Цветочная фирма в столице – дело на редкость выгодное. Москвичи и гости столицы дарят и будут дарить друг другу букеты, которые становятся все более изысканными и дорогими. А в последнее время разнообразные композиции растений стали не только презентами, но и модными элементами интерьера, гардероба, дизайна и т. д.
Понятно, что цветочные компании не могли не привлечь внимания столичных налоговых инспекторов. К тому же всем известно, что розами и тюльпанами торгуют не только законопослушные и добросовестные предприниматели, но и так называемые гости из ближнего зарубежья, которые не заботятся ни о сертификации товара, ни о ведении хоть какого-то подобия бухгалтерского учета.
Об особенностях «цветочной» бухгалтерии и о том, как честному предпринимателю с достоинством выдержать визит налогового инспектора, нам рассказали Татьяна Левина, главный бухгалтер столичной сети салонов цветов, и Игорь Миронов, бухгалтер небольшого магазина, торгующего изделиями из растений.
Цветы у инспекторов в моде
Контролеров в последнее время очень сильно заинтересовали цветочные компании. Причем внимание налоговых служб привлекли как дорогие салоны цветов «для высшего класса», так и небольшие сети цветочных магазинов и даже маленькие торговые точки.
По словам Татьяны Левиной, причины интереса ревизоров и методы налогового контроля варьируются в зависимости от вида фирмы. Кроме того, размер компании и особенности ее товара определяют специфические правила и «хитрости» ведения бухгалтерского учета.
Эксперты разделяют цветочные фирмы в Москве на четыре группы.
Первый вид – элитные салоны цветов, торгующие эксклюзивными импортными букетами и авторскими икебанами. По мнению Татьяны Левиной, к руководителям и бухгалтерам таких фирм чаще всего придраться трудно, потому инспекторы заходят к ним редко. Дело в том, что для элитных цветочных торговцев главное правило: репутация превыше всего. Поэтому им выгодно быть законопослушными налогоплательщиками. Как правило, в таких фирмах главным бухгалтером является профессионал с большим опытом и знанием «цветочных» финансов. Документы и прочие деловые бумаги всегда имеются у бухгалтера в наличии и содержатся в надлежащем порядке.
Единственное, на чем ревизор может подловить элитного цветочного торговца – это его деловые взаимоотношения с иностранными поставщиками. Ведь цветы «для высшего класса», как правило, привозятся из Европы или каких-либо экзотических стран. Бухгалтер должен упорядочить все контракты и договоры с поставщиками. По факту каждой сделки необходимо долгое время хранить все деловые бумаги.
Предпринимателям необходимо точно знать, из каких стран импортировать цветы и растения по закону нельзя. Россельхознадзор периодически запрещает продажу цветов, поставляемых из ряда стран: Бельгии, Германии, Дании, Эстонии, Голландии, Латвии. Основная причина таких временных запретов – несоответствие продукции санитарным нормам, наличие в цветах особых жучков-паразитов. В случае неведения бизнесмен может понести серьезные убытки, закупив партию товара в «неправильной» стране.
Если элитные флористы покупают цветы в разрешенных странах, они должны получить специальные документы – сертификаты соответствия, которые доказывают соответствие цветов санитарным нормам.
Вторая и третья группы интересны налоговым инспекторам намного больше первой. Это цветочные торговые сети и небольшие магазины растительных изделий и букетов. По словам Татьяны, контролеры проверяют таких флористов двумя способами: с помощью контрольных закупок и обычных выездных проверок.
Четвертая группа – торговые точки, реализующие цветочную продукцию как бы «с рук». Такие фирмы представляют собой киоск или небольшую палатку, в которой работают два-три сменных продавца. Проверка со стороны налогового инспектора (или другого государственного проверяющего) чаще всего заканчивается для таких торговцев штрафом и закрытием фирмы, так как они не заботятся ни о бухгалтерском учете, ни о наличии необходимых финансовых и разрешительных бумаг – сертификатов соответствия (если необходимо), регистрации и медицинских книжках работников и т. д. Ревизорам даже не нужно тратить лишних нервов и средств для того, чтобы придумать и произвести какую-либо изощренную проверку, – они могут просто проверить у руководителя документы на фирму.
Принципы «цветочной» бухгалтерии
Чтобы понять основные особенности бухгалтерского учета для флористов, лучше всего рассматривать их на примере второй и третьей групп цветочных фирм – отдельных магазинов либо небольших торговых сетей.
Ведение учета в цветочном бизнесе регламентируется теми же Планом счетов, ПБУ и Налоговым кодексом, однако имеет свою специфику. Наиболее значимые и интересные моменты можно выделить сразу.
Игорь Миронов рассказывает: к основным статьям расходов фирмы, торгующей цветами, относятся арендная плата магазинов и складских помещений, оплата персонала, а также, самое главное, оплата цветов – сырья для букетов. Доходы, понятное дело, флористы получают от продажи различного рода изделий из растительности.
