09.07.2001
В планах областного Законодательного собрания - утверждение новой редакции Закона о едином налоге на вмененный доход.
Законопроект предполагает увеличить налог на площади, сдаваемые в субаренду, резко уменьшить число корректирующих коэффициентов, что увеличит налоговые поступления в полтора раза. Будут также уравнены требования к предприятиям общественного питания и розничной торговли.
Основная причина разработки нового закона - неэффективность действующего закона. Если, к примеру, в Красноярском крае соответствующий закон позволяет пополнять казну на 20%, то в Омской области - всего на 1%. Предполагается, что новая редакция закона о едином налоге на вмененный доход будет принята на осенней сессии и начнет действовать на территории области с 1.01.2002 г.
Как известно российские предприятия задолжали в бюджеты всех уровней более триллиона рублей. Почти 18 млрд. из этой суммы - долги предприятий Прикамья. По информации министерства по налогам и сборам, половину этой задолженности составляют пени и штрафы.
Теперь у предприятий появился еще один шанс погасить недоимку. Такая возможность будет предоставлена предприятиям, которые примут участие в кампании по реструктуризации долгов. Согласно постановлению правительства, срок подачи заявок продлен до декабря 2001 года. Условия прежние: рассрочка задолженности на шесть лет и регулярная выплата текущих налогов. Тем, кто платит по графику четыре года, прощаются все пени и штрафы.
Однако по сравнению с аналогичными кампаниями прошлых лет есть существенные нововведения: отмена необходимости согласования документов с федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству. По словам налоговиков, такое постановление принимается в последний раз, после этого будут приняты жестокие меры к тем, кто не пойдет на эту реструктуризацию вплоть до принудительного взыскания и банкротства. Санкции ждут и тех, кто, начав выплачивать долги, выбьется из графика. Среди прикамских предприятий подобные уже есть. Например, Камская судоходная компания, НПО Искра, Камтекс-химпрома.
06.07.2001
Закон "О внесении изменений и дополнений в закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" принят парламентом республики. Теперь численность работников субъектов малого предпринимательства, работающих по упрощенной системе налогообложения, сокращается с 30 до 15 человек. Изменения вступят в силу с 1 января 2002 года.
В налоговой системе Красноярского края произошли структурные и кадровые изменения. Об этом вчера шла речь на совещании в управлении МНС России по Красноярскому краю. В совещании принимали участие: заместитель министра МНС РФ Ф. Садыгов, руководитель межрегиональной инспекции МНС РФ по СФО В. Лобанов, заместитель губернатора края Людмила Селиванова, начальник финансового управления администрации Красноярского края А. Михалев, руководители инспекций по городам и районам края.
Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Красноярскому краю преобразовано в управление Министерства РФ по налогам и сборам по Красноярскому краю, Таймырскому и Эвенкийскому АО. С приказом о реорганизации познакомил заместитель министра МНС РФ Ф. Садыгов.
Руководителем управления Министерства РФ по налогам и сборам по Красноярскому краю, Таймырскому и Эвенкийскому АО назначен государственный советник налоговой службы третьего ранга Дмитрий Бураков.
Заместитель губернатора края Л.Селиванова поздравила нового руководителя с назначением и от имени администрации края пообещала поддержку и помощь.
Сегодня прошла пресс-конференция руководителя департамента налогообложения прибыли Министерства по налогам и сборам РФ Карена Оганяна. Она была посвящена изменениям налогового законодательства в связи с принятием Госдумой 25 главы «Налог на прибыль» II части Налогового кодекса.
Одним из направлений налоговой реформы является снижение уровня налогов, заявил г-н Оганян. В законопроекте главы 25 предусмотрено снижение ставки налога на прибыль с 35 до 24 процентов. Как считает МНС, принятие этой главы это значительный шаг в развитие налоговой реформы.
Законопроект прошел второе чтение в Госдуме. Завтра будет проходить третье чтение. Но, как заявил руководитель департамента, оно будет носить формальный характер, никаких существенных поправок внесено не будет.
В проекте закона уточняется понятие объекта налогообложения. Объектом является прибыль, уменьшенная на величину производственных расходов. Так же проектом предусмотрен перечень «открытых» доходов и расходов. Теперь организация может принимать к вычету любые расходы. Расходы должны быть обоснованы экономически и подтверждены документально. Существенным изменением является увеличение срока переноса убытков на будущее с 5 до 10 лет.
