Война за «лишние» метры

Война за «лишние» метры

14.06.2005   |   0Оставить комментарий
Основная задача «вмененщиков» – максимально снизить налогооблагаемую площадь торгового зала. А вот у проверяющих цель обратная. Любую ошибку в оформлении документов на помещение они используют для того, чтобы пересчитать налог в большую сторону.

Главный показатель для расчета ЕНВД – площадь залов, в которых фирма непосредственно обслуживает посетителей. Именно к его значению и придираются инспекторы при проверках вмененщиков.

Заметим, что определение площади торгового зала (ст. 346.27 НК РФ) долгое время было расплывчатым. Перечень помещений, которые не имеют к ней отношения, появился в Налоговом кодексе только 1 апреля 2005 года (Закон от 29 декабря 2004 г. № 208-ФЗ). Итак, к таким помещениям можно причислить: подсобные площади (коридоры, тамбуры, вестибюли и т. п.), административно-бытовые помещения (служебные кабинеты, пункты питания персонала, и т. п.), а также помещения для приема, хранения товара и его подготовки к продаже (склады, хранилища, т. п.).

Налог со спорной площади

Так и произошло с одной архангельской фирмой. Помещение для работы она арендовала у муниципальных властей. В договоре аренды была указана только общая площадь помещения. Размер площади торгового зала отдельно указан не был. Кроме того, в договоре не выделены и площади вспомогательных помещений. В остальных документах проверяющие разбираться не стали. Они посчитали, что фирма должна была считать налог со всей площади арендованного помещения и, соответственно, доначислили фирме налог.

Фирма с этим не согласилась и подала в суд. Разобравшись в ситуации, судьи выяснили: выводы инспекторов были поспешными. Дело в том, что к договору аренды было существенное приложение – план-схема помещений, в котором было ясно сказано: в состав общей площади входит тамбур площадью 17,5 кв. м.

К торговой площади это помещение, естественно, не относится. Но самое интересное, что оно не имело шанса попасть туда еще и по другой причине. Оказалось, что это помещение вообще было сдано в субаренду другой фирме. Так что использовать его в качестве своего торгового зала фирма просто не могла (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 марта 2005 г. по делу № А05-9461/04-19).

Перестраховка снимет вопросы

Из этой истории можно сделать такой вывод. С «правоустанавливающими или инвентаризационными документами» (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) помещения или его части, разрешение на право обслуживать посетителей на открытой площадке и т. п.) надо быть поосторожнее. Именно на их основе инспекторы устанавливают площадь торгового зала.

Если в этих документах не будет выделена площадь вспомогательных помещений, спорить с налоговой по поводу налогооблагаемой площади торгового зала будет трудно. Имейте в виду: в подобных ситуациях и суды иногда принимают сторону инспекторов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 марта 2004 г. по делу № А28-9243/ 2003- 420/21).

Избежать таких недоразумений можно так. Чтобы подстраховаться, пропишите непосредственно в договоре аренды, какую именно часть здания вы будете использовать для ведения торговли или организации общественного питания. На основе этого документа вы и будете рассчитывать налог.

Л. Зеленкова, эксперт ПБ

«Практическая Бухгалтерия» Источник материала
7493 просмотра Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.