Все нюансы учета для цветочных фирм обусловлены особенностями товара, который они реализуют. Во-первых, многие цветы быстро вянут (причем разные цветы имеют разные сроки увядания). Во-вторых, чаще всего цветы поставляются в Москву издалека – если и не из-за границы, то из более южных городов. По дороге значительные партии ломаются, мнутся и портятся. В-третьих, невозможно вычислить точную конечную цену на конкретные виды растений и цветов, потому что невозможно определить их себестоимость. По словам Игоря, расценки на товар флористов бухгалтеры зачастую называют «сумеречными». Продавцы сами их называют, иногда прислушиваясь к спросу клиентов, иногда ориентируясь на цену конкурентов, иногда просто рассчитывая их в уме.
Все эти особенности создают проблемы для четкого и правильного ведения бухгалтерского учета. Кроме того, при проверке для бухгалтера добавляется несколько субъективных моментов, которые он должен объяснить налоговому инспектору. Например, доказать обоснованность цен на розы или тюльпаны. «И что же делать бедному бухгалтеру, если доказать это невозможно?» – спрашивает Игорь.
Татьяна Левина рассказала о том, что счетному работнику достаточно просто справиться с первыми двумя вышеназванными проблемами – увяданием и порчей цветов.
«Для четкого и правильного учета сегодня стоит обратиться к многочисленным специфическим компьютерным программам», – говорит она. Причем некоторым фирмам удобно будет комбинировать несколько бухгалтерских систем. Татьяна привела простой пример – рассказала, как работают ее компания и многие другие небольшие флористские магазины.
«Стандартный набор для небольшого “цветочника” – “1С:Бухгалтерия 7.7”, “1С:Зарплата и кадры 7.7” и “1С:Торговля и склад 7.7”», – шутит г-жа Левина. В дополнение к этому учетному работнику помогут своеобразные системы, которые упрощают ведение учета и отчетности для конкретного вида бизнеса. Например, различные версии «Пикософт», адаптированные для продажи цветов и других скоропортящихся продуктов.
Эта программа позволяет вести бесперебойный учет по многим складам и торговым точкам больших объемов товаров с возможностью учитывать цветы по партиям. Она отражает все стандартные операции: приход, расход, комплектацию заказов, счета-фактуры, списания, инвентаризацию, внутренние перемещения, пересортицу, производство, передачу на реализацию, консигнацию, продажу через кассу и торговые терминалы, заказы через Интернет и многое другое. Однако в отличие от «1С» она более ориентирована на особенности бизнеса – продажу цветов и растений, которые быстро вянут и легко портятся.
На следующий важный момент – отражение деловых взаимоотношений с поставщиками указал Игорь Миронов. Ведь зачастую поставщики вообще находятся в других странах. Потому необходимо очень тщательно отражать все операции в бухгалтерских документах, а прочие бумаги просто содержать в порядке.
На импортные цветы нужно иметь сертификат соответствия. Отсутствие его влечет составление протокола по статье 14.4 КоАП и наложение административного штрафа на продавца в размере от 20 до 25 МРОТ. Фирму же в случае такого правонарушения могут обязать выплатить от 400 до 500 МРОТ и конфисковать у нее весь товар.
Помимо этого 15 марта 2005 года страны ЕС подписали с нашей страной совместное соглашение о порядке экспорта растительной продукции. Согласно документу, с 1 апреля 2005 года введен единый фитосанитарный сертификат с улучшенной степенью защиты от фальсификации на ввоз цветов в Россию.
По замыслу разработчиков соглашение должно сделать цветочный бизнес более прозрачным и упростить деловые взаимоотношения между бизнесменами разных стран. Однако, по мнению большинства предпринимателей, новый закон только вносит путаницу в работу фирм и ведение учета. Ведь единый сертификат появился везде не сразу, а в некоторых странах бывшего СНГ он вообще не предусмотрен. Получается, что в первое время для своего спокойствия некоторые импортные растения необходимо будет сопровождать двумя сертификатами соответствия!
Что же касается того, должен ли доказывать бухгалтер фирмы «правильность» цен на продукцию, то тут и Татьяна, и Игорь высказали одинаковое мнение. Конечно, обоснованность расценок на цветы налоговому инспектору необходимо спрашивать у руководителя. Но при проверке первым сотрудником фирмы, у которого ревизор спросит абсолютно все, что в голову придет, будет именно главбух. Потому финансовым работникам всегда нужно быть начеку, и даже в таком щекотливом вопросе.
