Модель EVA: ориентация на стоимость

Модель EVA: ориентация на стоимость

29.12.2005   |   0Оставить комментарий
Внедрение стоимостной модели управления бизнесом становится все более популярным. В рамках этой концепции основной целью компании является максимизация ее стоимости. Считается, что именно этот критерий наиболее точно отражает эффективность бизнеса.

Одним из основных этапов построения стоимостной модели является определение ключевых факторов стоимости. Иначе говоря, взаимосвязанных показателей (как финансовых, так и нефинансовых), которые позволяют давать бизнесу стоимостную оценку и управлять эффективностью его развития.

Модель добавленной экономической стоимости EVA

В настоящее время в большинстве компаний существует значительное расхождение между балансовой и рыночной стоимостью активов. Увеличение данного разрыва отчасти объясняется тем, что возрастает роль нематериальных активов (интеллектуального капитала, репутации и т. д.). Помимо этого, возникает необходимость учета «теневых» активов (хорошие отношения с поставщиками и клиентами, возможность использования ресурсов влияния и проч.). Их также можно оценивать в качестве эквивалентов капитала (Equity Equivalents). Отсутствие методологии справедливой оценки нематериальных активов и их представления в финансовой отчетности является основной причиной ориентации компаний на современные модели управления корпоративными финансами. По оценкам большинства специалистов, EVA – наиболее универсальный стоимостной показатель эффективности бизнеса. Он может быть рассчитан не только для предприятий, акции которых котируются на рынке, но и для закрытых компаний. В российских условиях это достаточно актуально.

Показатель EVA определяется как разница между скорректированной величиной чистой прибыли и стоимостью использованного для ее получения инвестированного капитала компании (собственных и заемных средств):

EVA = NOPATadj – WACC x CEadj, где

NOPAT (Net Operating Profit After Taxes) – чистая операционная прибыль после уплаты налогов, скорректированная на величину изменений эквивалентов собственного капитала;

WACC (Weighted Average Cost of Capital) – средневзвешеная стоимость капитала;

CE (Capital Employed) – сумма инвестированного капитала с учетом эквивалентов собственного капитала. Этот показатель представляет собой сумму всех активов, относящихся к оперативному управлению объекта оценки, за вычетом краткосрочных операционных обязательств (коммерческих кредитов, задолженностей перед бюджетом и т. п.). При расчете показателя СЕ для подразделения важно не забыть активы, которые совместно используются несколькими бизнес-подразделениями (неделимые активы). Их нужно учесть в объеме, пропорциональном степени использования объектом оценки;

adj – Adjustments (U Equity Equi-valents) – поправка, учитывающая изменение эквивалентов собственного капитала.

Несмотря на кажущуюся простоту представленной расчетной модели, при определении показателя EVA возникают проблемы корректной оценки и учета эквивалентов собственного капитала (Equity Equivalents). Авторы оригинальной методики расчета EVA предлагают около 160 поправок, позволяющих более полно учитывать стоимость используемых нематериальных активов. В частности, такими поправками могут быть раздельный учет резервов по «плохим» долгам, учет отложенных налогов, учет риска вложений в ценные бумаги, инвестиционные риски, «социальный» имидж компании и проч. Это важно, поскольку в ряде случаев данные активы могут значительно повлиять на рыночную оценку бизнеса.

Показатель EVA может использоваться для инвестиционной оценки как компании в целом, так и ее отдельных аналитических объектов.

При расчете показателя EVA для структурного подразделения (или для конкретного проекта) необходимо не только определить используемые им доли активов, но и корректно рассчитать себестоимость производимого им продукта.

Обобщенная схема внедрения модели EVA

Внедрение модели EVA начинается с анализа и весовой оценки параметров стоимости (маржинальной прибыли, средневзвешенной стоимости капитала, инвестированного капитала, теневых активов). Именно они определяют значение EVA. При этом должны учитываться такие факторы, как: отраслевая специфика, фаза жизненного цикла, структура инвестированного капитала, степень капиталоемкости бизнеса, уровень технологической оснащенности и наличие развитой ресурсной базы, политика риск-менеджмента, наличие и степень влияния «теневых» компетенций и т. д.

Затем происходит ранжирование объектов управления (цена и качество продукции, объем скидок, степень загруженности используемых ресурсов, политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью, налоговая нагрузка и т. д.) по степени их влияния на расчетный показатель EVA. Для оценки степени влияния того или иного показателя используется весовой анализ – определяется, на сколько изменится значение EVA при изменении на 1 процент одного из параметров (при фиксированном значении всех остальных). Далее каждому объекту управления присваивают соответствующие весовые коэффициенты. Для одних направлений бизнеса более сильное влияние может оказывать увеличение темпов и объемов продаж, для других – более эффективное управление активами и снижение текущих издержек и т. д.

После этого необходимо определить степень влияния каждой из групп менеджеров (топ-менеджмента, операционного менеджмента, функционального менеджмента и проч.) на тот или иной показатель, участвующий в расчете значения EVA. Каждой группе также назначаются соответствующие весовые коэффициенты, как правило методом экспертной оценки.

Таким образом, мы получили две группы коэффициентов. В первую входят показатели влияния объектов управления на расчетное значение EVA. Во вторую – коэффициенты влияния той или иной группы менеджеров на данные показатели. Исходя из этого, можно рассчитать обобщенные весовые коэффициенты, которые будут отражать степень влияния каждого менеджера на EVA.

В заключение разрабатывается политика и механизмы мотивации персонала. Естественно, при этом основное внимание уделяется менеджерам, которые оказывают наибольшее влияние на факторы создания стоимости. Активизация их усилий, направленных на создание положительного тренда параметра EVA, в перспективе приведет к увеличению стоимости бизнеса.

Управление значением EVA

Основной стратегической задачей менеджмента является увеличение стоимости бизнеса. Поэтому задача эффективного управления EVA сводится к тому, чтобы обеспечить стабильное неотрицательное значение этого показателя. Его положительная динамика означает, что бизнес компании развивается более эффективно, чем рынок в целом. Следовательно, при росте EVA повышается инвестиционная привлекательность данной компании. И наоборот, если наблюдается устойчивая тенденция к снижению показателя EVA, то можно говорить об уменьшении стоимости фирмы и падении к ней интереса внешних инвесторов.

Максимизация прироста EVA при эффективном управлении активами сводится к выявлению факторов, позволяющих добиться:

  • роста операционной прибыли (NOPAT);
  • минимизации стоимости используемого капитала (при оптимальном соотношении собственных и заемных средств).

К факторам, увеличивающим значение NOPAT, можно отнести:

  • повышение темпов роста реализации;
  • увеличение оборачиваемости активов;
  • построение эффективного соотношения активов по группам ликвидности;
  • снижение суммарных издержек на производство и реализацию продукции.

Оптимизация структуры капитала и управление его стоимостью происходит по двум направлениям. Первое – привлечение более дешевых заемных средств (но с учетом оптимального соотношения собственного и заемного капиталов). Второе – перераспределение финансовых резервов между центрами инвестирования компании, исходя из максимизации прибыли, создаваемой этими центрами.

Еще одним важным аспектом при использовании модели EVA является решение задачи оптимизации соотношения прибыльности (Profitability), или спреда (Spread), и темпов роста бизнеса (Growth Rate). Спред рассчитывается по формуле:

Spread = ROCE – WACC, где

ROCE (Rate Of Return On Investors Capital) – рентабельность инвестированного капитала;

WACC – средневзвешенная стоимость капитала.

Исходя из анализа существующих статистических данных был получен усредненный результат (схема 1). Данная матрица позволяет классифицировать компании по степени их привлекательности для внешних инвесторов и рынка в целом исходя из оценок спреда и темпов роста. Наиболее привлекательными являются компании группы «A». Для них значение спреда превышает 2,5 процента, а темпы роста объемов реализации составляют более 25 процентов в год.

Компании, относящиеся к группам «B» и «C», имеют определенный потенциал (либо по увеличению темпов роста реализации, либо по увеличению прибыльности). Они также могут представлять интерес для внешних инвесторов (в первую очередь компании группы «C»).

Компании группы «D» имеют низкие показатели и соответственно низкую инвестиционную привлекательность.

Этапы реализации модели управления на основе EVA

Этап 1. Прежде всего необходимо выработать долгосрочную стратегию на основе оценок перспектив развития компании. Для этого следует проанализировать альтернативные стратегии и выбрать наиболее оптимальную из них. Естественно, выбранная стратегия развития ком-пании должна постоянно анализироваться на предмет ее соответствия текущей рыночной ситуации.

Этап 2. Менеджеры должны прийти к осознанию идеологии EVA. Достаточно часто они ориентируются на краткосрочные задачи, например на увеличение прибыли в текущем периоде. При этом они не отслеживают эффективность использования ресурсов, в которых заключен основной капитал владельцев фирмы.

Необходимо, чтобы менеджмент компании четко осознавал тот факт, что в операционной работе используется акционерный капитал, который имеет определенную стоимость. Ее величина не должна быть ниже среднерыночной доходности по данному сегменту рынка. Иначе говоря, нужно стремиться к тому, чтобы во всех циклах деловой активности рентабельность инвестированного капитала (ROCE) была бы не меньше затрат на его привлечение (WACC).

Этап 3. Разрабатывается расчетная методология и определяются целевые индикаторы (рентабельность инвестированного капитала ROCE, коэффициенты, отражающие структуру капитала компании, показатели ликвидности, величина оборотного капиталa и т. д.). На данном этапе необходимо сформировать расчетные модели основных параметров, участвующих в формировании EVA. В частности, необходимо определить:

  • методику расчета чистой прибыли с учетом всех корректирующих показателей (базы и коэффициентов распределения накладных и общекорпоративных расходов и т. д.);
  • методику расчета размера капитала с определением его оптимальной структуры;
  • минимальный уровень доходности по структурным подразделениям (проектам, продуктам, направлениям бизнеса);
  • систему планирования текущей деятельности и составление прогнозных бюджетов;
  • систему мотивации и оценки результатов работы персонала с целью их ориентации на повышение значения EVA для всей компании в целом.

Этап 4. На заключительной стадии методология данной модели управления внедряется в текущую операционную деятельность организации. Данный этап предполагает осознание менеджментом необходимости использования стоимостного подхода к управлению бизнесом. Одновременно с этим внедряются соответствующие управленческие технологии. Например, система сбалансированных показателей, АВС-анализ, построение бюджетных моделей на базе многомерных аналитических кубов и др.

Бонусы с отсроченной выплатой

Дмитрий Рыцев, управляющий проектами компании «АксионБКГ»:

«В России некоторые примеры полноценного внедрения концепции экономической добавленной стоимости уже появляются. В основном это предприятия, владельцами которых являются крупные мировые корпорации со значительными активами.

Сам показатель EVA является интегральным. Он учитывает как операционную эффективность, так и "капитальную" цену такой эффективности. При этом в большинстве случаев сотрудники при соответствующем обучении могут эффективно влиять на эти составляющие. А это значит, что при данном подходе можно задействовать и мотивационные механизмы. Правда, может возникнуть проблема временной задержки изменения EVA от управленческих воздействий. Однако она успешно решается при помощи бонусов с отсроченной выплатой. Например, когда некоторая часть бонуса, заработанного в определенном году, выплачивается в течение двух-трех последующих лет».

Дмитрий Янгель, руководитель департамента управления эффективностью бизнеса (Head of Knowledge & Performance Management), компания «TMA – DRAFT»

«Консультант» Источник материала
17931 просмотр Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.