Во многих российских фирмах сотрудников время от времени отправляют на курсы по повышению квалификации. С одной стороны, это навеяно Западом. С другой, руководители и сами поняли, что намного дешевле "взрастить" сотрудников в рамках фирмы, нежели нанимать высококлассных специалистов "с неограниченными материальными запросами". В связи с этим директора разрабатывают различные образовательные стратегии для своих работников из разных отделов. За такими заботами руководители зачастую "забывают" о себе.
По мнению кадровых психологов, руководителям необходимо обучаться всегда, несмотря на положение и огромное количество профессиональных обязанностей. Благо, что выбор образовательных программ, а также тренингов и краткосрочных курсов для управленцев сегодня неограничен. О том, как правильно построить обучение руководителей, рассказали тренинг-консультанты нескольких образовательных центров, а также специалисты-рекрутеры.
Уроки для "топов"
Директор образовательного центра Руслан Рогачев называет себя "специалистом по управленцам". По его словам, в распоряжении руководителей есть, по меньшей мере, пять способов оперативно восполнить пробелы в профессиональных знаниях и таким образом повысить свою квалификацию. "Важно, чтобы, несмотря на высокое положение, управленцы не чувствовали себя "всезнайками" и стремились к дальнейшему обучению", — уточняет Руслан.
Так называемый коучинг (индивидуальные консультации или тренинги) хорош для тех руководителей, которые лучше обучаются в одиночестве.
На занятиях по фасилитационныму консалтингу над решением конкретных задач работает команда слушателей под руководством тренера. Этот вид обучения подходит молодым и перспективным топ-менеджерам, которые умеют быстро реагировать на различные изменения в законодательстве и воспринимать новейшие теории управления.
Отличный способ получения новых знаний — обыкновенные внешние открытые семинары и тренинги. В любом городе есть компании, которые организуют качественные семинары на разнообразные темы. Многие курсы могут быть интересны и управленцам.
Помимо этих форм обучения, образовательные центры организуют конференции и круглые столы, в том числе — выездные, а также проводят для ограниченного круга людей деловые игры.
"Управленческая" тематика
В первую очередь стоит сказать, что все образовательные программы для управленцев по темам делятся на два вида: повышающие профильную квалификацию и общеразвивающие. По словам Руслана Рогачева, среди руководителей особенно востребованы три направления.
Первое — курсы, семинары, тренинги экспертного типа, посвященные последним тенденциям в менеджменте и маркетинге, новейшим компьютерным программам и законодательным веяниям. Второе — тематические курсы, помогающие усвоить за короткий срок большое количество информации (экстерн-курсы по бухучету, финансовому анализу, инвестиционному анализу и так далее).
Третье — программы повышения личной эффективности и образования (составляются и корректируются для каждого человека отдельно: например, курсы по лидерству).
Понятно, что первые два направления чаще всего касаются повышения квалификации руководителя. А вот индивидуальные методики обучения, как правило, сопряжены с дополнительными, не связанными с профильным образованием и обязанностями директора, предметами. Это может быть как классическая музыка, так и культура Востока.
Особый пласт составляют специфические тренинги для "топов", не направленные на приобретение знаний и развитие навыков. Подобные программы на языке туристических компаний называются инсентив-турами. Это бонусы, которыми фирмы награждают своих сотрудников за высокие показатели в работе. Такие путешествия недешевы, но отлично сплачивают команды управленцев. Например, известны случаи, когда организации в качестве поощрения оплачивали топ-менеджерам курсы пилотирования. А в одной из фирм руководителям высшего звена предложили на выбор три варианта: сафари, путешествие на лошадях и дайвинг (подводное плавание)! Выбор был сделан в пользу дайвинга. В результате в течение нескольких месяцев команда управленцев в свободное от работы время обучалась в Москве, а затем они вместе поехали в тур — практиковаться.
