Перспективы радужные и не очень
Взяв курс на сокращение лицензируемых видов деятельности, законодатели решили не останавливаться на достигнутом. В нынешней редакции Закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ осталось только 103 вида бизнеса, требующих лицензий (вместо прежних 123). Со следующего года их будет еще меньше. Без лицензий смогут работать оценщики, аудиторы и предприятия, которые занимаются ремонтом и техобслуживанием на железнодорожном транспорте. А с 1 января 2007 года отменяются лицензии для турагентов, туроператоров, строительных и проектных организаций. Кроме того, как только будут разработаны новые технические регламенты, прекратится лицензирование таких видов деятельности, как производство медицинской техники, эксплуатация взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных объектов и др.
От далеких перспектив перейдем к ближайшим. С 4 октября 2005 года вводится в действие новый порядок взаимодействия проверяющих. В течение пяти рабочих дней лицензирующие органы должны будут информировать налоговиков обо всех случаях выдачи, приостановления, аннулирования и возобновления лицензий, а также о приостановлении деятельности лицензиата.
С этой же даты получит путевку в жизнь и так называемый упрощенный порядок лицензирования. Главным образом по упрощенной схеме смогут получать лицензии те, кто занимается водными, воздушными и железнодорожными перевозками. Чтобы получить «упрощенную» лицензию, соискатель должен будет либо застраховать свою гражданскую ответственность, либо предъявить сертификат, подтверждающий, что условия его деятельности соответствуют международным стандартам. Срок действия сертификата или страхового договора должен быть не меньше, чем срок действия получаемой лицензии.
При упрощенном подходе к лицензированию решение о выдаче лицензии (или об отказе) должно быть принято в течение 15 дней с момента подачи заявления. Еще одно преимущество: плановые проверки в отношении предприятий, выбравших упрощенный порядок лицензирования, не проводятся.
Что делать с ненужной лицензией
Введение в действие поправок к закону о лицензировании затрагивает некоторые аспекты бухгалтерской работы. На практике могут возникнуть два вопроса:
Ответы на эти вопросы зависят от того, как бухгалтер учел затраты, когда фирма оформляла лицензию. Если документ был получен в текущем году, то возможен только один вариант, если раньше – учет можно организовать двумя способами.
Разница обусловлена тем, что с 1 января 2005 года вступила в силу глава 25.3 Налогового кодекса «Государственная пошлина». С этой даты все лицензионные сборы приобрели характер федерального налога. А все налоги, предусмотренные действующим законодательством, признаются прочими расходами (п. 1 ст. 264 НК РФ) и включаются в расчет налога на прибыль в том периоде, в котором были начислены (при кассовом методе – когда были уплачены).
В бухгалтерском учете затраты, связанные с получением лицензий, относятся к расходам по обычным видам деятельности. Поскольку лицензии используются предприятием в течение нескольких лет, вся сумма государственной пошлины сначала включается в состав расходов будущих периодов (счет 97), а потом равномерно переносится на себестоимость.
До 1 января 2005 года порядок бухгалтерского учета лицензионных платежей был таким же. Только назывались эти платежи иначе. Одновременно с подачей документов в лицензирующий орган требовалось уплатить сбор за рассмотрение заявления, а потом (если принималось положительное решение) – сбор за выдачу лицензии.
По большинству видов деятельности размер этих сборов – соответственно 300 и 1000 рублей (в тех же размерах сейчас взимается и госпошлина). Таким образом, если лицензия выдана на три года, сумма, которую можно списывать на расходы каждый месяц, составляет 36,11 руб. ((300 руб. + + 1000 руб.) : 36 мес.). Если же срок действия лицензии ограничивается пятью годами, то месячная доля расходов меньше – 21,67 руб. ((300 руб. + 1000 руб.). : 60 мес.).
В налоговом учете все было чуть сложнее. Независимо от названия расходы, связанные с получением лицензии, и раньше носили характер косвенных затрат. Однако в методичке к 25-й главе Налогового кодекса* со ссылкой на статью 272 было написано, что такие расходы тоже надо учитывать постепенно. Несмотря на то что равномерное списание затрат эта статья предусматривает только по договорам, доходы от которых поступают в течение нескольких отчетных периодов, многие фирмы следовали рекомендациям МНС РФ и в налоговом учете отражали лицензионные платежи так же, как и расходы будущих периодов.
