Сентябрь ознаменовался выходом в свет двух документов ФНС, которые призваны упростить взаимоотношения бухгалтеров с налоговыми инспекциями. Слов нет: все, что написано в стандарте обслуживания налогоплательщиков и в регламенте организации работы с ними, правильно и актуально. Но если сравнить содержание документов с реальным положением дел, становится понятно, что оба они очень далеки от жизни.
Обслужат по Стандарту
Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (далее – Стандарт) утвержден приказом ФНС России от 2 сентября 2005 г. № САЭ-3-25/425. Он представляет собой сводную таблицу услуг, которые налоговые инспекции оказывают фирмам и предпринимателям.
В принципе ничего нового в этой таблице нет. В ней тщательно подобраны все предусмотренные законодательством процедуры, которые связывают налогоплательщиков с инспекторами. Несмотря на это, для бухгалтеров знакомство со Стандартом будет полезным. Там четко и наглядно показано, в какие сроки и на каком основании инспекции обязаны выполнять те или иные действия.
Стандарт включает в себя шесть разделов. Первый из них посвящен регистрации и учету налогоплательщиков. Здесь приводятся формы документов, которые нужно заполнить при создании предприятия, условия получения сведений из госсреестров, порядок публикации материалов в «Вестнике государственной регистрации» и на сайтах региональных УФНС. В этом же разделе указаны сроки регистрации договоров коммерческой концессии, выдачи различных свидетельств, передачи дел из одной инспекции в другую и т. п.
Второй раздел регулирует порядок приема отчетности, а также заявлений и письменных обращений налогоплательщиков. Четко сказано, что любой документ, который налогоплательщик принес в инспекцию лично, должен быть принят у него в тот же день. Установлено, что предоставлять бухгалтерам программное обеспечение для подготовки электронных деклараций и регистрировать Книги учета доходов и расходов инспекции обязаны в день обращения.
В третьем разделе говорится о сверках расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами), перерасчете налоговых обязательств, а также возврате (зачете) излишне уплаченных сумм. Более подробно процедура сверки описана в Регламенте организации работы с налогоплательщиками, о котором мы скажем чуть позже.
Четвертый раздел Стандарта поможет, если вам необходимо зарегистрировать или отремонтировать кассовый аппарат, активизировать фискальную память или снять ККТ с учета.
В пятом разделе перечислены формы и сроки подготовки документов, которые требуются, если фирма или предприниматель совершают операции с нефтепродуктами, алкоголем, занимаются производством табачных изделий, игорным бизнесом, а также проведением лотерей и печатью бланков строгой отчетности. Эти виды деятельности лицензируются, а лицензии выдают налоговые органы.
Шестой раздел Стандарта включает в себя все виды информационных услуг, которые бухгалтер вправе требовать от инспекции. Среди них такие:
Уточненный Регламент
В отличие от Стандарта, составленного по типу прейскуранта (без расценок), новый Регламент организации работы с налогоплательщиками (далее – Регламент) представляет собой подробную инструкцию, которая регулирует конкретные правила общения инспекторов и налогоплательщиков.
Регламент утвержден приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/ 444. Собственно, совершенно новым назвать этот циркуляр нельзя. Он составлен на основе аналогичного документа, утвержденного приказом МНС РФ от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468.
Во взаимоотношениях с бухгалтерами, которые «любят» посещать инспекцию лично, основным «действующим лицом» по-прежнему остается отдел работы с налогоплательщиками (далее – ОРН). Вместе с отделом общего обеспечения ОРН является своеобразной «буферной зоной» инспекций. Его сотрудники непосредственно общаются с представителями предприятий, а работники общих отделов занимаются обработкой их почтовой корреспонденции.
Деятельность сотрудников ОРН строится по принципу диспетчерской службы. В отдел должны поступать все документы от налогоплательщиков (декларации, письма, запросы), а из отдела будет исходить вся ответная информация (разъяснения, справки, уведомления).
Регламент включает в себя пять разделов.
В первом из них говорится об общих правилах приема граждан и организаций. Именно в нем написано, как вас должны встретить и что вы можете увидеть и услышать в зале для посетителей. Второй раздел освещает порядок приема налоговой отчетности и правила работы с поступившими документами.
В третьем описаны особенности проведения сверок расчетов с бюджетом. Четвертый затрагивает вопросы информационного обеспечения налогоплательщиков. А пятый посвящен работе межрайонных налоговых инспекций, в которых организованы территориально обособленные рабочие места (пункты приема и выдачи документов).
В основном Регламент адресован руководителям инспекций. Бухгалтерам стоит обратить внимание на разделы 2 – 4. Посмотрите, как должна быть организована работа ОРН, сравните ее с текущим состоянием дел в вашей инспекции и оцените, насколько одно соответствует другому. Скорее всего разница будет ощутимой.
С точки зрения бухгалтера третий раздел регламента, пожалуй, важнее всего. В нем говорится о том, как должны проходить сверки расчетов с бюджетом.
Инспекция обязана провести сверку:
Особый порядок предусмотрен для сверок по крупнейшим налогоплательщикам – с ними эта процедура проводится ежеквартально.
