С чего все началось?
Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, могут производить денежные расчеты без кассового аппарата при условии, что они используют бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). К ним относятся: квитанции, билеты, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для расчетов за услуги с населением.
Устанавливая такое право, законодатели определили, что использовать бланки строгой отчетности (БСО) фирмы должны согласно порядку, разработанному правительством. Однако правительство с подготовкой такого документа не спешило. В итоге компании столкнулись с проблемой отсутствия нормативного документа, который бы стал руководством по применению БСО. Некоторые разъяснения по возникающим вопросам давали финансовое ведомство и арбитражные суды. Но их старания не избавили многие организации от споров с налоговыми. Так, инспекторы зачастую штрафовали организации за применение старых форм бланков, несмотря на то что новые образцы еще не разработаны. Неправомерность таких действий организациям приходилось доказывать в суде (например, постановление ФАС Центрального округа от 24 августа 2005 г. по делу № А54-1521/2005-С2).
Долгожданный документ
Ситуация несколько изменилась с выходом постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171, которое утвердило Положение по денежным расчетам без ККТ (далее – Положение). Этот документ определил порядок утверждения форм БСО, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения.
Также данный документ поставил точку в споре о применении бланков старого образца. Организации могут их использовать при расчетах с клиентами до 1 января 2007 года. После этой даты всем фирмам нужно будет перейти на новые бланки.
Следует отметить, что сейчас по-прежнему БСО утверждает Минфин (п. 3 Положения). Однако делать это финансовое ведомство будет только при обращении заинтересованных структур государственной власти, Центрального банка и организаций, которые объединяют предпринимателей, работающих в сфере услуг. То есть все те, кому понадобились БСО, обязаны обратиться в Минфин. Но прежде должны сами разработать форму бланка, не забывая об обязательных реквизитах, указанных в пунктах 5, 6 Положения. В частности это:
Необходимо сказать, что бланки утверждаются на определенный срок, и для его продления нужно будет снова обращаться в Минфин (п. 12 Положения).
Способ приготовления
Как ни старались авторы Положения ответить на все вопросы, касающиеся использования бланков, однако один все-таки остался. А именно – как должны быть изготовлены бланки строгой отчетности: типографским или «кустарным» способом?
Этот вопрос на протяжении значительного времени вызывал массу споров. Инспекторы придерживались однозначной позиции в этом вопросе. По их мнению, если фирма не заказывает бланки в типографии, она обязана применять ККМ (письмо УМНС по г. Москве от 20 марта 2002 г. № 29-08/1/12423). В свою очередь специалисты Минфина говорили, что ни один нормативный документ не обязывает организацию применять только типографские бланки. Поэтому многие считали, что их можно изготовить самостоятельно при соблюдении нумерации.
Затем позиция Минфина изменилась (письма Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 16-00-24/61, от 5 августа 2003 г. № 16-00-12/29). В них стали прослеживаться настойчивые рекомендации по проставлению на бланках серии, номера, ИНН, а также выходных сведений типографий. В письме от 27 сентября 2005 г. № 03-01-20/5-193 финансовое ведомство еще раз обнародовало свою позицию по данному вопросу. Фирмы, которые применяют бланки строгой отчетности (БСО), должны их изготавливать только одним способом – типографским. Это объясняется тем, что на бланке в обязательном порядке должны быть все необходимые реквизиты. Налоговая служба поддержала это требование и обязала УФНС России по субъектам Российской Федерации принять его к исполнению (письмо ФНС России от 20 октября 2005 г. № ШТ-6-06/889@).
Правила заполнения
За выдачу неверно заполненного документа инспекторы могут наказать фирму как за неприменение ККТ. Правда, если организация обратится в суд, то арбитры могут встать на ее сторону (например, постановление ФАС Уральского округа от 18 мая 2005 г. по делу № Ф09-1347/05-С6). Также при оформлении БСО не допускаются исправления и подчистки. Для наглядности в статье приведен образец заполнения документа, который часто используется в сфере бытовых услуг, «Наряда-заказа».
Как отразить в учете
Рассмотрим учет бланков строгой отчетности.
Пример
Фирма «Делайдверь» занимается установкой металлических дверей. В декабре 2005 года она заказала в типографии 5000 бланков. Стоимость одного бланка – 1,18 руб. (в том числе НДС – 0,18 руб.). Всего фирма заплатила за заказ 5900 руб. (в том числе НДС – 900 руб.) . В том же месяце было израсходовано 200 бланков. Учет наличия и движения БСО ведется на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке 1 руб. за бланк.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:
Дебет 006
– 5000 руб. – оприходованы полученные из типографии бланки;
Дебет 26 Кредит 60
– 5000 руб. – (5900 – 900) – отражены расходы по приобретению бланков;
Дебет 19 Кредит 60
– 900 руб. – учтен НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 5900 руб. – оплачены услуги типографии;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 900 руб. – принят НДС к вычету;
Кредит 006
– 200 руб. – списаны использованные бланки.
О. Харламова, эксперт ПБ
Комментарии (0)
Оставить комментарий