VIP-залы аэропортов предоставляют максимальный комфорт пассажирам. Так, в «зонах особого обслуживания» им помогают регистрировать билеты, оформлять багаж, проходить различные виды контроля. Кроме того, клиенты VIP-залов могут бесплатно пользоваться качественной телефонной связью и интернетом, газетами и журналами на разных языках.
Итак, вернувшийся из командировки работник принес квитанцию об оплате услуг VIP-зала. Руководство согласилось компенсировать ему этот расход. Первый вопрос, который при этом возникает у бухгалтера: является ли эта компенсация доходом работника и нужно ли платить с нее НДФЛ и ЕСН?
Определим сбор
Посмотрим, что по этому поводу написано в Налоговом кодексе. Единственно, за что, на первый взгляд, можно зацепиться, это пункт 3 статьи 217 и подпункт 2 пункта 1 статьи 238. Там сказано, что НДФЛ и ЕСН не облагаются компенсационные выплаты сотрудникам, в том числе и оплата сборов за услуги аэропортов. Но можно ли отнести к таким сборам оплату VIP-зала?
Бухгалтер одной московской фирмы решил, что можно. И вот к чему это привело. В ходе налоговой проверки инспекторы с ним не согласились и доначислили на выплаченную работнику компенсацию все зарплатные налоги. В результате спор пришлось решать в суде.
Рассматривая это дело, судьи начали разбираться, что такое «сборы за услуги аэропортов». Точного определения такого сбора в налоговом законодательстве нет. Поэтому в поисках истины судьи решили применить «аналогию закона» (постановления ФАС Московского округа от 20 сентября 2004 г. № КА-А40/8079-04, от 18 октября 2004 г. № КА-А40/9456-04).
Во-первых, они решили выяснить, что же такое сбор как таковой. Определение этого понятия можно найти в пункте 2 статьи 8 Налогового кодекса. Под сбором здесь понимается обязательный взнос за совершение каких-либо действий, получение услуг. Правда, налоговые сборы в отличие от аэропортовых уплачивают в пользу государства. Но ключевое слово, на которое обратили внимание судьи в этом определении, – «обязательный».
Это слово присутствует и в Современном экономическом словаре. К этому источнику судьи обратились как к вспомогательному. Определение сборов там звучит так: это «разнообразные виды налогов, платежей, изъятий, которые в обязательном порядке вносятся организациями и гражданами в порядке оплаты оказываемых им услуг» (Райзенберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стродубцева Е.Б. Современный экономический словарь, М., Инфра-М, 1997 г., стр. 305).
Дальше смотрим энциклопедический словарь. Там можно прочитать, что сбор – это «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц» (Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь, М., Книжный мир, 2000 г., стр. 707). Как видите, и здесь говорится об обязательности взноса.
Собрав такую информацию, судьи перешли к анализу нормативных актов, имеющих отношение к авиаперевозкам. Прежде всего они заглянули в Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР (утв. приказом МГА от 16 января 1985 г. № 19), а также в приказ Министерства транспорта от 2 октября 2000 г. № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ».
В этих нормативных актах описаны сборы при авиаперевозках и порядок их оплаты. Например: страховой сбор оплачивают как обязательное государственное страхование от несчастных случаев во время полета или пребывания в аэропорту. Сбор за отказ от полета берут с пассажира при возврате денег за билет. Есть сборы, которые включают в цену авиабилета – за взлет-посадку, обеспечение авиационной безопасности, метеообеспечение, обслуживание в залах ожидания, комнатах матери и ребенка, медпункте. Характерной особенностью всех этих сборов также является их обязательный характер. То есть пассажир не может отказаться от этих платежей.
Особая важность необязательна
А вот пользоваться ли ему VIP-залом, пассажир решает сам. Эта услуга аэропорта не является обязательной. Так же, как и некоторые другие (например, повышенный комфорт и обслуживание на борту, охрана воздушного судна или персональное сопровождение, специальное обслуживание в здании аэропорта). Список таких услуг приведен в приложении к пункту 1 части 4 приказа Министерства транспорта от 2 октября 2000 г. № 110.
Из всего этого судьи сделали такой вывод. Плата за пользование услугами VIP-залов с повышенной комфортностью не является сбором. Ведь к сборам относят только обязательные платежи.
Следовательно, расходы на оплату VIP-залов не подпадают под действие пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса. То есть компенсировав работнику эти расходы, бухгалтер должен начислить с них НДФЛ и ЕСН.
Аналогичные ситуации Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа рассматривал и ранее. И подтвердил позицию московских судей в постановлениях от 28 октября 2003 г. № А05-2123/-3-119/ 10 и от 8 октября 2003 г. № А05-3238/ 03-166/11.
В интересах компании
В некоторых случаях налогообложения можно избежать. Попробуйте доказать, что услуги на обслуживание в VIP-залах экономически обоснованны и оплачиваются в интересах компании. Можно привести, например, такие аргументы:
Если доводы будут убедительными, то они докажут, что услуги носят производственный характер и затраты на оплату зала официальных делегаций не попадут под налогообложение по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу.
По поводу VIP-залов есть официальная позиция московского Управления МНС (письмо УМНС по г. Москве от 7 августа 2003 г. № 27-08а/43214). Она основана на разъяснениях МНС (письмо МНС от 23 июля 2003 г. № 04-2-07/510-Я358).
Чиновники разрешают не удерживать налог на доходы физлиц при таком условии: если использование VIP-зала предусмотрено Положением о командировках. Прописывать все связанные с командировкой расходы работника в этом документе требует статья 168 Трудового кодекса.
В этом случае затраты уменьшат базу при расчете налога на прибыль. Ведь они будут соответствовать требованиям статей 252 и 264 Налогового кодекса. Кроме того, входящий в их сумму налог на добавленную стоимость можно принять к вычету. Такую позицию судьи подтвердили в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2004 г. № А56-20147/03.
А. Дымова
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Межрегиональные автоперевозки на патенте
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий