ПЛЮСЫ
Учтем то, что построим и создадим
Стоимость основных средств можно включить в расходы только в одном случае – если фирма их купила. Такое правило действует сейчас (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК). Списывать в расходы затраты на строительство или реконструкцию имущества налоговики и специалисты Минфина запрещают (письма Минфина от 6 мая 2004 г. № 04-02-05/1/37 и от 13 сентября 2004 г. № 03-03-02-05/3, письмо МНС от 7 мая 2004 г. № 22-1-14/ 853). Таким образом, самостоятельно строить основные средства компаниям на упрощенке невыгодно.
С нового года ситуация меняется. При расчете единого налога упрощенцам разрешат учитывать затраты на сооружение и изготовление основных средств (новая редакция подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК).
Похожая ситуация и с нематериальными активами. В настоящее время доходы упрощенцев можно уменьшать только на стоимость покупных исключительных прав. С 2006 года Закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ разрешил списывать и расходы на создание нематериальных активов (новая редакция подп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК).
Спишем «остатки» нематериальных активов
Исключительные права на интеллектуальную собственность – вещь «долгоиграющая». Поэтому у многих упрощенцев они остаются со времени работы на общей системе налогообложения. Как правило, до перехода на упрощенку фирмы не успевают полностью самортизировать их стоимость. А на спецрежиме они уже не могут включить в расходы ее остатки.
С нового года эта несправедливость устранена. Списывать «унаследованные» нематериальные активы можно будет так же, как и основные средства (новая редакция подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК).
Напомним, что амортизацию на упрощенном режиме разрешают проводить более быстрыми темпами, чем на общем. Если срок полезного использования меньше трех лет, списать можно за год. От 3 до 15 лет – учитываем за три года. При этом 50 процентов – в течение первого года, 30 процентов – в течение второго и 20 процентов останется на третий год. Наконец, при более длительном сроке службы расходы равномерно растянутся на десять лет.
Учитывать амортизацию по нематериальным активам (так же как и по основным средствам) надо в последний день квартала или года (новая редакция подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК).
Доставку и хранение спишем в расход
Затраты на перевозку, хранение, обслуживание товаров чиновники запрещают учитывать в расходах упрощенцев, которые занимаются торговлей. Они считают, что отнести их к расходам могут только производственные фирмы. Торговые фирмы поступить так не могут (письмо МНС от 7 мая 2004 г. № 22-1-14/ 853, письмо Минфина от 8 августа 2005 г. № 03-11-04/ 2/39). «Торговцам» приходилось доказывать в суде, что перевозка, хранение, обслуживание товаров – материальные расходы (постановления ФАС Северо-Западного округа от 8 апреля 2004 г. № А52-3952/03/ 2, Уральского округа от 21 июня 2005 г. № Ф09-2748/ 05-01).
С 1 января 2006 года законодатели включили эти расходы в закрытый перечень статьи 346.16 Налогового кодекса.
Учтем услуги не только аудиторов
Сейчас за юридической или бухгалтерской помощью упрощенцы не могут обратиться к любому специалисту. Чиновники из Минфина ставят условие: у компании или предпринимателя, которые оказывают подобные услуги, должна быть лицензия на аудиторскую деятельность. Если лицензия есть, то базу по единому налогу на расходы уменьшить можно. В противном случае затраты списать нельзя (письмо Минфина от 4 августа 2005 г. № 03-11-04/2/37).
С нового года ограничений не будет. Те, кто работают на УСН, смогут свободно списывать не только услуги аудиторских компаний, но также бухгалтерских и юридических (Закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ).
О каких услугах идет речь? Например, это могут быть консультации, постановка, ведение налогового учета, составление книги учета доходов и расходов, другие услуги (п. 6 ст. 1 Закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности). Ведь упрощенцы имеют право не вести бухгалтерский учет в полном объеме и не составлять бухгалтерскую отчетность.
Договор комиссии станет выгоднее
Сейчас сумму комиссионного вознаграждения упрощенцы-комитенты не могут включить в расходы (письмо Минфина от 20 июля 2005 г. № 03-11-04/ 2/29). В закрытом перечне статьи 346.16 Налогового кодекса такие затраты не предусмотрены. То же и с договором поручения, и с агентским договором.
Столь абсурдную ситуацию исправил Федеральный закон № 101-ФЗ. С 1 января 2006 года базу единого налога можно уменьшать на вознаграждения по всем этим договорам (новая редакция подп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК)
Затраты на кассу списать разрешили
Расходы на регистрацию ККТ в налоговой инспекции, техническое обслуживание, пломбирование и другие необходимые затраты чиновники разрешают учитывать упрощенцам. Никто не сомневается, что без кассовой техники ни компания, ни предприниматель работать не могут.
Они предлагают отнести содержание кассового аппарата к материальным расходам (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК). С такой точкой зрения согласны и налоговики (письмо УМНС по г. Москве от 26 апреля 2004 г. № 21-09/28428) и минфиновцы (письмо Минфина от 16 августа 2005 г. № 03-11-04/2/49).
Несмотря на то что в списке расходов для упрощенки такие затраты не названы, можно смело уменьшать на них базу по налогу.
