Нотариальные расходы без ограничений

Нотариальные расходы без ограничений

11.07.2005   |   0Оставить комментарий
При налоговом учете затрат на оплату услуг нотариусов возникает ряд проблем. Но бухгалтеры находят способы их решения. Расскажем о них.

Первая проблема

Расходы на оплату услуг нотариусов уменьшают налогооблагаемую прибыль в качестве прочих расходов (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но не в полной сумме, а только в пределах установленных тарифов. Их значения найти нетрудно. Размер государственной пошлины за обязательное нотариальное оформление установлен статьей 333.24 Налогового кодекса. Причем ее обязаны придерживаться как государственные, так и частные нотариусы. Если же обязательная нотариальная форма по закону не требуется, вы можете по собственной инициативе заверить какой-либо документ или подпись. Для этого случая с 1 января 2005 года также установлены четкие расценки. Часть из них содержится в упомянутой статье Налогового кодекса, а остальными можно ознакомиться в статье 22.1 Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.

Однако ни для кого не секрет, что большинство нотариусов берет плату выше государственных ставок. На каком основании они это делают и как оформляют? На самом деле в стоимость работ нотариусы включают якобы оказанные юридические или технические услуги. Причем они имеют на это полное право. В статье 23 Основ законодательства о нотариате сказано: «Источником финансирования деятельности нотариуса... являются денежные средства, полученные им за... оказание услуг правового и технического характера».

Этим стоит воспользоваться и вам, их клиентам, чтобы отнести всю сумму «нотариальных» затрат в состав налоговых расходов. Статья 264 Налогового кодекса в состав прочих расходов разрешает включать затраты на юридические, информационные и консультационные услуги. Таким образом, сверхлимитные суммы можно провести как расходы, скажем, на юридическую консультацию. И все, что надо сделать, это сказать нотариусу, чтобы в выдаваемой справке стоимость своих услуг он разбил на две составляющие: плату за нотариальное заверение согласно установленным тарифам и плату за информационные услуги (либо за выполнение технической работы).

Вторая проблема

Главой 25 Налогового кодекса установлен единый принцип признания расходов: затраты должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.

Подтвердить нотариальные затраты документами не сложно. Здесь вам будет достаточно справки от нотариуса с указанием перечня оказанных услуг и их стоимости (письмо Минфина России от 24 октября 2003 г. № 16-00-24/45). Справка не имеет унифицированной формы, и каждый нотариус разрабатывает ее самостоятельно. Однако проследите, чтобы она содержала все обязательные реквизиты для первичных документов, приведенные в Законе о бухучете, и стоимость услуг. Чтобы доказать факт оплаты в наличной форме, кассовый чек или бланк строгой отчетности не потребуются. Ведь нотариусы не подпадают под Закон о применении ККТ. Об этом сказано в письме МНС России от 14 апреля 2004 г. № 33-0-11/285.

Проблему экономической обоснованности расходов надо рассматривать с такой позиции. В статье 264 Налогового кодекса нет условия о том, что нотариальное оформление должно носить обязательный характер. Иными словами, в затраты можно включить оплату услуг нотариуса, даже если организация заверяет документы добровольно. Однако инспекторы не всегда соглашаются с такой позицией. В ответ вы можете сослаться на то, что заверенные копии документов необходимы фирме в случае возникновения споров с партнерами по бизнесу или государственными службами.

Третья проблема

При обращении к нотариусу у фирмы возникает еще одна проблема. Инспекторы требуют, чтобы о выплатах нотариусу организация до 1 апреля подавала сведения по форме № 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). Иначе ее ждет штраф по статье 126 Налогового кодекса. Но аргумент против инспекции у вас есть. Дело в том, что по статусу нотариусы приравнены к индивидуальным предпринимателям, а не к физическим лицам. На это прямо указано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса. То есть уплачивают налог на доходы и сдают отчетность нотариусы самостоятельно.

Но знайте: этот довод дотошный инспектор может опровергнуть другим. Так, пункт 2 статьи 230 Налогового кодекса гласит: «...не предоставляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям... если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей ... и постановку на учет в налоговых органах». Иначе говоря, если предприниматель не представил вам свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый учет, придется на него заполнять форму № 2-НДФЛ.

Но вся проблема в том, что нотариусы не подлежат госрегистрации в качестве ПБОЮЛ. Поэтому, следуя приведенной цитате, подавать сведения на нотариусов бухгалтер должен в любом случае. Разумеется, это делают далеко не все. В основном фирмы предпочитают использовать аргумент, который мы изложили выше.

Финальный аккорд

Одно из последних веяний нотариальной деятельности – то, что нотариусы начали в стоимость своих услуг включать НДС. При этом они поясняют: налог не берется за действия, перечисленные в главе 25.3 Налогового кодекса «Государственная пошлина» (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ). Остальные же действия должны облагаться налогом в обычном порядке. А поскольку, как мы уже отметили, статус нотариуса совпадает со статусом индивидуального предпринимателя, налог надо исчислить.

Если фирма заплатила НДС в составе платы, она, само собой, захочет поставить его к вычету. Тут возникает «небольшая» сложность: никаких счетов-фактур от нотариусов получить невозможно. Что ж, особо смелым бухгалтерам придется делать вычет НДС на основании справок, в которых сумма налога должна быть выделена отдельно. А остальным можно порекомендовать относить всю сумму затрат (с НДС) на расходы. Ведь зачесть НДС не получится и по другой причине. Нотариуса нельзя отнести к плательщикам НДС. Как сказано в статье 1 Основ законодательства о нотариате, «...нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует целей извлечения прибыли». Следовательно, никакой добавленной стоимости не может быть в принципе.

Д. Гусятинский, аудитор

«Практическая Бухгалтерия» Источник материала
9458 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.