С принятием главы 25 отменяются все льготы по налогу на прибыль. В связи с этим, для малых предприятий предусмотрен переходный режим. Они будут продолжать пользоваться льготой, пока она не закончится. Вместе с тем правительство предусмотрело целевую адресную поддержку из бюджета. При этом предприятие должно будет обосновать цель получения денег у государства.
Депутаты Госдумы РФ в среду приняли во втором чтении законопроект, вносящий поправки в статью 150 второй части Налогового кодекса. Согласно этим поправкам с 1 января 2002 года от уплаты НДС освобождается ввозимый на территорию РФ хлопок-волокно. Ранее предлагалось ввести льготу с 1 января 2001 года, но чтобы сократить возможные потери федерального бюджета дату введения этой льготы перенесли на год.
Министр по налогам и сборам Геннадий Букаев распорядился создать три специализированных межрегиональные инспекции по работе с крупными налогоплательщиками. Межрегиональные инспекции будут осуществлять налоговый контроль за работой крупных предприятий, занимающихся разведкой, добычей, переработкой и реализацией нефти и газа, а также производством алкоголя и табака. С помощью этих нововведений в МНС России планируют усилить контроль за крупными налогоплательщиками, так как это было сделано в ряде западных стран. Уже в августе эти инспекции начнут процедуру постановки на учет крупнейших предприятий нефтегазового комплекса. Как отметил глава МНС России крупные налогоплательщики «должны быть окружены постоянным вниманием и заботой налоговиков».
В четверг Госдума РФ приняла в первом чтении новый Трудовой кодекс. Из семи представленных был принят согласованный вариант документа, для работы над которым создавалась рабочая группа из представителей профсоюзов, депутатов и членов правительства.
В принятой редакции установлено, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума. За задержку ее выплаты предусмотрены штрафные санкции в пользу работников, а на пятнадцатый день сотрудник может приостановить работу вплоть до погашения ему задолженности по зарплате. Таким образом, работодателю станет экономически невыгодно задерживать оплату труда своим сотрудникам. Утвержден минимальный отпуск в размере 28 календарных дней, который можно будет получить через 6 месяцев после принятия на работу, а не через 11, как сейчас. Рабочая неделя ограничена 40 часами. Сверхурочно можно будет работать не более 120 часов в год, то есть не более 2,3 часа в неделю, и эта работа должна будет оплачиваться дополнительно. Работать по совместительству будет возможно только по другой специальности, составив отдельный трудовой договор. Также в принятой редакции дан перечень оснований для заключения срочного трудового договора. Однако авторы признали, что ко второму чтению перечень нуждается в уточнении. В соответствии с новым Трудовым кодексом работодатель не сможет уволить работника, который находится на больничном более 4 месяцев. Увольнение по причине недостаточной квалификации сотрудника будет возможно лишь на основании заключения специально созданной аттестационной комиссии.
Госдума России приняла во втором чтении проект федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Налоговые, таможенные и валютные преступления исключены из сферы действия законопроекта. Ответственность за эти правонарушения по-прежнему будет регулироваться налоговым, уголовным и административным законодательством. Правительство РФ и депутаты согласовали перечень операций, которые будут подлежать обязательному контролю со стороны уполномоченного ведомства, определяемого президентом РФ. Сведения об этих операциях будут передаваться в контролирующее ведомство кредитными организациями. Игорные заведения освобождены от предоставления подобной информации, как это было предусмотрено вариантом законопроекта, принятого в первом чтении. Контролироваться будут сделки на сумму равную или превышающую 600 тыс. руб. Ко второму чтению из этого списка исключены сделки с недвижимостью. Так как контроль за ними осуществляется первой частью Налогового кодекса РФ.
Ведомство, контролирующее все подозрительные сделки, не будет силовым и не наделяется правом вести следствие. По сравнению с предыдущим вариантом законопроекта это ведомство лишается права собирать информацию о физических и юридических лицах, совершающих подозрительные сделки. Контроль будет осуществляться только за теми операциями, которые произойдут после вступления в силу закона – после 1 января 2002 года.
