Получив от клиента платежку, банк должен перечислить налог в течение одного операционного дня (п. 2 ст. 60 НК). Исключение сделано только для филиалов банков, у которых нет корреспондентского счета (Закон от 29 июля 2004 г. № 154-ФЗ). Для них срок продлен до пяти дней. За это время они должны успеть переслать поручение на уплату налогов в центральное отделение банка. Что же будет, если банк задержит или вообще не проведет налоговый платеж? Если срок опоздания превысит три дня, налоговики начнут бить тревогу.
Банк попал под подозрение
Узнать о том, что банк нарушает сроки перечисления налогов, сотрудники налоговой службы могут из разных источников. Во-первых, они могут выявить это, проверяя клиентов банка. Во-вторых, соответствующие факты могут всплыть при проверке самого банка. И в третьих – сигнал тревоги может поступить в ФНС от Центробанка.
Получив сигнал тревоги, налоговые работники будут действовать слаженно и быстро. Через два дня информацией о нарушении банком законодательства будут владеть территориальные инспекции по месту нахождения клиентов банка, управление ФНС, в котором зарегистрирован сам банк, а также Управление кредитных организаций ФНС.
Провинившийся банк сразу же попадет под контроль. Инспекторы проведут в нем проверку. По ее результатам они составят реестр платежных документов, которые банк не провел из-за нехватки средств на корреспондентском счете. Кроме того, проверяющие сформируют список всех клиентов банка с разбивкой по регионам.
Руководитель регионального управления ФНС поручит местным чиновникам еженедельно проверять основные показатели работы попавшего под подозрение банка. Это мероприятие назвали красивым словом – мониторинг. Его прекратят только в двух случаях: если банк исправился и в течение двух недель подряд не нарушил сроков уплаты денег в бюджет и если Центробанк отозвал у банка лицензию.
Профилактика недобросовестности
При чем же здесь клиенты банка? Казалось бы, отнесли в банк платежку, получили отметку банка на своем экземпляре... Теоретически на этом обязанности организации заканчиваются (п. 2 ст. 45 НК). Если после этого банк по каким-то своим причинам не провел платеж, это не должно быть проблемой фирмы.
Однако налоговики рассуждают по-другому. Для них главное, что деньги в бюджет так и не поступили. Все равно, по каким причинам. «Выбивать» необходимые для бюджета суммы налоговые работники в любом случае будут из фирм.
С каждой «задолжавшей» организацией инспекторы будут работать индивидуально. Способы увещевания «неплательщиков» могут быть разными. В зависимости от ситуации возможны два варианта развития событий.
1. Фирма только собирается перечислять налоги через «подозрительный» банк. Инспекторам важно официально уведомить ее о возможных будущих проблемах. Для этого инспекции будут отправлять клиентам «проблемных» банков письма-предупреждения (см. пример).
Получив такое письмо, организация должна прекратить перечислять налоги через провинившийся банк. С этого момента она должна проводить свои налоговые платежи через другой, нормально работающий банк.
2. Фирма уже сдала платежные поручения по налогам в неплатежеспособный банк. В этом случае налоговики будут настоятельно рекомендовать ей отозвать неперечисленные в бюджет и «зависшие» в банке платежки. Для этого надо написать заявление в произвольной форме и приложить к нему письменное разрешение налоговой. Подробно порядок отзыва платежей описан в Положении Центробанка от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
Пропавшие в обанкротившемся банке деньги бухгалтер может включить во внереализационные расходы как убытки от списания безнадежных долгов. Для этого надо получить выписку из Госреестра о ликвидации банка (письмо УФНС по г. Москве от 19 мая 2005 г. № 20-12/ 36141).
Но самое главное – отозвав непрошедший платеж, организация должна оплатить налоги повторно. Ведь, по мнению чиновников, она обязана бороться не только за свои деньги, но и за «бюджетные».
Непокорных ждет суд
Компания, которая не прислушается к рекомендациям чиновников, очень рискует. Фирму могут обвинить в недобросовестности, сославшись на то, что она осознанно работает через неплатежеспособный банк. Дальше – суд.
Если недобросовестность удастся доказать, фирму обяжут повторно заплатить все недошедшие до бюджета налоги (постановление Президиума ВАС от 22 октября 2002 г. № 2045/01).
Штамп налогового органа
Приложение №3
к Методическим рекомендациям
ООО «Север» (ИНН/КПП)ИФНС России № 1111 в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 № 138-О рекомендует отказаться от проведения обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации со счета № 10101101110100110011 в КБ «Юг-Запад»(БИК) в связи с возможностью неисполнения (несвоевременного исполнения) банком расчетных документов на перечисление денежных средств, что приведет к нарушению ООО «Север» (ИНН/КПП) обязанности налогоплательщика по уплате налогов в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководитель ИФНС России № 1111 Попов И.И.
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
ПСН в 2025 году: новые ограничения, возврат на ПСН стал сложнее
Комментарии (0)
Оставить комментарий