Корпоративный университет
Чтобы восполнить пробелы в знаниях сотрудников, руководители идут на организацию обучения в рамках так называемых корпоративных университетов. Чтобы вдохновить топ-менеджеров сесть за парту, в одной фирме, например, ввели особые курсы, на которых управленцев из всех отделов стали обучать вместе, в рамках одинаковой образовательной программы. К ним присоединился и сам генеральный директор! Получился своеобразный корпоративный университет. Об этом рассказала Рита Лашко, директор образовательного центра, предложившая концепцию совместного обучения "топов".
Курсы, которые читаются в корпоративном университете, самые разнообразные. Это неудивительно, ведь тематика должна учитывать интересы руководителей всех отделов. В расписании занятий значатся иностранные языки, маркетинг, деловой этикет, и даже флористика. Причем учеба проходит на достаточно высоком уровне — семинары ведут эксперты и преподаватели столичных университетов. По словам Риты Лашко, сотрудники этим очень довольны, о чем свидетельствует стабильная посещаемость занятий, улучшение результатов работы всех отделов компании, возросшая "сплоченность" руководителей между собой. Интересно, что наибольшей популярностью среди слушателей корпоративного университета неизменно пользуются занятия по саморазвитию и лидерству.
Каких качеств не хватает руководителям?
Такой вопрос мы задали во время телефонного опроса 30 консультантам образовательных центров и директорам кадровых агентств. По мнению большинства из них, современный топ-менеджер должен разбираться в области стратегического управления, уметь работать в ситуации неопределенности, налаживать внешние и внутренние коммуникации. Наиболее важны для руководителей знания в области маркетинга и финансового менеджмента.
Руководители кадровых агентств отметили, что управленцам обязательно следует совершенствовать навыки делового общения. По мнению директора рекрутинговой компании Олеси Рыбиной, в этой связи многим не помешало бы разнообразить свой поведенческий репертуар. Например, столь популярные в последнее время "жесткие" переговоры на практике далеко не всегда позволяют добиться положительных результатов. Другая традиционно актуальная для руководителей тема обучения — методы сбора информации. С Олесей Рыбиной согласился руководитель кадрового агентства Дмитрий Васильев. Он добавил, что помимо владения методами сбора информации, управленцам недостает креативности в бизнесе — им нужно помочь научиться уходить от стереотипов.
Навыками в области подбора персонала тоже обладают далеко не все. Искусством проводить интервью российские руководители, в отличие от своих западных коллег, владеют слабо. "На Западе соискатель в любом случае уходит с собеседования, ощущая собственную ценность, и в этом заслуга интервьюера",- говорит Дмитрий Васильев.
Выбор за главным
Руководители зачастую скептически относятся к перспективе собственного развития с помощью внешних тренеров. Да, оказывается, бывает, что тренинги "не срабатывают". На это есть несколько причин. Во-первых, слушатель не добьется желаемого эффекта, если тренинг для него — только разовое мероприятие. Ведь нельзя приобрести необходимые навыки, прочитав одну книгу, прослушав одну кассету или посетив однодневный семинар. Во-вторых, причина неудачи может заключаться в неадаптированности программы тренинга. Проще говоря, вы выбираете не то, что вам нужно, — у каждого из нас свой уровень подготовки и собственные потребности в развитии. Неадаптированная программа похожа на лекарство ото всех болезней. Наивно верить, что оно существует.
В этом случае, как правило, руководители предпочитают тренингам более доступные способы получить нужную информацию. Так, управляющий директор известной инвестиционной компании, пожелавший не называть своего имени, признается, что времени для посещения семинаров у него практически нет и он предпочитает учиться самостоятельно: "В последнее время я учусь на собственном опыте во время работы. Например, стараюсь постоянно отслеживать публикации по методам анализа данных. Оперативно получать необходимую информацию помогают статьи в журналах. Чтением книг и размышлением над прочитанным я часто заполняю свои выходные".
По мнению руководителя высшего звена, в принятии решений "по наитию" нет ничего драматичного: "Большинство управленцев имеет хорошую образовательную базу. Я, например, как и многие наши менеджеры, окончил МФТИ, — говорит он. — Техническое образование мне очень помогает, но привычку учиться на своем и чужом опыте я сохранил до сих пор".
Фаина Филина, корреспондент "Федерального агентства финансовой информации"
Комментарии (0)
Оставить комментарий