Сейчас, когда некоторые лицензии стали не нужны, в выигрыше оказались те бухгалтеры, которые игнорировали позицию налогового ведомства. Да, какое-то время им приходилось иметь дело с временными разницами, возникающими из-за требований ПБУ 18/02. Зато теперь в налоговом учете этих расходов нет. А значит, не нужно ломать голову над тем, как списать «остаточную стоимость» лицензии. Достаточно просто погасить отложенное налоговое обязательство.
Всем остальным нужно помнить, что налоговики против включения оставшейся части расходов в расчет налога на прибыль. Их логика проста: поскольку лицензия фирме больше не требуется, затраты на ее приобретение перестали быть экономически обоснованными и утратили связь с деятельностью, направленной на получение доходов.
Конечно, несписанная часть лицензионных платежей скорее всего незначительна. Но, на наш взгляд, соглашаться с таким подходом все равно не стоит. Эту часть в полном объеме надо включить в состав расходов на дату вступления в силу соответствующей нормы Закона от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ. Во-первых, фирмы получали лицензии не по собственной инициативе. Эти документы были обязательным условием для ведения бизнеса, а следовательно, и для получения доходов. Во-вторых, заранее предусмотреть, что по некоторым видам деятельности лицензирование отменят, было невозможно. В-третьих, даже если бы такая возможность существовала, лицензии выдавались на строго определенные сроки, причем размер сборов от этих сроков не зависел.
Пример 1
15 июля 2004 года фирма «Дружок» получила лицензию на ведение ветеринарной деятельности. Срок действия лицензии – три года. Общая сумма лицензионных расходов составила 1300 руб.
С июля 2004 по июнь 2005 года бухгалтер ООО «Дружок» ежемесячно делал проводки:
Дебет 20 Кредит 97
– 36,11 руб. – списана месячная доля расходов, связанных с приобретением лицензии.
В таких же размерах эти расходы каждый месяц включались в расчет налога на прибыль.
С 17 июля 2005 года ветеринарной деятельностью можно заниматься без лицензии. Поэтому в июле в бухгалтерском учете ООО «Дружок» надо сделать запись:
Дебет 91-2 Кредит 97
– 866,68 руб. (1300 руб. – 36,11 руб. ( 12 мес.) – списана оставшаяся часть расходов на приобретение лицензии.
Одновременно эту сумму следует включить в состав внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Если лицензию приостановили
Как уже говорилось, за несоблюдение лицензионных требований суд может приостановить действие лицензии. В течение трех дней лицензирующий орган обязан уведомить нарушителя о принятом решении и установить ему срок для устранения замечаний. Действие лицензии возобновляется, когда фирма письменно уведомит контролеров о том, что все предъявленные ей претензии удовлетворены.
На то время, пока лицензия приостанавливается, общий срок ее действия не продлевается. Эта особенность немного меняет схему бухгалтерского учета расходов.
Пример 2
Агентство «Ветер» занимается туроператорской деятельностью. Фирма имеет лицензию, выданную на пять лет. Из-за недостаточной квалификации сотрудников суд приостановил действие лицензии. Через три месяца агентство обновило свой кадровый состав и действие лицензии возобновилось.
Общая сумма расходов, связанных с приобретением лицензии, отражена на счете 97. Во время действия лицензии бухгалтер фирмы ежемесячно переносит часть этих расходов на издержки:
Дебет 20 Кредит 97
– 21,67 руб. – списана месячная доля расходов, связанных с приобретением лицензии.
Приостановка лицензии не продлевает общего срока ее действия. А значит, списание этих затрат должно продолжаться. Однако в течение трех месяцев сумма лицензионных расходов никак не будет связана с себестоимостью услуг агентства. Поэтому правильнее отражать эти операции проводками:
Дебет 91-2 Кредит 97
– 21,67 руб. – месячная доля стоимости лицензии включена в состав внереализационных расходов.
После того как действие лицензии возобновится, бухгалтер вернется к прежней схеме учета.
*Весной 2005 года документ утратил силу (приказ ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173).
Р. Ярошенко, налоговый юрист
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Межрегиональные автоперевозки на патенте
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий