Ключевой работник фирмы
Сегодня закрытие той или иной компании не станет сенсацией ни для кого. Пожалуй, несильно удивятся даже сотрудники этой самой фирмы. Закрытие организации, с одной стороны, дело несложное. В российском законодательстве юридические процедуры прописаны достаточно четко: в Гражданском кодексе (ст. 61–64), Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», а также Налоговом кодексе (ст. 44, 89). Споры с клиентами и кредиторами зачастую могут длиться долго. Однако предприниматель может быть уверен практически на сто процентов, что «буква закона» поможет разрешить все трудности. Главная проблема ликвидации фирмы заключается в другом.
Предпринимателю, решившему сворачивать бизнес, нужно любым способом задержать на некоторое время часть персонала. Это необходимо для того, чтобы выполнить свои обязательства перед партнерами и клиентами – произвести и поставить заказанную продукцию, закрыть договоры, привести в порядок фискальную и управленческую документацию, сопроводить финансовые потоки (пусть даже и в «последний путь»), оформить увольнение сотрудников и провести, наконец, процедуру ликвидации компании. Для решения этих задач компании нужно довольно много рабочих рук – в процессе оказываются задействованными не менее двух третей от полной численности персонала. В этой ситуации только «лояльного» отношения работников к фирме будет недостаточно. Поэтому без дополнительных выплат предпринимателю не обойтись.
Кадровые специалисты советуют руководителю в случае ликвидации фирмы сразу же очертить круг наиболее важных, ключевых кадров – «ликвидационную команду». В нее входят, как правило, главный бухгалтер фирмы, юрист, несколько квалифицированных работников и топ-менеджеров. В ходе личных бесед и переговоров необходимо обсудить новые условия оплаты труда и определить стратегию: что будет сделано в первую очередь, а также как распределятся зоны ответственности и полномочия в перспективе. Логично, что для таких «последних» сотрудников компенсация может быть и больше, чем для сокращенных, так как процедура ликвидации длится достаточно долго после принятия решения о закрытии, и эту ответственную работу надо кому-то выполнять. К тому же, выполняя ее, такие сотрудники не имеют достаточно свободного времени для поиска нового места работы.
Бухгалтер фирмы – «последний герой»
Ликвидация фирмы может происходить по нескольким причинам. В зависимости от причины варьируются работа бухгалтера, новая оплата его труда и новые обязанности. Для каждого случая существуют разные способы удержать сотрудника до самого завершения дела.
Директор по персоналу крупной консалтинговой компании Майя Борзова выделила как минимум четыре возможные причины ликвидации:
Первые три случая – манипуляции с активами, торговыми марками, управляемостью. Закрытие предприятия при таких обстоятельствах практически не скажется на всех сотрудниках. Исключение составит здесь только главный бухгалтер фирмы, которому придется изучать массу новых документов, приводить в порядок отчетность за многие периоды, налаживать новые системы учета и координировать работу с новыми финансовыми работниками. Однако во всех описанных случаях для бухгалтера за прибавлением обязанностей последует ощутимая прибавка к зарплате. По словам Майи Борзовой, это будет единственным возможным способом удержать бухгалтера на месте во время реформ в компании. В дополнение к этому «мудрому» руководителю следует взять пару помощников, которые займутся технической и архивной финансовой работой.
Ситуация, когда фирма разоряется, абсолютно другая. Именно в этом случае руководителю будет труднее всего удержать главного бухгалтера фирмы, если только это не его лучший друг или родственник. Ведь это гигантский труд – закрыть все финансовые документы так, чтобы налоговый инспектор не мог придраться. По словам Майи Борзовой, здесь в ход пойдет «тяжелая артиллерия»: чтобы удержать сотрудника, руководитель увеличит не только зарплату, бонусы и премии, повысит выходное пособие, но будет готов оплачивать и все накладные расходы, которые понесет бухгалтер, а также может согласиться на выплату некоторого процента по закрывающимся проектам и сделкам.
Очень важным для руководителя является также вопрос – когда и как правильно сообщить главному бухгалтеру фирмы о готовящейся ликвидации. Как известно, Трудовой кодекс обязывает предпринимателя сообщить работникам о закрытии фирмы не позднее чем за два месяца до момента ликвидации. С другой стороны, очевидно, что чем раньше эта новость станет общеизвестной, тем труднее будет поддерживать работоспособность в коллективе. Специалисты советуют не спешить объявлять о закрытии фирмы всем сотрудникам. Лучше всего, если руководитель сможет «локализовать слухи» о предстоящем закрытии компании, то есть сохранить эту новость в рамках «ликвидационной команды». Главный бухгалтер в эту команду входит, поэтому он должен быть в курсе всех организационных и административных вопросов. Руководителю следует сообщить бухгалтеру о ликвидации, а также сразу дать задание привести в порядок всю финансовую документацию компании. Первым делом необходимо выяснить, какие проблемы могут возникнуть в процессе закрытия фирмы, какие из них можно решить заранее. В целом, все специалисты сходятся во мнении, что о ликвидации фирмы бухгалтер должен узнать вслед за генеральным директором. Ведь именно главный финансовый работник лучше всего осведомлен о делах фирмы и потому сможет помочь руководителю наметить правильный план действий по закрытию бизнеса.
Неочевидные преимущества для бухгалтера
Для бухгалтера очень важно адекватно отреагировать на известие о ликвидации, в котором есть не только минусы. По крайней мере, так считают многие специалисты кадрового бизнеса.
Работа в разорившейся компании для профессионального бухгалтера на первый взгляд не является привлекательной. Поэтому неудивительно, что в большинстве случаев он стремится быстрее найти новую работу. Однако даже в такой неприятной ситуации бухгалтер может увидеть определенные плюсы. Бонусы удержания и выходные пособия часто оказываются вполне адекватной компенсацией. Кроме того, финансовые работники, задействованные в процессе ликвидации компании, получают дополнительный опыт, и их ценность на рынке труда увеличивается.
По мнению генерального директора рекрутингового агентства Игоря Самохвалова, в этом нет ничего удивительного: у тех, кто решил доработать до закрытия компании, больше шансов найти хорошую работу в будущем, ведь они не только получили уникальные навыки, но и показали свою эффективность в экстремальной ситуации, а также продемонстрировали лояльность к компании. А такие качества всегда пользуются спросом на рынке, особенно когда это касается такого топ-уровня, как главный бухгалтер компании.
Мнение
Руководитель столичной компании, вынужденной закрыться около полугода назад, Данил Багрин рассказал, как он удерживал необходимых ему сотрудников на период ликвидации:
– Когда у нас начались финансовые проблемы, я сразу же предупредил бухгалтера, юриста и высших менеджеров о возможных осложнениях. Они могли сами решать, остаться или уйти. Большинство предпочло первый вариант. Когда же стало очевидно, что дела на фирме совсем плохи, я от своего имени заключил индивидуальные соглашения с каждым из ключевых работников компании. Согласно этим договорам, сотрудники в случае ликвидации фирмы получали весомое материальное вознаграждение – из личных средств генерального директора.
Фаина ФИЛИНА
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
ПСН в 2025 году: новые ограничения, возврат на ПСН стал сложнее
Комментарии (0)
Оставить комментарий