Максимально допустимый срок сверки (включая время на формирование и оформление акта) составляет 10 рабочих дней (с учетом выходных – две недели). Если между данными инспекции и налогоплательщика выявлены несоответствия, этот срок может быть увеличен до 15 рабочих дней (фактически – до трех недель).
Помимо сверок довольно часто организациям требуются справки о состоянии расчетов с бюджетом (об отсутствии задолженности по налогам). Готовить такие справки тоже должны работники ОРН. Регламент отводит им для этого 10 рабочих дней. Если заявление о выдаче справки поступило по почте, срок ответа – 12 рабочих дней.
Кто за что отвечает?
Четвертый раздел Регламента, посвященный организации информационной работы, самый большой. Несмотря на это, он не поясняет, какие именно вопросы уполномочены рассматривать налоговые инспекции, а какие – подразделения Минфина.
Возможно, в скором времени эта проблема будет решена. Для координации взаимодействия Минфина и ФНС в налоговой сфере уже создана межведомственная комиссия (приказ Минфина России от 9 августа 2005 г. № 102н). Но каких результатов добьется эта комиссия, и когда налогоплательщики ощутят их на себе, сказать трудно.
В Регламенте много говорится об оформлении стендов, о проведении семинаров, об обеспечении бухгалтеров программными продуктами. Но о том, кто возьмет на себя ответственность за разъяснения (особенно устные), связанные с начислением налогов в конкретных хозяйственных ситуациях, в документе нет ни слова.
Об индивидуальном информировании налогоплательщиков речь идет в подразделе 4.3. Если воспринимать его положения буквально, то на любой вопрос бухгалтеру должны ответить сотрудники ОРН. Справятся ли они со столь сложной задачей? Судя по тому, кто сейчас работает в этих отделах, вряд ли.
Возможны, как говорится, два варианта развития событий – маловероятный и наихудший. Маловероятный, если в ближайшее время в каждом ОРН появятся инспекторы-универсалы, которые отлично разбираются в тонкостях расчета всех налогов, особенностях составления любых деклараций и оперативно отслеживают все изменения в законодательстве. Наихудший, если все индивидуальное информирование будет сведено к ответам: «приходите в инспекцию и посмотрите на стенд» или «ваш вопрос не входит в нашу компетенцию». Кстати, такая возможность прямо предусмотрена пунктом 4.3.2.2 Регламента, и скорее всего сотрудники ОРН не преминут ею воспользоваться.
Обратиться за советом к кому-нибудь еще удастся только в том случае, если в других отделах у вас есть знакомые и они не откажутся вникнуть в вашу ситуацию. Дело в том, что в каждой инспекции должна быть создана телефонная справочная служба. Но работать на этих телефонах будут опять-таки сотрудники ОРН.
Вместо заключения
Что смущает в обоих документах? Прежде всего их оторванность от реальной жизни. Много красивых и правильных слов, и отсутствие даже намеков на то, чтобы эти слова воплотились в практику. Возьмите, к примеру, требования «корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам», «не унижать их чести и достоинства», «формировать позитивное отношение к налоговым органам» (п. 1.1.7 Регламента). Или норму, согласно которой время ожидания в очереди при решении любых вопросов должно составлять не более 30 минут, а при «пиковых» нагрузках – не более одного часа (примечание к Стандарту). Чего стоят эти предписания, если во многие инспекции можно попасть лишь по предварительной записи, а сами инспекторы, явно перегруженные из-за хронической нехватки сотрудников, часто не задумываются даже об элементарной вежливости?
Каким образом ФНС собирается повысить оперативность работы инспекций, остается загадкой. Ведь никакой новой инстанции для контроля за деятельностью налоговиков в ближайшее время создаваться не будет. По словам начальника Управления международного сотрудничества и обмена информацией ФНС Елены Толгской, на нерасторопных инспекторов, как и раньше, придется жаловаться «в вышестоящие налоговые органы». Но всем известно, что эффективность подобных жалоб, как правило, равна нулю.
Разумеется, совершенствовать систему отношений между налогоплательщиками и инспекциями давно пора. Но эту работу нужно проводить планомерно, а не «для галочки». Новые документы всем хороши, кроме одного: они утопичны. И Стандарт, и Регламент были бы идеальными в условиях 100-процентной укомплектованности всех инспекций высококвалифицированными специалистами. Они действительно позволили бы упорядочить работу, если бы каждая фирма и предприниматель имели доступ к Интернету, а сотрудники инспекций обрабатывали бы поступающую информацию «день в день». Наконец, эти документы могли бы успешно работать, если бы налоговое законодательство не менялось по несколько раз в год. Но пока на практике дела обстоят иначе, многие положения новых приказов скорее всего так и останутся на бумаге.
внимание
Решение о возможности перехода на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого сельхозналога налоговая инспекция обязана принять в течение месяца после подачи соответствующих заявлений (п. 01.01.009 Стандарта).
внимание
Инспекция может не принять декларацию в единственном случае: если она составлена по форме, которая не применяется (п. 2.1.4 Регламента). Обнаружив несоответствие, инспекторы в течение трех дней обязаны письменно сообщить об этом налогоплательщику.
О. Синельникова, эксперт ПБ
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Межрегиональные автоперевозки на патенте
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий