Теперь это одна из самых востребованных профессий. В любой серьезной российской организации предусмотрена такая должность. Два года назад она приобрела официальный статус и была внесена в «Квалификационный справочник руководителей, специалистов и других служащих». Но главное – портрет финансового директора, набор функций, которые он выполняет, также в последнее время существенно изменился и продолжает меняться. Обсудить роль финансового директора на сегодняшний день и в перспективе собрались участники Cаммита финансовых директоров – 2005, организованного Adam Smith conferences.
Сегодня...
Первоначально финансовым директором назывался «переименованный» главный бухгалтер. Он выполнял в основном бухгалтерские функции: вел учет, контактировал с налоговыми органами и т. п. За последние годы требования к финансовым директорам существенно увеличились, а его роль в организации возросла. Сегодня финансовый директор – это второе лицо компании после генерального директора. Он занимается стратегическим планированием, управляет информационными системами, контролирует затраты и составление отчетности. Также он участвует в налоговом планировании, в том числе оптимизирует налогообложение, и налаживает внутренний контроль в компании. Для того чтобы система финансового учета и контроля работала, финансовые директора занимаются вопросами персонала. Они определяют не только ключевых сотрудников, но и составляют план по их замещению. Чтобы, если кто-либо из них решит уволиться, это не было катастрофой для предприятия. Кроме того, финансовый директор выполняет публичную функцию, то есть выступает от имени компании, дает интервью и комментарии для СМИ.
Нужно отметить, что участники саммита уделили большое внимание такой функции финансового директора, как привлечение инвестиций, в том числе и при IPO. При этом Эдвард Нассим, директор департамента Центральной и Восточной Европы Международной финансовой корпорации (IFC), высказал следующее мнение. Общаясь с потенциальным инвестором, финансовый директор должен понимать, какие из аспектов деятельности компании в первую очередь волнуют его партнера. А это зависит от характера инвестора. Так, стратегическим инвесторам, которые берут контроль над компанией на долгосрочную перспективу, интересно, кем являются другие акционеры организации, какова их репутация, «с кем им сидеть в совете директоров». Прозрачность и корпоративное управление для них не так важны. Они считают, что, присутствуя в совете директоров, смогут повлиять на эти два показателя и увеличить стоимость компании. Кроме того, стратегические инвесторы оценивают потенциал отрасли, в которой работает компания. Для миноритарных же акционеров важно то, кем является их партнер, какова его репутация, а также корпоративное управление и прозрачность компании.
По мнению г-на Нассима, иностранные инвесторы видят в России потенциал и готовы вкладывать свои деньги. Однако не все так считают. Главной проблемой для российских компаний, с точки зрения Стивена Страхота, финансового директора компании Dirol Cadbary, является то, что «у большинства зарубежных инвесторов ограниченное знание о России. Они не понимают, что происходит в стране, и думают, что ситуация здесь хуже, чем на самом деле». Поэтому они опасаются вкладывать свои средства. Решение данной проблемы г-н Страхота видит одно: «коммуникация, коммуникация и еще раз коммуникация». Финансовые директора и другие топ-менеджеры не должны жалеть энергии и времени на то, чтобы общаться с иностранными бизнесменами, приглашать их в Россию и самим посещать различные деловые мероприятия.
Завтра...
Таковы сегодняшние проблемы и задачи финансовых директоров. Но изменятся ли они в будущем? По мнению участников саммита, – несомненно. Так, с точки зрения Николая Цехомского, старшего вице-президента ОАО «Внешторгбанк», произошла целая эволюция роли финансового директора. Если раньше финансовый директор по преимуществу занимался отчетностью, позже – риск-менеджментом, то сейчас он «постепенно превращается в стратега, важнейший элемент управленческой команды, основной задачей которого является увеличение стоимости компании». Похожего мнения придерживается и Дмитрий Анисимов, финансовый директор ОАО «Вимм-Билль-Данн». Он полагает, что уже в ближайшем будущем большинство функций, которые сегодня выполняет финансовый директор, будут переданы на аутсорсинг. За самим же финансовым директором останется только стратегическое планирование. «Именно стратегическое финансовое планирование будет основной функцией финансового директора. Взгляд вперед, объяснение того, что происходит, прогнозирование того, что необходимо, сравнение с опытом других компаний, для того чтобы двигаться вперед и быть лидером в своей отрасли». Кроме того, появится необходимость во внедренческой функции. Это вполне естественно, ведь, выступая в роли стратега, зная и выстраивая будущие шаги на пути развития компании, финансовый директор должен принять на себя ответственность за их реализацию.
Г-н Анисимов перечислил качества, которых потребует от финансового директора новая роль. В целом это качества настоящего лидера: системное мышление, мультифункциональность, решительность, уравновешенность, гибкость и т. п. При этом он обратил внимание коллег на такое важное качество, как доступность для подчиненных: «Политика открытых дверей – это принцип работы крупнейших корпораций мира».
Станет ли финансовый директор выполнять исключительно функцию стратега, как считает большинство участников саммита, покажет время. Тем не менее трудно отрицать, что сегодня финансовый директор играет ведущую роль в стратегическом планировании. Поэтому, как полагает Сергей Пивень, финансовый директор компании «Форд Россия», его уже сегодня нужно наделить ответственностью за стратегическое планирование. Во-первых, финансовый директор компетентен в вопросах планирования. Во-вторых, большинство стратегически значимых KPI связано с финансовыми показателями деятельности, которые так или иначе отслеживает и анализирует финансовая служба. В-третьих, финансовый директор руководит бюджетным планированием. «Как показывает моя практика, большинство проблем в реализации стратегии возникает тогда, когда нет увязки между бюджетным и стратегическим планированием». Соответственно, чтобы компания не столкнулась с ситуацией, когда параллельно существует два несовместимых плана – финансовый и стратегический, – именно финансового директора стоит наделить ответственностью за стратегическое планирование. «В связи с этим роль финансового директора мне видится несколько расширенной по сравнению с традиционным взглядом. Например, вице-президент по финансам и бизнес-планированию».
Наталья Ростова, эксперт «Консультанта»
Комментарии (0)
Оставить комментарий