Умение держать себя в руках для бухгалтера особенно важно. Вспомните хотя бы свои переговоры с налоговыми инспекторами, с начальником, который не хочет давать вам отпуск, или с собственным помощником, не желающим выполнять сложную работу. Скорее всего были случаи, когда вы сожалели о своем поведении. Думали, что результат мог быть лучше, но вас подвели эмоции или неуверенность.
«Нападение» на собеседника — не лучший вариант. Вас задели, принизили вашу значимость. И вы пытаетесь восстановить свое достоинство, накричать на собеседника, возвыситься над ним. Так можно получить только ответную прямую или скрытую агрессию – «нарваться» на конфликт или нажить тайного врага. Но в любом случае решение проблемы будет не в вашу пользу.
Пассивное поведение – это тоже проявление эгозащиты. В таком случае человек признает свою слабость, уступает более сильному противнику, чтобы оградить себя. И как правило, конфликт разрешается также в ущерб его интересам.
Наиболее результативный вариант взаимодействия в сложной ситуации – уверенное требование, без страха и напряжения, но в то же время и без агрессии. Такое поведение называется ассертивным (от английского слова assertiv – активные, напористые действия, направленные на отстаивание собственных прав). Рассмотрим подробно его технику.
Говорите от своего имени
Когда вы недовольны происходящим, например, выслушиваете бредовые требования налогового инспектора и хотите «продиктовать» ему свои условия, стоит воспользоваться методом «Я высказывание». Тогда ваши переговоры с налоговым инспектором пройдут через три стадии.
На первой — излагаете другой стороне ситуацию так, как она вам представляется. Но не пытайтесь сразу заклеймить собеседника, не давайте никаких негативных характеристик. Спокойно и беспристрастно, глядя в глаза обидчику, уверенно расскажите, о чем вы собираетесь с ним поговорить. Неплохо, если ваш оппонент выскажет свой взгляд на сложившуюся ситуацию.
После этого можете дать волю эмоциям. Но опять же, не скатывайтесь к обвинениям в адрес собеседника (вы можете спровоцировать конфликт). Не начинайте фразы со слова «Вы». Рассказывая о своих переживаниях, говорите «Я чувствую, что», «Я недоволен», «Меня задевает». Не кричите, ваше недовольство и так прозвучит убедительно.
Главное на этом этапе — излить все «наболевшее». Иначе потом, вместо того чтобы искать выход из ситуации, вы будете постоянно возвращаться к недосказанному.
От эмоций нужно переходить к конкретным требованиям. Сообщите, какого результата вы ждете, и настаивайте на нем. Или призывайте собеседника искать компромисс. Выдвигайте свои предложения по разрешению ситуации, предлагайте сотрудничество. Можете также спросить, как бы оппонент поступил на вашем месте.
После того как вы с собеседником о чем-то договорились или получили от него отказ, стоит описать ему возможные последствия. Расскажите о позитивных вариантах разрешения проблемы, о том, как хорошо будет, если он сделает по-вашему, и как вы будете ему благодарны. О негативных последствиях говорите мягко, не агрессивно, исключите угрозы. Используйте обороты «мне придется», «я буду вынужден».
С седьмого раза
Настаивать на своих требованиях можно с помощью техники «заигранной пластинки». Человек, использующий этот метод, действительно напоминает очень старый виниловый диск, который раз за разом проигрывает один и тот же фрагмент записи.
Предположим, вам нужно, чтобы подчиненный сделал сверку с контрагентами к определенному времени. А он говорит, что не успеет. Попробуйте повторять свое требование раз за разом, не меняя интонации, не повышая голоса, без гнева и раздражения. Говорите что-то вроде «да, я все понимаю, но нужно так».
В таком противостоянии побеждает более настойчивый. Среднестатистический человек сдается на седьмом повторе. Но будьте осторожны, ведь требование действительно может быть невыполнимо. Если ваш помощник слишком долго упирается, придется переходить
к совместному поиску решения. Спросите, что нужно, чтобы он выполнил ваше задание в срок. Может быть, проще будет принять его условия, чем препираться. К тому же, выдвигая предложения, подчиненный берет на себя ответственность за то, что при соблюдении его условий все будет выполнено должным образом.
Когда вы используете эту технику при общении с незнакомыми людьми, например, в налоговой инспекции или в банке, нужно быть готовым к тому, что на вас будут смотреть, как на ненормального. Но это также играет в вашу пользу: с «психами» предпочитают соглашаться.
Согласитесь с обвинениями
Очень сложно сохранять самообладание, когда на вас обрушивается агрессия со стороны других. Особенно если это происходит неожиданно и бьет в слабое место.
Бывает, что внезапное нападение приводит вас в «нокдаун», и вы просто не знаете что делать. Избежать таких потрясений невозможно, нужно просто дать себе время отойти.
Придя в себя, переходите к выяснению, в чем, собственно, проблема. Проведите «негативный расспрос» обидчика. Задавайте вопросы для прояснения ситуации: «Что вам не нравится?», «А поконкретнее?», «Что еще?», «Какие-то другие претензии?». При этом постарайтесь не реагировать на агрессию, как будто предмет критики вообще вас не касается и не расстраивает. Таким образом вы даете собеседнику «спустить пар», выговориться. Не перечьте ему. И когда он остынет, начинайте конструктивный диалог, пытайтесь справиться с проблемой.
Директор обвиняет вас в том, что бухгалтерия слишком медленно работает. Выясните, какими конкретно вашими действиями недоволен руководитель. Спросите, что еще в вашей работе ему не нравится. А может быть, начальника не устраивает что-то в вас лично – одежда, манера поведения? И не спешите оправдываться в ответ на каждое слово критики. Лучше просто соглашаться с обвинениями: «Да, я постараюсь все исправить, мне тоже это не нравится», «Я замечал это за собой». Такое поведение обезоруживает собеседника.
Не всем удается хладнокровно воспринимать критику в свой адрес. А бывает, что противник попадает четко в цель и задевает самые чувствительные струны вашего «Я». После таких тяжелых разговоров требуется время «залечить раны». Для этого стоит завести дома «шкатулку самоподдержки». Собирайте в нее листки бумаги, на которых записывайте ваши положительные качества. Как вспомните о себе что-то хорошее – сразу кладите в шкатулку. А в трудные моменты, когда задето ваше эго, перечитывайте эти записи. Обра- щайтесь за помощью к друзьям
и близким. Спросите у них: «Ну неужели я такой, как говорят?» – ведь они вас знают лучше, их мнение куда надежнее, чем мнение посторонних людей. А еще полезно почаще освежать в памяти список своих прав. Вырежьте его, повесьте на видном месте и регулярно читайте, вдумываясь в каждый пункт.
Каждый имеет право:
- Самостоятельно решать, что и как делать.
- Обладать недостатками, не быть идеальным.
- Быть равным всем другим людям независимо от личных качеств.
- Не чувствовать себя виноватым, не оправдываться за свое поведение.
- Иметь собственное мнение, независимо от того, что об этом думают другие.
- Быть выслушанным и понятым.
- Отказывать другим, не поддаваться на уговоры, не лезть в чужие неприятности.
- Рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
- Быть непостоянным в своих мнениях.
- Хвалить себя и не считать это эгоизмом.
- Не давать ответов сразу, тщательно обдумывать свои решения.
- Иметь свои собственные секреты.
- Не ориентироваться на мнения других и делать по-своему
- Самостоятельно решать, можно в данном случае поступиться своими правами или нет.
- Говорить о том, что нужно, и просить это предоставить.
Анна БИРЮКОВА
Комментарии (0)
Оставить комментарий