В начале ноября был закончен прием заявок от регионов на создание особых экономических зон (ОЭЗ). Еще до подведения итогов своим видением ситуации с «Консультантом» поделился Юрий Жданов, глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.
– Юрий Николаевич, можно ли прокомментировать, для каких направлений деятельности наиболее часто предлагается создавать ОЭЗ в заявках?
– Комиссии рассматривают 70 заявок от 47 регионов. Количество заявок, поданных на создание промышленно-производственных зон, почти на треть превышает количество заявок на создание технико-внедренческих. Есть очень интересные предложения в области био- и нанотехнологий, по мирному использованию атома, по производству электроники, бытовой техники. Также предлагаются довольно перспективные IT-проекты. Есть несколько предложений по производству деталей для иномарок, собираемых в России. Все проекты предполагают, что товары будут изготавливаться в России полностью. На территории ОЭЗ запрещена добыча и переработка полезных ископаемых, не будет там также производителей алкоголя и табака.
– Одна из целей создания ОЭЗ – развитие депрессивных регионов. В то же время зоны нацелены на привлечение иностранных инвесторов. Не противоречат ли эти задачи друг другу? Правильно ли я понимаю, что ОЭЗ будут созданы, напротив, в наиболее привлекательных регионах?
– Особые экономические зоны – это в первую очередь инструмент привлечения иностранных инвестиций в Россию. Конечно, мы попытаемся поддержать проекты дотационных регионов. Но ОЭЗ – это не панацея для них, регионы должны учиться самостоятельно привлекать инвесторов. Сейчас инвестиционный климат в регионах таков, что по итогам первого полугодия 2005 года на 10 российских регионов приходится более 85 процентов иностранных инвестиций. Безусловно, инвестиционная привлекательность региона – это далеко не единственный принцип отбора проектов. Мы будем стараться отобрать наиболее интересные проекты. Важно, как будет определена и подготовлена территория для ОЭЗ. Согласитесь, бессмысленно создавать ОЭЗ в чистом поле без дорог, без коммуникаций и без инфраструктуры. Инвесторы не пойдут туда. Шансы региона возрастают, если в нем снижают местные налоги для предпринимателей и создают для них максимально благоприятные условия.
– В России уже был опыт создания экономических зон. Чем будут отличаться создаваемые сейчас ОЭЗ?
– В первую очередь изменился подход государства к этой проблеме. Раньше не было законодательства, которое детально прописывало бы всю процедуру создания и функционирования ОЭЗ. Не было единого управления и контроля за деятельностью резидентов этих зон, не было общего набора льгот и преференций. Поэтому оставалась масса лазеек, которыми могли воспользоваться недобросовестные предприниматели. Сейчас под всю деятельность особых экономических зон подведена серьезная законодательная база. Прописано все, начиная от вхождения в ОЭЗ резидентов и заканчивая четким определением причин, по которым может быть расторгнуто соглашение о ведении резидентами деятельности в особых экономических зонах. Теперь по закону компании обязаны размещать свои производства исключительно на территории ОЭЗ, которая ограждена забором и, как зона с таможенными преференциями, имеет особый пропускной режим.
– На территории ОЭЗ будет действовать особый таможенный режим, стимулирующий импорт. На Ваш взгляд, в этом есть необходимость?
– Безусловно. Не надо воспринимать введение особого таможенного режима как дверцу для ввоза ширпотреба. Его ввозить бессмысленно, ведь ОЭЗ – это зона таможенного контроля. Вынести за ее пределы товары без уплаты таможенных пошлин и НДС невозможно, так же как и передать их для использования нерезиденту ОЭЗ. В этих случаях взимаются и таможенные пошлины, и НДС, и акцизы. А вот для ввоза промышленного сырья, станков, оборудования на территорию ОЭЗ должны быть созданы, безусловно, особые, стимулирующие условия.
– В зонах могут создаваться предприятия, которые реально не станут привлекать инвестиций. Но в то же время будут пользоваться возможностями, предоставляемыми ОЭЗ. Каким образом РосОЭЗ будет отслеживать целевое использование льгот резидентами ОЭЗ?
– В зонах промышленно-производственного типа минимальный объем инвестиции, так называемый «входной билет» в зону, составляет 10 миллионов евро. Кроме того, при заключении соглашения с резидентами ОЭЗ прописываются объем и сроки капитальных вложений, вид деятельности резидента. В случае несоблюдения этих условий резидент может быть лишен своего статуса в судебном порядке. В этом случае он сможет продолжать свою деятельность на территории ОЭЗ только на общих основаниях, предварительно уплатив штраф. Таким образом, войти в зону и отказаться от дальнейшего инвестирования будет не только проблематично, но и не выгодно.
– Какие первоочередные задачи стоят сейчас перед Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами?
– Сейчас первоочередная задача агентства – организовать проведение конкурса на образование технико-внедренческих и промышленно-производственных зон. 2 ноября был закончен прием заявок. Интерес в регионах огромный, и заявок оказалось больше, чем мы рассчитывали. Экспертные комиссии проводят сейчас их рассмотрение и отбор. На мой взгляд, количество образованных ОЭЗ не должно быть большим, не больше десятка. Нужно сконцентрировать усилия, финансовые вливания, а не распылять их в погоне за количеством. Кроме того, это новое начинание, и мы не имеем права на ошибку. Неудача в самом начале может загубить важный и необходимый для страны проект. Поэтому отбор заявок будет очень жестким. Лучше мы ошибемся и не допустим кого-то. Это тоже печально, но это нанесет меньший вред, чем если мы выберем недостойный, провальный проект.
– Юрий Николаевич, какими Вы видите перспективы развития особых экономических зон?
– Мы не ставим перед собой задачу «поднять экономику» страны, но рассчитываем, что ОЭЗ позволит создать несколько «точек роста» самого современного производства. Мы надеемся создать конкурентоспособное высокотехнологичное производство, выпускать готовые продукты, которые будут пользоваться спросом на мировом рынке и в России. Также мы надеемся, что возможность работать в подобных зонах привлечет отечественных специалистов самой высокой квалификации и тем самым станет одним из барьеров, способных остановить «утечку мозгов» из страны.
– Мировая практика показывает, что далеко не все созданные ОЭЗ приносят ожидаемый эффект. На Ваш взгляд, какие показатели должны быть достигнуты, чтобы проект по созданию ОЭЗ в России можно было считать успешным? И через какое время будут подводиться итоги, хотя бы промежуточные?
– Безусловно, не все проекты успешны. Например, в Китае 20 процентов проектов не принесли ожидаемого эффекта. Зато выжившие стали настоящим прорывом для экономики. У нас нет права на ошибку, поэтому и отбор заявок проходит жестко. Не исключаю, что на решение экспертных комиссий могут обидеться представители регионов, но другого выхода нет. Что касается предварительных итогов, то, безусловно, должно пройти хотя бы несколько лет, чтобы система заработала. И показателем успешности проекта может быть прирост объема производимой высокотехнологичной продукции, в разы превышающий затраты бюджета на создание особых экономических зон.
Беседовала ведущий эксперт «Консультанта» Юлия Перебейнос
Комментарии (0)
Оставить комментарий