Неважно, владеете вы целым казино или лишь одним игровым автоматом. Закон ко всем одинаково строг. В любом случае считается, что фирма занимается игорным бизнесом. А раз так, то придется выполнять все установленные правила и платить налоги.
Подготовительная работа
Прежде чем игровые автоматы появятся в вашем кафе или магазине, каждый из них необходимо зарегистрировать в инспекции по месту нахождения объектов. Это делается не позднее чем за два рабочих дня до установки аппарата (п. 2 ст. 366 НК РФ). Коммерсант подает заявление, форма которого установлена приказом Минфина России от 24 января 2005 г. № 8н. Инспекция обязана в течение пяти дней с даты получения заявления выдать свидетельство о регистрации автомата (п. 6 ст. 366 НК РФ). При отправлении заявления по почте датой его получения будет считаться день поступления бумаги в инспекцию (письмо ФНС России от 28 июля 2005 г. № 22-1-11/1449).
Если в данном регионе фирма не стоит на учете, это нужно исправить. И вместе с заявлением о регистрации автоматов подать еще некоторые документы. Они приведены в приказе Минфина России от 8 апреля 2005 г. № 55н. Обратите внимание, что до 1 января 2005 года порядок был иной: все автоматы, где бы они ни находились, нужно было регистрировать в «родной» инспекции.
Также в инспекции придется регистрировать любое изменение количества игровых автоматов не позднее чем за два рабочих дня до установки или выбытия объекта (п. 3 ст. 366 НК РФ). Автомат будет считаться зарегистрированным или выбывшим с даты подачи соответствующего заявления (п. 4 ст. 366 НК РФ).
В случае невыполнения правил регистрации фирму ждет наказание. В соответствии с пунктом 7 статьи 366 Налогового кодекса штраф будет равен трехкратному размеру ставки налога, установленной для игрового автомата. А при повторном нарушении санкция возрастет еще в два раза.
Новый налог и новая декларация
Фирмы и предприниматели, которые занимаются игровой деятельностью, становятся плательщиками налога на игорный бизнес (ст. 365 НК РФ). Данный налог является региональным. Это означает, что конкретные размеры ставок утверждаются законами субъектов федерации в пределах, установленных пунктом 1 статьи 369 Налогового кодекса. Для игровых автоматов минимальный платеж составляет 1500, а максимальный – 7500 рублей в месяц. В тех регионах, где власти не издали соответствующих законов, налог взимается по нижней границе (п. 2 ст. 369 НК РФ). Обратите внимание: если автоматы вашей фирмы зарегистрированы и работают в разных субъектах федерации, величина платежа будет своя для каждой территории.
Налог на игорный бизнес организации и коммерсанты рассчитывают ежемесячно и перечисляют в бюджет не позднее 20 числа следующего месяца. В те же сроки необходимо сдавать декларации. Их форма утверждена приказом Минфина России от 1 ноября 2004 г. № 97н.
Если автомат был установлен в течение неполного месяца, то налог рассчитывают по специальным правилам (п. 3 и 4 ст. 370 НК РФ). При установке объекта до 15-го числа месяца или при выбытии автомата после того же срока, платеж перечисляется как за полный месяц. Если же автомат начал работать после или выбыл до 15-го числа, то для таких объектов ставка снижается в два раза.
Бывают случаи, когда на протяжении нескольких полных месяцев установленный игровой автомат не работает. Нужно ли платить налог и сдавать отчетность в этом случае? Инспекторы считают, что нужно. Однако судьи с ними не соглашаются (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 марта 2005 г. по делу № А38-6015-17/784-2004). Арбитры полагают, что фирма или предприниматель признаются плательщиками налога на игорный бизнес с того момента, как начали осуществлять соответствующую деятельность. Наличие зарегистрированных автоматов само по себе не влечет обязанности по уплате налога.
Но как же фирма сможет доказать инспекторам и в суде, что в течение определенного периода автомат не работал? Пока еще не сложилось общепринятой практики по этому вопросу. На наш взгляд, оказавшись в подобной ситуации, директору необходимо оформить приказ о временном прекращении эксплуатации автомата, а факт его выключения подтвердит акт комиссии. В ее состав могут войти руководитель, главный бухгалтер и кто-либо из сотрудников.
Автомат и спецрежимы
Поскольку использование игрового автомата признается деятельностью в сфере игорного бизнеса, владелец такого объекта не имеет права перейти на упрощенную систему налогообложения (подп. 9 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Фирмы, которые уже применяют УСН, но в течение года установили игровой автомат, право на спецрежим теряют. Таково официальное мнение чиновников (например, письмо Минфина России от 5 августа 2004 г. № 03-03-02-04/1/2). Правда, до 2006 года в Налоговом кодексе это правило не было прямо прописано. С 1 января ситуация станет намного более однозначной. «Упрощенец», установивший игровой автомат, будет обязан вернуться на общий режим. При этом налоги придется пересчитать с начала того квартала, в котором появилось игровое оборудование. Есть и приятная новость – штрафы и пени организации в этом случае не грозят (п. 4 ст. 346.13 НК РФ в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ).
Тем, кто переведен на ЕНВД, игровой автомат не принесет дополнительных проблем. Они по-прежнему будут платить «вмененный» налог, но к нему добавится еще и налог на игорный бизнес.
Нюансы учета
Организация, которая установила игровой автомат, должна соблюдать обязательное условие. При расчете базы по налогу на прибыль в составе доходов и расходов не учитываются суммы, относящиеся к игорному бизнесу (п. 9 ст. 274 НК РФ). Следовательно, необходимо обеспечить обособленный учет таких доходов и расходов. Если сумму расходов по данному виду бизнеса точно определить невозможно, то они распределяются пропорционально доле «игорных» доходов в выручке. Требование о раздельном учете относится также и к плательщикам ЕНВД (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).
Доходы, полученные от использования игрового автомата, не облагаются НДС, поскольку такая деятельность не является реализацией (ст. 146 НК РФ). Кроме того, организация игр, в том числе с использованием игровых автоматов, не облагается НДС на основании подпункта 8 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса. Недавно был решен вопрос с уплатой НДС индивидуальными предпринимателями, которые занимаются игорным бизнесом. Сейчас инспекторы настаивают на том, что льгота распространяется только на организации. С нового года освобождение от налога законодательно закреплено за всеми, кто ведет «азартную» деятельность (Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ).
В то же время при продаже или сдаче автомата в аренду НДС необходимо будет начислить. Ведь «поблажка» касается только непосредственно игорной деятельности (п. 6.12 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ, утвержденных приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447).
В связи с тем, что игровая деятельность освобождена от НДС, входной налог по приобретенным автоматам, а также затратам на их обслуживание учитывается соответственно в стоимости объекта или в осуществляемых расходах (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Для того чтобы отразить сумму налога на игорный бизнес в Отчете о прибылях и убытках, необходимо ввести дополнительную строку. Она добавляется после показателя текущего налога на прибыль. Об этом сказано в письме Минфина России от 18 августа 2004 г. № 07-05-14/215. Кстати, если в каком-то месяце фирма получила убыток от использования автомата, это не освобождает ее от уплаты налога на игорный бизнес и не уменьшает его суммы.
Один или четыре?
Повышенное внимание налоговых инспекторов вызывают автоматы, на которых одновременно может играть несколько человек. Как раз такие аппараты пользуются большой популярностью среди владельцев магазинов и кафе. Подобные устройства дешевле и занимают меньше места при том, что играть на них может не один, а сразу несколько человек независимо друг от друга. Соответственно, пропорционально количеству игроков возрастает и прибыль заведения.
Чиновники настаивают, что такой автомат является игровым комплексом и налог надо рассчитывать исходя из количества мест для клиентов (письмо МНС РФ от 27 августа 2004 г. № 22-1-14/1475, письмо Минфина России от 22 сентября 2004 г. № 03-06-05-04/25). Кроме того, регистрировать в инспекции следует каждый автомат в составе игрового комплекса (письмо ФНС России от 11 мая 2005 г. № 22-1-12/759).
Но для фирм такая позиция, конечно же, очень невыгодна. Поэтому решения о доначислении налога, штрафов и пеней организации и предприниматели очень часто оспаривают в суде. Причем делают они это успешно. Свое несогласие с позицией чиновников высказывают арбитры практически всех Федеральных окружных судов:
Во всех случаях доводы в пользу фирм были одинаковы. Арбитры ссылались на то, что понятия «игровое место» в Налоговом кодексе нет. А значит, налог нужно платить только с количества автоматов и не более того.
Пока чиновники не поменяли своей точки зрения, судебного разбирательства скорее всего не избежать. При обращении к арбитрам советуем вам ознакомиться с технической документацией игрового автомата. Обычно там указано, что автомат выполняет одну игровую программу при участии четырех человек. Это обстоятельство может стать дополнительным аргументом в вашу пользу (постановление ФАС Центрального округа от 14 октября 2004 г. по делу № А62-1513/2004).
Недетские игрушки
Владельцам автоматов с вещевым выигрышем (например, в виде мягкой игрушки) повезло меньше. О том, что эти объекты облагаются налогом на игорный бизнес, сейчас в один голос заявляют и чиновники, и судьи.
Представители налоговой службы апеллируют к определению игрового автомата, данному в статье 364 Налогового кодекса. Там подчеркнуто, что таковым признается оборудование с любым видом выигрыша (письмо МНС РФ от 12 марта 2004 г. № 22-1-14/413). Надо отметить, что глава 29 Налогового кодекса вступила в действие только с 1 января 2004 года. До этого момента налог на игорный бизнес регулировался Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 142-ФЗ. А в этом документе в качестве объектов обложения рассматривались автоматы только с денежными выигрышами. Поэтому «вещевые» автоматы не надо было регистрировать в инспекции и платить с них налог.
Несмотря на положения Налогового кодекса и официальную позицию ФНС, фирмы до сих пор пытаются оспорить уплату налога за автоматы с игрушками. Но арбитры поддерживают представителей инспекций. Довод предприятий о том, что игровой автомат является детским, судьи не принимают. По их мнению, такого понятия в Налоговом кодексе нет. К тому же ловить игрушки с помощью «Кран-машины» не запрещено и взрослым (постановление ФАС Центрального округа от 10 ноября 2004 г. по делу № А08-4391/04-20).
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа еще более подробно объяснил хозяевам «вещевого» автомата, почему с такого объекта необходимо платить налог (постановление от 11 июля 2005 г. по делу № А31-9182/1). Для этого судьи обратились к руководству по эксплуатации автомата. Там было сказано, что аппарат может быть настроен его владельцем на определенные режимы работы. Из этого следует, что выигрыш на подобном автомате является случайным и зависит не от умения и ловкости игрока, а от настроек самого автомата. Таким образом, по мнению арбитров, игра основана на риске и, следовательно, является азартной.
Единственная ситуация, в которой бизнесмену удалось доказать свое право не платить налог с автоматов с вещевым выигрышем, была рассмотрена Федеральным арбитражным судом Уральского округа (постановление от 1 сентября 2005 г. по делу № Ф09-3825/05-С1). Коммерсант заявил, что вступление в силу главы 29 Налогового кодекса ухудшило условия его деятельности. А в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, если изменения законодательства создают менее благоприятные условия для малого бизнеса, в течение первых четырех лет своей работы предприниматель имеет право руководствоваться старым порядком (эта норма действовала до 1 января 2005 года). В результате недоимку, штрафы и пени коммерсанту платить не пришлось.
мнение
Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет–2005»:
«Некоторым предприятиям и коммерсантам выгоднее не приобретать автомат, а взять его напрокат – это дешевле. Однако в таком случае перечислять налог на игорный бизнес будет не владелец автомата, а арендатор. Ведь плательщиком налога является тот, кто осуществляет игровую деятельность (ст. 365 НК РФ)».
внимание
Существует очень много разновидностей игровой деятельности. Чтобы определить, подпадает ли тот или иной вид бизнеса под действие главы 29 Налогового кодекса, коммерсантам приходится обращаться за разъяснениями к чиновникам. А они рассуждают следующим образом. Если автомат не предусматривает выдачи выигрыша, то налог на игорный бизнес с него не платится. В частности, это относится к проведению компьютерных игр и игр через Интернет. Не стоит беспокоиться об «игорном» налоге и организаторам стрельбы по мишеням в тире, метания на меткость колец, мячей и других игр, в которых в качестве приза используются игрушки или аналогичные неденежные поощрения (письмо Минфина России от 8 октября 2004 г. № 03-06-05-04/30). В то же время автоматы с выигрышем в виде вещевого приза, а также предоставляющие в качестве выигрыша призовую игру, облагаются налогом на игорный бизнес (письмо Минфина России от 18 ноября 2004 г. № 03-06-01-04/132).
совет
Очевидно, что для владельцев магазина или кафе установка даже одного автомата оборачивается множеством забот. Как их избежать? Некоторые «смелые» руководители вообще не регистрируют автомат в налоговой. Но это прямое нарушение закона, и такое «рационализаторское» решение может привести к серьезным негативным последствиям для фирмы. На самом деле есть более простой и абсолютно безопасный выход. Существуют фирмы и предприниматели, для которых установка и эксплуатация игровых автоматов – основной вид бизнеса. Такой организации или коммерсанту вы сдаете в аренду (субаренду) площадь, необходимую для установки «игрушки». Ее владелец следит за исправностью машины, собирает выручку, выплачивает выигрыши и т. п. А главное – он сам регистрирует автомат, платит налог на игорный бизнес и сдает декларации. Ваша выгода – стабильный доход в виде арендной платы и заядлые игроки в качестве постоянных гостей заведения.
А. Стунжас, старший финансовый менеджер
Комментарии (0)
Оставить комментарий