Проще всего незаметно перевести внимание контролеров на другие вопросы, а если не получится, то также незаметно отправить их за «доказательством обоснованности» к директору. Конечно, прямым текстом отправлять инспектора к начальнику не стоит – и инспектор испугается, и директор будет недоволен. Бухгалтеру просто нужно как бы намекнуть, что цены на продукцию определяет какой-то абстрактный совет сотрудников, что фирма ориентируется на ситуацию на рынке и потребительский спрос, но что сам он не знает, как производятся расчеты расценок. Ведь бухгалтер должен отражать сделки и следить за правильностью уплаты налогов.
Тем более есть большое количество вопросов, по которым «цветочный» бухгалтер по закону обязан отчитаться перед налоговым инспектором.
Если за букетом пришел ревизор
Самым простым и эффективным, с точки зрения государственных контролеров, методом проверки бизнесмена-флориста являются так называемые контрольные либо проверочные закупки. По словам Татьяны, в столице практически к каждому второму «цветочнику» ревизор приходил когда-либо под видом обычного клиента. Таким способом могут проверить не только налоговые инспекторы, но также представители трудовой инспекции и даже милиционеры.
Трудовые инспекторы проверяют цветочные фирмы на предмет добросовестного обслуживания клиента – не обманывает ли продавец или сам директор покупателя. Эти проверяющие ограничиваются покупкой одного букета. Если обнаружится, что продавец все-таки обманул клиента, то он будет привлечен к административной ответственности (ст. 14.7 КоАП). Согласно закону, он должен будет заплатить штраф в размере от 10 до 20 МРОТ. Для предпринимателя наказание составит большую сумму – от 100 до 200 МРОТ.
Милиционеры по результатам проверочного рейда могут вообще завести уголовное дело! Правда, для этого должны быть соответствующие основания. Например, если в магазине торгуют ворованными цветами, то рядовых сотрудников, возможно, накажут лишением свободы на срок до двух лет, а директора – до семи лет (ст. 175 УК).
Налоговые инспекторы по закону права на контрольные закупки не имеют (Методические рекомендации по организации контроля за применением ККМ, утв. Госналогслужбой и департаментом налоговой полиции соответственно 29 июля, 3 августа 1994 г. № НИ-6-14/281, ВЯ-1155), но это им не мешает совершать покупки за свой счет. При этом они главным образом проверяют наличие в магазине кассового аппарата и выдачу чека.
Если в ходе проверочных закупок обнаружено, что предприниматель не использует кассу или продавец не пробил чек, он будет подвержен значительному административному наказанию. Сумма штрафа составит от 15 до 20 МРОТ – для продавца, который работает в торговой фирме, или от 300 до 400 МРОТ – для предпринимателя (ст. 14.5 КоАП).
Игорь Миронов также дал инструкции предпринимателю и бухгалтеру в случае, если фирму посетит инспектор с обычной выездной налоговой проверкой.
Во-первых, все финансовые документы должны быть всегда в надлежащем порядке. Особенно это касается вышеупомянутых сертификатов соответствия на импортные цветы. Также необходимо проследить за безошибочным заполнением балансов и ежеквартальных отчетов.
Во-вторых, как необходимо вести себя «цветочнику»? Несмотря на то что инспекторы часто посещают флористские магазины с проверками, они относятся к этим фирмам достаточно гуманно. Предприниматели-флористы, как правило, беспокоятся за свою репутацию, а потому чтят законы. За это ревизоры уважают цветочный бизнес.
В связи с этим весь персонал фирмы необходимо обучить спокойствию. «Если бумаги в порядке, инспектор к “цветочнику” вряд ли будет придираться», – говорит Игорь.
«Хитрости» флористов
Помимо полного порядка в финансовых делах фирмы существуют еще некоторые «хитрости», позволяющие «обезболить» визит налоговых проверяющих. Например, ревизоров можно задобрить букетами, да еще и рассказать, что каждый цветок значит! Такой подарок совсем не похож на взятку, однако будет приятен каждому.
Кстати
Цветочные фирмы в Москве шуточно называют друзьями ревизоров. Дело в том, что и у налоговых инспекторов, и у бизнесменов-флористов один злейший враг: торговцы с рук. Потому столичные предприниматели зачастую попросту «стучат» в налоговые и трудовые инспекции и даже в милицию о нелегальной торговле цветами либо нарушении условий торговли. Чем, безусловно, облегчают работу государственных контролеров.
Кстати
Ведущий консультант известной столичной сети цветочных салонов рассказала о том, какие цветы предпочитают налоговые инспекторы прекрасного пола, а также какие цветы на самом деле им полезно дарить.
Оказывается, им нравятся букеты, в которых есть ромашки либо другие полевые цветы. А вот всегда популярные розы они не любят. Помимо васильков и ромашек женщине-инспектору можно подарить калы. Как ни странно, но, согласно цветочному этикету, именно они больше всего подчеркивают женственность деловой женщины.
Фаина ФИЛИНА
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
ПСН в 2025 году: новые ограничения, возврат на ПСН стал сложнее
Комментарии (0)
Оставить комментарий