В идеале
Как говорят сотрудники инспекции, пройти сверку достаточно легко. Для этого нужно написать заявление на имя руководителя инспекции с просьбой провести «сверку платежей, начисленных и перечисленных в бюджет».
– Текст может быть составлен в произвольной форме. После этого сдаете заявление в канцелярию, и вас записывают в очередь, – проконсультировали нашего корреспондента по телефону инспекции.
– А что за очередь? И надолго? – задал вопрос журналист.
– Ну обычно у нас очередей на сверку нет. Только вам нужно учитывать, что в период с октября по декабрь выверку платежей желают пройти все фирмы, которые участвуют в конкурсе на предоставление социальных заказов – строительство, ремонт и так далее, а также тендеров на льготные рабочие места. Чтобы получить справку, нужно подать заявление пораньше. Примерно за месяц или два.
Судя по словам инспектора, которая отвечала на телефонный звонок, тем, кто стоит на учете в налоговой № 24, не о чем беспокоиться. Стоит подать заявление, и вас тут же запишут на сверку, которая пройдет, не выходя за рамки положенных по закону сроков. На что же жалуются бухгалтеры?
Бумажные тонкости
«Наша фирма ежегодно участвует в конкурсе по распределению рабочих объектов, – рассказывает бухгалтер строительной фирмы, состоящей на учете в ИФНС № 24. – Поэтому сверку по налоговым платежам мы проходим довольно часто. Но несмотря на это, у меня постоянно возникают проблемы с получением справки. Взять хотя бы заявление. Изначально оно, конечно, пишется в произвольной форме. Но если в нем не будет всех нужных инспектору слов, у вас его просто не примут. Как-то раз я написала заявление “Просим выдать справку об отсутствии задолженности по налоговым платежам в период с 1 августа 2003 года по 1 августа 2004-го”. Отнесла документ в канцелярию, и у меня отказались его принять. Они мотивировали это тем, что никто не поймет, какую именно справку я хочу получить. То есть надо было написать, что я прошу “произвести налоговую сверку и выдать справку об отсутствии задолженности на 1 августа 2004 года перед федеральным бюджетом Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами фондов”. Внизу, рядом с подписью директора и главного бухгалтера, должна стоять пометка о том, кому вы отдадите эту справку. К примеру, написать: “Справка необходима для представления в префектуру ЮАО”. Конечно, если попросить, то вам могут разрешить дописать необходимые строки от руки. Но в любом случае это уже противоречит их собственным утверждениям».
Как рассказали посетители налоговой № 24, после того как заявление подается в канцелярию, нужно сидеть и ждать звонка от инспектора, который попросит принести документы. Тем не менее большинство посетителей несут дополнительный экземпляр своему инспектору. «Так гораздо быстрее, – говорит женщина из очереди. – Я пару раз сдавала заявление просто в канцелярию. Но там оно где-то терялось, и мне приходилось сдавать все заново. То есть снова занимать и без того длинную очередь на сверку».
Сколько человек нужно, чтобы выписать справку
С подачей заявления на проведение сверки трудности бухгалтера вовсе не заканчиваются. Теперь надо подготовить специальный реестр. В нем должны быть указаны все начисленные и перечисленные платежи в бюджет, с номерами платежных поручений, по которым должны были поступить деньги. Реестр делается для всех налогов и сборов, кроме перечислений на несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания в Фонд социального страхования.
С этим документом бухгалтер приходит к инспектору, который сверяет указанные суммы со своими данными, смотрит, на тот ли счет поступили средства, а потом, если есть какая-то недостача, говорит сумму долга и пени, которые необходимо оплатить. После того как долги будут оплачены, организации выдадут справку об отсутствии задолженности.
«Как раз здесь и начинается настоящее действо, – говорит один из бухгалтеров, которые ежегодно проходят сверку. – Дело в том, что в налоговой № 24 всеми перечислениями по налогам занимается один человек, а начислениями по каждому налогу занимается отдельный сотрудник. Если один из этих инспекторов заболеет или в отпуск уйдет, то его делами никто заниматься не будет. Все ждут, пока он выйдет и даст свои данные по начислениям. Без этого обойтись никак нельзя, иначе вся сверка наперекосяк пойдет. Часто случаются вообще непонятные вещи. Допустим, я прихожу к инспектору, которая занимается начислениями по налогу. Она смотрит мои документы и говорит, что эти цифры проводила не она и мне стоит идти в соседний кабинет. Иду туда – на меня кричат, что все вопросы, связанные с этим налогом, нужно задавать в том кабинете, откуда я пришел. Так и гоняют по кабинетам. Поэтому время налоговой сверки практически не ограничено. А вот в 37-й налоговой у каждой фирмы есть свой инспектор, который занимается всеми начислениями и перечислениями. Там сверку можно пройти гораздо быстрее».
Но как же в таком случае быть тем, кто, например, хочет участвовать в городском конкурсе? Ведь без справки об отсутствии задолженности по уплате налогов организация не будет допущена на тендер. А значит, потеряет выгодные заказы.
– И что же мне теперь делать? Мне очень нужна справка, – сказал один из бухгалтеров.
– Значит, надо было сдавать документы за два месяца до сверки, – ответил инспектор.
– Но мы так и сделали.
– Значит, надо было сдавать за четыре месяца...
– Может, вы хотя бы дадите мне справку о том, что документы уже отправлены на сверку и сейчас находятся в работе? – спросил бухгалтер.
– Мы не выдаем таких промежуточных документов, – сообщил инспектор.
«Один раз мне удалось получить справку о том, что я скоро получу документ об отсутствии задолженности, – рассказала бухгалтер строительной фирмы. – Мне удалось упросить своего инспектора, хотя она тоже не хотела мне ее выписывать, говоря, чтобы я не расстраивалась: “Некоторые сверку целый год проходят, и ничего”».
Если бухгалтеру все же удается пройти сверку, справка об отсутствии задолженности выдается только в единственном экземпляре с указанием получателя. Если помимо префектуры вам нужно принести такую же бумагу в Управление Министерства здравоохранения, то придется делать ксерокопии и нести их к нотариусу. Но на это уже никто не жалуется. Хорошо, что хотя бы одну справку выдали. К тому же пора опять собирать документы на сверку – в следующий раз документ хочется получить вовремя.
Справочно
По закону налоговая сверка должна длиться не более двух недель.
Как говорится в Регламенте организации работы с налогоплательщиками, который утвержден приказом МНС от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468(a), «...срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом не должен превышать 15 рабочих дней».
Светлана АНТЮШЕНИНА
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
ПСН в 2025 году: новые ограничения, возврат на ПСН стал сложнее
Комментарии (0)
Оставить комментарий