Решаем головоломку с расходами будущих периодов

Решаем головоломку с расходами будущих периодов

17.08.2005   |   0Оставить комментарий
Некоторые затраты фирмы не могут списать сразу, например, оплату лицензий, сертификатов. От вида расхода зависят бухгалтерский и налоговый учеты. Кроме того, бухгалтеру нужно принять во внимание поправки, внесенные Законом № 58-ФЗ.

Затраты, которые фирма произвела в одном периоде, а учитывает в других, называют расходами будущих периодов. Порядок их списания в бухгалтерском и налоговом учете может не совпадать.

Бухгалтерские варианты

Правила распределения расходов указаны в пункте 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, которое утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Так, фирма может списывать расходы будущих периодов:

  • равномерно в течение определенного срока;
  • пропорционально объему продукции (работ, услуг).

Если нельзя определить период использования актива, можно установить его самим. Для этого руководитель предприятия должен издать приказ. Он может выглядеть, например, так:

Пример 1

ЗАО «Ритм»» в июне 2005 года купило бухгалтерскую программу. Она стоит 7080 руб. (в том числе НДС – 1080 руб.).

Бухгалтер фирмы сделал в учете следующие записи:

Дебет 60 Кредит 51

– 7080 руб. – оплачена бухгалтерская программа;

Дебет 97 Кредит 60

– 6000 руб. (7080 – 1080) – учтены в качестве расходов будущих периодов затраты на покупку программы;

Дебет 19 Кредит 60

– 1080 руб. – учтен НДС по программе;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 1080 руб. – принят к вычету НДС по программе.

Срок использования программы в договоре не установлен. Директор ЗАО «Ритм» издал приказ о списании программы в течение пяти лет.

Ежемесячно бухгалтер фирмы должен делать такую проводку:

Дебет 26 Кредит 97

– 100 руб. (6000 руб. : 5 лет : 12 мес.) – списана часть расходов будущих периодов.

Уменьшаем прибыль

Налоговый кодекс не содержит понятия «расходы будущих периодов». В нем только перечислены случаи, когда фирма учитывает затраты при исчислении налога на прибыль в течение определенного периода времени. К таковым, например, относятся:

  • убыток при реализации амортизируемого имущества;
  • расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР).

Порядок списания этих расходов прямо указан в Налоговом кодексе. Он распространяется на все фирмы независимо от того, по какому методу считать налог на прибыль. Рассмотрим подробнее каждый случай.

Для расчета суммы убытка от реализации имущества нужно из выручки вычесть остаточную стоимость. Полученная величина уменьшает облагаемую налогом прибыль в составе прочих расходов равными долями в течение определенного периода времени. Его определяют как разницу между сроком полезного использования и фактическим сроком эксплуатации до его продажи (п. 3 ст. 268 НК РФ).

Пример 2

ООО «Стимул» в июле 2005 года продало свой станок за 35 400 руб. (в том числе НДС – 5400 руб.). Первоначальная стоимость станка составляет 50 000 руб. (без НДС), сумма начисленной амортизации – 10 000 руб.

Срок полезного использования станка был установлен три года (то есть 36 месяцев). В фирме этот объект проработал 16 месяцев.

Бухгалтер «Стимула» определил сумму убытка от продажи станка и период времени, в течение которого он будет уменьшать облагаемую налогом прибыль.

Сумма убытка равна:

35 400 руб. – 5400 руб. – (50 000 руб. – 10 000 руб.) = 10 000 руб.

Период списания убытка на расходы при исчислении налога на прибыль составит:

36 мес. – 16 мес. = 20 мес.

Следовательно, ежемесячная сумма убытка, которую бухгалтер будет списывать на расходы начиная с июля, равна:

10 000 руб. : 20 мес. = 500 руб.

Затраты на научные исследования или разработки, которые используются в производстве или при реализации товаров (работ, услуг), учитывают в составе прочих расходов. Порядок учета таких затрат указан в пункте 2 статьи 262 Налогового кодекса. Согласно действующей редакции этого документа, расходы на научные исследования списывают равномерно в течение трех лет. Если разработки не дали положительного результата, то их стоимость относят на расходы только в размере 70 процентов.

Закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ изменил правила списания этих трат. С 1 января 2006 года фирмы смогут включать их в состав расходов в течение двух лет. Отменено и семидесятипроцентное ограничение на списание безрезультатных исследований. С будущего года такие траты будут уменьшать прибыль в полном объеме в течение трех лет.

Закон № 58-ФЗ также изменил правила списания расходов на обязательное и добровольное страхование для фирм, которые считают налог на прибыль по методу начисления. Если предприятие вносит разовый платеж, то, согласно поправкам, такие расходы признают пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде (месяц или квартал). Изменения вступили в силу 14 июля и распространяются на операции с 1 января 2005 года. Предыдущая редакция пункта 6 статьи 272 Налогового кодекса предусматривала равномерный учет расходов на страхование в течение срока действия договора.

К расходам, которые фирмы оплачивают в одном периоде, а списывают в другом, относятся также затраты на сертификацию, подписку, получение лицензий, оплату компьютерных программ и т. п. Учет таких расходов при исчислении налога на прибыль будет зависеть от метода, который применяет фирма.

При использовании кассового метода расходы будущих периодов будут полностью списаны в момент оплаты.

Организациям, применяющим метод начисления, Минфин советует обратить внимание на условия договора. Если он заключен, к примеру, на пять лет, расходы нужно распределить в течение этого периода времени. Когда в договоре период использования не определен, затраты можно списать в месяце их возникновения. Если речь идет о бухгалтерской программе, то прибыль можно уменьшить в момент ее установки (письмо Минфина от 26 августа 2002 г. № 04-02-06/3/62).

Без ПБУ 18/02

Как правило, каждый бухгалтер желает максимально сблизить бухгалтерский учет с налоговым. Во-первых, чтобы не делать двойной работы, во-вторых, чтобы избежать разниц, которые нужно учитывать согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Чтобы добиться единого порядка учета расходов будущих периодов, надо применить одинаковый метод их списания. Мы рекомендуем списывать такие затраты равномерно ежемесячно. Указанный вариант подойдет для учета затрат на лицензии, сертификацию, компьютерные программы и т. п.

Однако не во всех случаях этот способ будет действовать. Например, для списания убытка от реализации имущества он не подойдет. Дело в том, что в бухучете отрицательный финансовый результат учитывается в месяце продажи. В налоговом же учете убыток может списываться от нескольких месяцев до нескольких лет. В этом случае у фирмы образуются временные разницы. Умножив их сумму на ставку налога на прибыль, организация получит отложенный налоговый актив.

Пример 3

Продолжим предыдущий пример. Предположим, что величина убытка 10 000 руб. получена и в бухгалтерском,

и в налоговом учете. Но в бухгалтерском учете эта сумма будет списана в месяце реализации станка – июле 2005 года. В налоговом учете бухгалтер каждый месяц будет списывать по 500 руб.

Следовательно, в июле фирма получит вычитаемую временную разницу. Ее величина равна:

10 000 руб. – 500 руб. = 9500 руб.

Умножив эту сумму на ставку налога на прибыль, бухгалтер ООО «Стимул» определит величину отложенного налогового актива:

9500 руб. ( 24% = 2280 руб.

Поэтому в июле 2005 года нужно сделать запись:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– 2280 руб. – отражена величина отложенного налогового актива.

В августе 2005 года бухгалтер спишет на прочие расходы очередную часть убытка – 500 руб. – и одновременно погасит часть отложенного налогового актива:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09

– 120 руб. (500 руб. ( 24%) – погашен частично отложенный налоговый актив.

Эту запись бухгалтер будет делать до тех пор, пока не истечет период списания убытка на расходы при расчете налога на прибыль.

документ

ООО «Восток»



Приказ


15 июля 2005 г.

№ 46
В связи с тем, что период эксплуатации бухгалтерской программы в договоре не установлен, приказываю:

– установить срок службы бухгалтерской программы – 36 месяцев;

– начать эксплуатировать программу с 1 августа 2005 года.

Директор ООО «Восток»
Иванов

И.И. Иванов

Т. Аверина, эксперт ПБ

«Практическая Бухгалтерия» Источник материала
21034 просмотра Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.