Лизинговые операции — традиционно проблемный объект учета. Обычно организации заключают договоры лизинга так, что основные средства учитываются на балансе лизингодателя. Хотя пункт 1 статьи 31 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" разрешает учитывать имущество и лизингополучателю на своем балансе. Дело в том, что до сих пор лизингополучатель фактически не мог принять имущество на баланс, так как это было крайне невыгодно лизингодателю. К счастью, ситуация вскоре поменяется.
Долгожданная свобода выбора
С 1 января 2006 года Закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ разрешил лизингодателю учитывать затраты на приобретение имущества, которое передано на баланс лизингополучателя (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Ранее лизингодатель мог признавать расходы только после перехода права собственности на лизинговое имущество. Такую точку зрения контролеры озвучили, например, в письме Минфина России от 10 июня 2004 г. № 03-02-05/2/35. В нем проверяющие сообщили, что в доходы лизингодателя нужно включать лизинговые платежи по мере начисления. А списывать первоначальную стоимость лизингового имущества единовременно, по их мнению, было нельзя, ведь лизингодатель сохраняет право собственности на ценности в течение всего срока действия договора. Не получалось увеличить расходы и за счет амортизации — ее, согласно пункту 7 статьи 258 Налогового кодекса, должен был начислять лизингополучатель.
Теперь стоимость переданного лизингополучателю имущества лизингодатель сможет учитывать в расходах равномерно, пока действует лизинговый контракт. Ведь именно так пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса предписывает фирмам признавать расходы по договорам, которые длятся дольше одного отчетного периода (при методе начисления).
К сожалению, выгодное нововведение не распространяется на прошлые налоговые периоды. Поэтому лизингодатели не смогут пересчитать налоговую базу за ушедшие годы.
Пример 1
Лизингодатель — ЗАО "Альфа" — заключил с лизингополучателем — ООО "Бета" — договор лизинга автомобиля сроком на один год — с января по декабрь 2005 года. По условиям контракта машина учитывается на балансе лизингополучателя. Право собственности на предмет лизинга перейдет к ООО "Бета" в декабре 2005 года. ЗАО "Альфа" считает налог на прибыль по методу начисления.
После передачи автомобиля ООО "Бета" он перестал быть для ЗАО "Альфа" амортизируемым имуществом. Поэтому, согласно статье 268 Налогового кодекса, при расчете налога на прибыль его цену можно учесть только в момент реализации. Ею в свою очередь является переход права собственности на лизинговое имущество. Поэтому ЗАО "Альфа" сможет списать первоначальную стоимость автомобиля на расходы только в последнем месяце действия договора — декабре 2005 года.
В 2006 году ЗАО "Альфа" заключило аналогичный по условиям договор лизинга автомобиля с ООО "Гамма". В отличие от предыдущего года бухгалтер ЗАО "Альфа" может списывать первоначальную стоимость машины в налоговом учете равномерно в течение срока действия договора.
Разниц не будет
Еще один вопрос, с которым может столкнуться бухгалтер фирмы-лизингодателя, если спишет имущество со своего баланса, — применение ПБУ 18/02. Оно сильно усложняет учет. Конечно, фирмы, которые относятся к малым, могут его не использовать (п. 2 ПБУ 18/02). Однако далеко не все лизинговые компании являются малыми предприятиями. Но и фирмы, которые не удовлетворяют этим критериям, могут не усложнять учет временными разницами. Дело вот в чем. Различия появятся, только если бухгалтерский учет фирмы ведут в соответствии с приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга". Документ предписывает бухгалтеру включать первоначальную стоимость предмета лизинга в расходы единовременно. Поскольку траты в бухгалтерском учете будут больше, чем в налоговом, образуется вычитаемая временная разница.
Однако приказу № 15 можно не следовать и упростить таким образом учет. Ведь этот документ довольно "древний" и давно уже не отвечает современным реалиям. Например, в нем используется старый, не действующий ныне план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. № 56. Вместо приказа № 15 лучше руководствоваться положениями по бухгалтерскому учету, а именно — ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации". В этом случае "бухгалтерские" доходы и расходы можно списывать так же равномерно, как и в налоговом учете при методе начисления. Следовательно, разниц между ними не возникнет. Дело в том, что при передаче лизингового имущества на баланс лизингополучателя не будут выполняться условия, при которых лизингодатель должен признать доходы в учете по нормам ПБУ 9/99. Подпункт "г" пункта 12 этого положения для принятия доходов к учету требует, чтобы право собственности на имущество перешло от продавца к покупателю. Более того, там сказано, что доходы следует признавать, когда работы или услуги были приняты заказчиком. Первичным документом в данном случае может служить акт оказания лизинговых услуг, который лизингодатель периодически выставляет на каждый лизинговый платеж.
С расходами ситуация аналогичная. Пункт 19 ПБУ 10/99 также предписывает бухгалтеру в данном случае распределять их между отчетными периодами. То есть учитывать траты не единовременно, а равномерно.
Пример 2
ООО "Факел" — лизингодатель. Фирма не является малым предприятием, поэтому применяет ПБУ 18/02. В бухгалтерском учете доходы и расходы определяются в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.
В 2006 году "Факел" передал на баланс лизингополучателя — ЗАО "Искра" — станок. На его покупку "Факел" потратил 90 000 руб. График лизинговых платежей составлен на три года. "Искра" должна платить их равномерно по 3750 руб. в месяц, всего 135 000 руб.
Бухгалтер ООО "Факел" отражал операции по договору с ЗАО "Искра" так:
Дебет 97 Кредит 03
- 90 000 руб. — отнесены к расходам будущих периодов траты на покупку имущества;
Дебет 011
- 90 000 руб. — переданные ЗАО "Искра" ценности переведены за баланс;
Дебет 62 Кредит 76
- 135 000 руб. — отражена дебиторская задолженность по договору с ЗАО "Искра".
Ежемесячно в течение трех лет бухгалтер делал такие проводки:
Дебет 76 Кредит 90-1
- 3750 руб. (135 000 руб. : 36 мес.) — отражена выручка по договору с ЗАО "Искра";
Дебет 51 Кредит 62
- 3750 руб. — поступил лизинговый платеж от ЗАО "Искра";
Дебет 91-2 Кредит 97
- 2500 руб. (90 000 руб. : 36 мес.) — списаны траты на покупку предмета лизинга.
Справка
Как видим, разниц, согласно ПБУ 18/02, в учете не возникло.
Определение малого предприятия содержится в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства". Там упомянуты индивидуальные предприниматели, а также компании, которые должны соответствовать двум критериям. Первый — число сотрудников фирмы должно быть не больше 30-100 человек в зависимости от отрасли. Второй — компаниям, не относящимся к малому бизнесу, общественным организациям, фондам или государственным предприятиям, должно принадлежать не более 25 процентов ее уставного капитала.
Д. Попов, эксперт ПБ
Комментарии (0)
Оставить комментарий