Пошлина на рекламу в расходах числится
Сейчас в перечне расходов для упрощенцев нет госпошлин. Но решив рекламировать свои товары или услуги на улице города, упрощенец должен заплатить государству пошлину (п. 2 ст. 14 Закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе»). Можно ли ее учесть, рассчитывая единый налог?
Такая плата относится к федеральным налогам и сборам (п. 10 ст. 13 НК). Поэтому отнести ее в затраты можно (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК).
Это мнение подтверждают специалисты Минфина в своем письме от 6 сентября 2005 г. № 03-11-04/2/64. Там же они объясняют, что и оплату по договору с владельцем объекта, на котором фирма-упрощенец планирует разместить рекламу, можно списать в расходы. Только уже по другой статье (подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК).
Получить выгоду от новых правил можно уже сегодня
Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет – 2005», советует: «Предположим, что компания-упрощенец не купила, а построила себе здание. Если отложить подписание акта о приеме-передаче с подрядчиком на январь 2006 года, то затраты можно будет учесть по новым правилам. А рассчитаться с подрядчиком можно и в этом году. Ведь для того чтобы признать расход по основному средству, дата оплаты неважна. Здесь играет роль, когда по документам состоялась передача здания (новая редакция п. 3 ст. 346.16 НК).
Если есть выбор, когда закупать товары – в конце этого года, или в начале следующего, – то ответ здесь однозначный. Сейчас это сделать выгоднее.
Затраты на бухгалтерские, юридические услуги имеет смысл перенести на следующий год, когда их можно будет учесть».
МИНУСЫ
Недоимки и пени за проданный актив
Основные средства и нематериальные активы, которые мы амортизируем, могут быть проданы раньше, чем их стоимость списали на затраты (новая редакция последнего абз. подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК). В этом случае фирме придется все пересчитать по правилам главы 25 Налогового кодекса. Результат подсчетов в расходах можно оставить, а вот остальную часть стоимости придется из затрат исключить. Следовательно, заплатить в бюджет дополнительный налог и пени.
Торговать будет сложнее
В настоящее время только оплаченные поставщикам товары могут списывать в расходы торговые фирмы, которые используют УСН (письмо Минфина от 16 марта 2005 г. № 03-03-02-04/1/74).
С 1 января 2006 года стоимость покупных товаров можно списать только после их реализации (новая редакция подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК).
Получается, что надо не только учитывать проданные товары, но и определять, какие из них оплачены. Законодатели предлагают использовать один из способов: ФИФО, ЛИФО, средней стоимости и по каждой единице товаров. Но как это сделать? Выход один – вспомнить про бухгалтерский учет, несмотря на освобождение от него (п. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). И кроме обязательного для всех учета основных средств и нематериальных активов, организовать полноценный учет товаров.
Индивидуальным предпринимателям, которые зачастую ведут книгу учета доходов и расходов сами, придется нанимать бухгалтера.
НДС учтем не всегда
В настоящее время включить в затраты можно суммы налога на добавленную стоимость по всем закупленным товарам (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК). Новая редакция статьи 346.16 Налогового кодекса определяет два условия, выполнив которые, НДС можно будет включать в состав затрат. Во-первых, товары должны быть оплачены, а во-вторых, сами приняты в расходы. Такое изменение невыгодно «торговцам».
Подписку на журналы учесть нельзя
Ни сейчас, ни в следующем году подписка на бухгалтерские журналы и другие периодические издания не уменьшит базу по единому налогу. Об этом не раз писали налоговики (письма УМНС по г. Москве от 16 января 2004 г. № 21-09/02809, УМНС по Московской области от 21 августа 2003 г. № 04-20/14499/14/9035) и специалисты Минфина (письмо Минфина от 14 февраля 2005 г. № 03-03-02-04/1/40). Аргумент один – конкретно такого расхода нет в закрытом перечне (ст. 346.16 НК).
Чиновники объясняют, что бухгалтерские журналы и другую периодику нельзя принять в расходы и как основное средство. Они не входят в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1).
В новой редакции главы 26.2 Налогового кодекса законодатели не исправили ситуацию.
Затраты на интернет забыли
Расходы на услуги связи, почтовые, телефонные и телеграфные расходы – входят в перечень затрат для упрощенки (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК). А как быть с интернетом, услугами факсимильной и спутниковой связи, электронной почтой? Почему про такие распространенные затраты забыли?
Среди расходов 25-й главы Налогового кодекса все они есть (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК). Пункт 2 статьи 346.16 Налогового кодекса объясняет, что расходы на услуги связи принимают в порядке, установленном статьей 264 Налогового кодекса. Значит, те, кто использует УСН, должны также учитывать интернет и аналогичные расходы, уменьшая на них базу по налогу.
Однако мнение чиновников по этому поводу противоречивое. В своих письмах они высказывают противоположные точки зрения. В одном запрещают, в другом – разрешают включать затраты на СВИФТ, интернет и аналогичные системы в расходы упрощенцев (письма УМНС по г. Москве от 11 марта 2004 г. № 21-09/16354, от 23 сентября 2003 г. № 21-09/52278).
Законодатели в последних изменениях по упрощенке не прояснили этот вопрос. В Минфине нам сообщили, что, по их мнению, расходы на интернет, услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты фирмы-упрощенцы могут включить в затраты как услуги связи (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК).
Лилия ИЗОТОВА
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Межрегиональные автоперевозки на патенте
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий