Проверьте на экономию
Процент экономии, который вы получаете, применяя разработанную в процессе налогового планирования схему (так же, как и экономию от системы налогообложения, которая уже сложилась в компании на практике), можно рассчитать по следующей формуле:
Кэ = сумма налогов, начисленная за период / объем реализованной продукции за период x 100%,
где Кэ – показатель налоговой экономии компании. Рассчитать его можно и за год, и за каждый отчетный период.
В сумму налогов, начисленных за период, следует включать не только те суммы, которые вы сами рассчитали, но и суммы, доначисленные в этом периоде налоговой инспекцией (включая пени и штрафы). Подведем результаты:
– если налоговая экономия фирмы за отчетный период у вас составляет 20–25 процентов (и держится на этом уровне несколько периодов подряд), значит, ваша система налогового планирования работает эффективно и не нуждается в корректировке. Фирме можно ограничиться анализом изменений в законах, чтобы вовремя корректировать свои действия и избегать рисков.
– 25–40 процентов показывают, что система работает недостаточно эффективно. Ситуацию можно скорректировать за счет внутренних резервов (силами бухгалтерии) или привлечь налогового консультанта, чтобы выявить слабые места и подправить их.
– 40–70 процентов – сам налоговый план требует корректировки. Нужно провести анализ законодательства еще раз (лучше всего в этом случае привлечь специалистов) и составить новую схему.
– если же ваш показатель больше 70 процентов, возникает вопрос: зачем вести такой бизнес, не лучше ли заняться чем-то другим?
Поясним на примере: так, если у фирмы «Апрель» по итогам первого полугодия 2005 года объем реализованной продукции составил 120 878 128 рублей, а сумма начисленных налогов – 29 818 210, то процент налоговой экономии составит:
29 818 210 руб. / 120 878 128 руб. x 100% = 24,66%.
Это значит, что фирма работает эффективно и ее план налоговых действий не нуждается в корректировке.
Проверьте на результативность
Существуют и отдельные показатели результативности налогового планирования.
1 группа – показатели, позволяющие получить общую характеристику эффективности методов и схем, которые вы выбрали.
Эн – коэффициент эффективности налогообложения.
Эн = планируемая сумма чистой прибыли / общая сумма налоговых платежей
Чем выше коэффициент, тем лучше (ведь показатель будет увеличиваться, если в результате оптимизации компания заплатит меньше налогов, чем, допустим, в прошлом году или чем планировалось в начале года).
Налогоемкость реализованной продукции также достаточно интересный вопрос. Долю, которую занимают налоговые платежи, рассчитываем по формуле:
Дн = сумма налоговых платежей / объем реализованной продукции.
Итак, если фирма «Знак» заплатила 300 тысяч налогов за год (из них 50 тысяч – доначисленные суммы, пени и штрафы), объем реализации в котором был 1 400 000 рублей, то коэффициент налогоемкости – 0,2. А вот если бы компания грамотно подходила к налоговому процессу и ей, возможно, не начислили бы дополнительные суммы, тогда при сумме налогов в 250 тысяч рублей коэффициент был бы 0,17. Другими словами, в этом случае все наоборот – чем меньше показатель (по сравнению с прошлыми периодами), тем удачней вы оптимизировали налоговый процесс компании.
2 группа – это частные показатели, характеризующие долю групп налоговых платежей, например, в цене продукции и в прибыли.
Так, пусть Кц – это коэффициент налогообложения цены.
Кц = сумма налоговых платежей, входящих в цену продукции (например, НДС, акцизы) / цена продукции
Кп – коэффициент налогообложения прибыли.
Кп = сумма налоговых платежей, уплачиваемых из валовой прибыли / сумма валовой прибыли
Принцип расчета одинаковый: соотношение части и целого. Значит, чем меньше показатель коэффициентов, тем лучше для компании. Тем меньшую часть из цены или из прибыли она передает в бюджет. И тем больше останется в ее распоряжении.
3 группа – показатели эффективности использования налоговой льготы. Они также рассчитывается достаточно просто:
Л1 – коэффициент льготного налогообложения,
Л1 = налоговая экономия в результате льгот / сумма обязательств без учета льгот.
Эту формулу можно использовать как при выборе той или иной льготы (то есть рассчитать для предполагаемой экономии), так и по итогам работы. Сравните показатели. Чем ближе коэффициент к единице, тем лучше. Если этот показатель очень низок, то лучше льготу не использовать – толку слишком мало, а основание для более тщательной проверки инспекторов есть. В этом случае лучше всего решить, нужна ли вообще эта льгота.
Л2 – коэффициент эффективности льготирования.
Л2 = налоговая экономия в результате использования льготы / общий объем реализации
Этот показатель также лучше рассчитать как до, так и после использования льготы.
Чем выше показатель, тем лучше. Если в конце года показатель по сравнению с тем, который мы планировали (или с тем, который был в прошлом году), уменьшается, – надо задуматься о том, правильно ли используется льгота и нужна ли она.
И напоследок
По последней формуле можно рассчитать общую налоговую эффективность региона, в котором вы работаете:
Эр = объем выручки от реализации вашей компании (за период) / общая величина налоговых обязательств в регионе (за этот же период).
Последняя формула показалась нам очень интересной, и мы попросили наших читательниц, бухгалтеров компаний из Поволжья и Урала, рассчитать налоговую эффективность их региона по результатам 2004 года.
Так, у фирмы, работающей в одном из регионов на Урале, при выручке в 197 455 809 рублей общая величина налогов составила 42 142 178 рублей:
Эр = 197 455 809 руб. / 42 142 178 руб. = 4,69.
У компании из региона в Поволжье такой результат:
при выручке в 223 451 988 рублей, налоги – 60 785 401 рубль, итого:
Эр = 223 451 988 руб. / 60 785 401 руб. = 3,68 (коэффициент эффективности получился ниже).
На этом примере видно, что такой анализ – достаточно простой способ определить хотя бы примерно привлекательность того или иного региона. И принять это во внимание как при анализе результатов деятельности фирмы, так и при решении вопроса о месте размещения нового филиала.
Алена АНДРОПОВА, Лилия ИЗОТОВА
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Межрегиональные автоперевозки на патенте
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий