Как пересчитать имущество

Как пересчитать имущество

22.12.2005   |   0Оставить комментарий
Перед составлением итоговой отчетности бухгалтеру следует задаться вопросом, правильно ли отражены в учете имущество и обязательства фирмы. Иными словами, необходимо провести инвентаризацию.

Проведение ежегодной инвентаризации обусловлено необходимостью перед составлением годового баланса проверить имущество и обязательства компании на их соответствие учетным данным. Поэтому и устраивается такая ревизия в конце года. Правда, некоторые активы фирма может исключить из проверки: речь идет о том имуществе, которое инвентаризировалось после 1 октября текущего года.

Хотя ответственность за непроведение инвентаризации действующим законодательством не предусмотрена, пренебрегать этой процедурой не стоит. Ведь отсутствие регулярных проверок может привести к тому, что бухгалтерская отчетность фирмы в какой-то момент окажется неправильной. А вот за это уже предусмотрены штрафные санкции как для самой фирмы, так и для должностных лиц — бухгалтера или директора (ст. 120 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ). Таким образом, пересчитать собственное имущество перед составлением отчетности вовсе не помешает.

Что инвентаризируется

Проверять следует не только собственность компании. Инвентаризация должна затрагивать и то имущество, которое находится на ответственном хранении, арендуется или получено для переработки. То есть это все основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, товары, денежные средства и прочие активы. Что касается обязательств, то это кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. В ходе ревизии внимание обращают как на фактическое наличие имущества или обязательств, так и на правильность их оценки, а также состояние.

Соблюдаем формальности

Существует особый порядок проведения инвентаризации. Он прописан в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).

Так, согласно этим указаниям, первым шагом в подготовке к инвентаризации должен стать соответствующий приказ руководителя фирмы. Этим распоряжением утверждаются состав проверяющих, перечень инвентаризируемого имущества и финансовых обязательств и сроки проведения проверки. Примерная форма такого документа представлена в Приложении № 1 к Методическим указаниям.

В состав инвентаризационной комиссии могут входить как работники самой фирмы, так и привлеченные эксперты, например специалисты аудиторских компаний (п. 2.3 Методических указаний). Отметим, что если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, то ее результаты будут признаны недействительными. Другим обязательным условием является присутствие при проверке имущества материально ответственных лиц.

Перед началом проверки инвентаризационная комиссия обязана опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, проверить исправность весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения.

Подведение итогов

Заключительный этап — оформление результатов инвентаризации. По итогам проверки составляются описи или акты инвентаризации, формы которых утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. В этих документах фиксируются сведения о фактическом наличии имущества, его стоимости и реальности учтенных финансовых обязательств.

Затем результаты инвентаризации нужно сверить с учетными данными. По результатам инвентаризации могут быть выявлены излишки или недостачи по основным средствам, нематериальным активам, товарно-материальным ценностям, денежным средствам и финансовым вложениям. В этом случае составляются сличительные ведомости, в которых отражаются выявленные расхождения. Их должны подписать главный бухгалтер и руководитель организации. Кроме того, директор фирмы должен издать приказ или распоряжение об утверждении результатов ревизии, что послужит основанием для внесения соответствующих изменений в бухгалтерский и налоговый учет. Материалы инвентаризации передаются в бухгалтерию, где их следует хранить в течение пяти лет.

Такие разные ошибки

Исправления ошибок в налоговом учете связаны в первую очередь с особенностями определения периода, в котором эта ошибка была допущена. Так, обнаружив погрешности в исчислении базы в прошлом отчетном или налоговом периоде, фирма должна провести пересчет обязательств перед бюджетом именно за то время. Если же точную дату определить невозможно, то на основании выявленной ошибки придется корректировать обязательства в периоде ее обнаружения. Об этом говорится в пункте 1 статьи 54 Налогового кодекса. Причем, если ошибка затрагивает несколько отчетных или налоговых периодов, "уточнять" декларации нужно за каждый из них, пояснив при этом причину внесения исправлений.*

Также стоит помнить, что выявленные ошибки могут приводить как к недоплате, так и к переплате налога. В первом случае фирме перед подачей уточненных деклараций следует перечислить в бюджет недостающую сумму налога и пени, начисленные на нее. Тогда инспекторы не оштрафуют компанию (п. 4 ст. 81 НК РФ). В случае же переплаты можно воспользоваться правом на возврат или зачет сумм излишне уплаченного налога (ст. 78 НК РФ).

Порядок исправления ошибок в бухучете несколько отличается. Особенности этой процедуры определены пунктом 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Так, в случае выявления излишка по какому-либо виду имущества он приходуется по рыночной стоимости и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. Недостачу или порчу имущества в пределах норм естественной убыли следует относить на издержки производства или обращения, иными словами, списывать в расходы. Если норма превышена, то соответствующая разница компенсируется за счет виновных лиц. В случае, если оные не установлены или же суд отказал во взыскании с них соответствующих сумм, то убытки фирма вправе списать на финансовые результаты.

Данные инвентаризации следует отразить в отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена. Итоги годовой инвентаризации учитываются в годовом бухгалтерском отчете (п. 5.5 Методических указаний). Такой порядок касается даже тех ошибок, который выявлены только сейчас, но допущены были, например, несколько лет назад. Иначе говоря, исправления в бухгалтерскую отчетность за прошлые годы не вносятся.

А. Северский, аудитор

«Практическая Бухгалтерия» Источник материала
4613 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.