они находиться на упрощенке продолжительное время или же это короткий период в их деятельности. Сомнения – вести или не вести полноценный бухучет – вполне закономерны. Тем более при таком нестабильном законодательстве, как наше. Никто не застрахован от возможности того, что завтра упрощенку вообще отменят, – так считают многие бухгалтеры.

Предприятия, которые применяют УСН, не обязаны вести бухучет. Но им приходится это делать, так как при потере права применять упрощенку восстановить учет будет очень трудно.

Часто бывает и так, что самой фирме не особенно нужны подробные сведения, они необходимы партнерам

по бизнесу. Управленческий учет нужен собственникам компании, и он вполне может отличаться от типичного бухучета. Многие так и делают – ведь нужно же как-то распределять прибыль между владельцами фирмы.

Мнения здесь расходятся. Кто-то считает, что фирма, применяющая УСН, не должна вести бухгалтерский учет, так как упрощенная система и полноценный бухучет несовместимы. И если при упрощенке возникла потребность в бухучете, это должно послужить определенным сигналом: может быть, стоит перейти на общую систему налогообложения. Другие считают, что бухучет при упрощенке вести необходимо. Третьи уверены, что все зависит от вида деятельности. Тем, кто занимается торговлей, без учета просто не обойтись – банк, касса, зарплата... Но существуют и такие виды деятельности, при которых учет излишен. Четвертые вообще скептически относятся к понятию «полноценный бухучет» – если им считать стандартный пакет документов, включающий баланс, то в этом нет необходимости.

К тому же все зависит еще и от выбора системы расчета налогов – 6– или 15-процентной. В первом случае объектом налогообложения являются доходы фирмы, во втором – разница между доходами и расходами. Небольшая налоговая ставка позволяет особенно не вникать в сложности ведения записей, но в случае с 15 процентами необходимо отражать доходы и расходы, а это уже учет. Также бывают ситуации, когда бухгалтер жалеет о том, что не стал вести учет: например, фирме нужно взять кредит в банке, последний просит предоставить баланс и заполнить соответствующие формы. Здесь могут возникнуть проблемы.

Те, кто испытал на себе сложности перехода от одной системы налогообложения к другой, советуют все же вести бухгалтерский учет. К тому же со второго полугодия в закон о бухучете скорее всего будут внесены поправки. Минфин планирует обязать упрощенцев вести двойную запись.

Мы проконсультировались у экспертов и выяснили, что налогоплательщикам, переходящим на упрощенную систему налогообложения, все же лучше продолжить ведение стандартного бухгалтерского учета. Причин этому несколько: в книге учета хозяйственных операций для налогоплательщиков, применяющих УСН, отражаются только те хозяйственные операции, которые в соответствии с положениями главы 26.2 Налогового кодекса входят в перечень доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы по единому налогу. При переходе с УСН на ОСН могут возникнуть сложности в отражении незавершенных хозяйственных операций. Глава 26.2 Налогового кодекса устанавливает лимит дохода для упрощенцев в 15 млн рублей. Превышение этого порога повлечет за собой переход на ОСН с начала квартала – то есть «задним числом». Если вы при этом ведете традиционный бухучет, вам останется внести только некоторые коррективы. У налогоплательщиков, продолжающих вести бухгалтерский учет, в момент перехода на основную систему налогообложения будет меньше трудностей.

Кстати

Недавно Высший Арбитражный Суд пришел к выводу, что организации, применяющие упрощенку, должны вписывать в книгу учета только те доходы и расходы, которые влияют на размер налога (решение ВАС от 8 сентября 2004 г. № 9352/04). А затем вышел приказ Минфина от 4 февраля 2005 г. № 15н. В нем говорится, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения по методу «доходы минус расходы», не должны вести учет доходов и расходов, которые не влияют на исчисление налоговой базы по единому налогу. Этот документ признал недействующими приказ МНС от 26 марта 2003 г. № БГ-3-22/135 и приказ МНС от 24 мая 2004 г. № САЭ-3-22/332(a). Эти приказы обязывали налогоплательщиков, применяющих УСН, отражать не только показатели, необходимые для исчисления налоговой базы и суммы единого налога, но и вести учет данных, не влияющих на расчет налога. Таким образом, в книгу учета доходов и расходов и в порядок отражения в ней хозяйственных операций были внесены изменения.

Оксана МАРКЕЧКО

«Московский бухгалтер» Источник материала
26206 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.