Как сообщил первый заместитель председателя Правительства республики Александр Алчубаев, поддержку республиканского бюджета получили программа "Ануйский сыр", предусматривающая восстановление местного сырозавода, и проект строительства гостиницы "Лада" в Усть-Коксинском районе, где активно развивается туризм. Также из республиканского бюджета будут профинансированы восстановление лесозаготовки и лесопереработки в Чойском районе, строительство наплавной электростанции в Турочакском районе и создание мебельной фабрики в с. Манжерок.
На погашение части процентной ставки по банковским кредитам предприятиям АПК республики направлено около 10 млн. руб.
Средства на эти цели будут выделены из республиканского внебюджетного фонда, который формируется за счет отчислений фонда эколого-экономического региона "Алтай". По словам А.Алчубаева, если ранее из фонда на финансирование социальных программ направлялось 80 процентов средств и 20 процентов – на экономические проекты, то отныне данный порядок изменен прямо пропорционально.
05.07.2001
Государственный таможенный комитет (ГТК) предложил не взимать НДС при ввозе компьютеров. Кроме того, он уже направил в правительство предложение снизить ставку таможенной пошлины на ввоз компьютеров с 20 до 10 процентов от стоимости товара.
По мнению представителей ГТК, тот факт, что суммарный платеж за ввоз компьютеров на сегодняшний день составляет 40 процентов от их стоимости, заставляет импортеров использовать «серые» схемы. Предполагается, что предложенные ГТК меры позволят значительно сократить количество вычислительной техники, поступающей в страну незаконным образом.
МНС России выпустило письмо от 21.05.2001 № СА-6-07/408, в котором разъяснило порядок взыскания налоговыми органами сумм просроченной задолженности по уплате страховых взносов и пеней в ПФ России. Этот документ предназначен для организаций, которые заключили до 2001 года соглашения с ПФ России о рассрочке погашения задолженности по взносам и пеням, образовавшейся до 1 января 2001 года.
Напомним, что с 1 января ПФ России не имеет право взыскивать задолженность по взносам, а также налагать ответственность за нарушения порядка уплаты страховых взносов. С этого года все функции по налоговому контролю перешли к МНС России.
Согласно письму МНС России рассрочки по уплате взносов, которые предоставляли государственные внебюджетные фонды до вступления в силу второй части НК РФ, применяются в соответствии с первоначальными условиями. Таким образом, уплата просроченной задолженности производится согласно графикам и срокам, указанным в решениях, которые ПФ России принимал до 1 января 2001 года.
В соответствии с письмом, если плательщик нарушает условия соглашения о предоставлении рассрочки, то налоговый орган не вправе отменить это соглашение. Он должен направить представление о выявленных нарушениях в государственный внебюджетный фонд, который обязан принять решение об отмене соглашения. Для принятия такого решения предоставляется срок – 5 дней со дня получения представления налогового органа. Со дня принятия фондом решения об отмене соглашения о предоставлении отсрочки налоговый орган взыскивает просроченную задолженность. Одновременно начисляются пени на непогашенные суммы просроченных платежей.
Если же налогоплательщик выполняет все условия соглашения, то у налоговых органов нет оснований для принудительного взыскания сумм просроченной задолженности.
Отметим, что действие отсрочки прекращается по истечении срока, указанного в соответствующем решении. Налогоплательщик может погасить просроченную задолженность и пени перед ПФ России до окончания установленного срока.
МНС России выпустило приказ от 01.06.2001 № ВГ-3-10/175, которым утвердило порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам. Форма решения приведена в приложении к Порядку. Напомним, что механизм признания задолженности по федеральным налогам безнадежной регламентирован постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 № 100.
В соответствии с утвержденным Порядком, орган, принимающий решение о списании задолженности определяется в зависимости от ее величины. Так, если размер задолженности менее 20 000 000 рублей, то решение о признании ее безнадежной принимают территориальные органы МНС России. Если размер задолженности равен 20 000 000 рублей или больше этой суммы, то решение принимает МНС по согласованию с Минфином России. Форма решения приведена в приложении к Порядку.
В Порядке предусмотрены две процедуры списания долга. Первая применяется, когда юридическое лицо признается банкротом в соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Вторая – при ликвидации юридического лица по решению его учредителей или суда. В соответствии со статьей 61 ГК РФ по решению учредителей юридическое лицо может быть ликвидировано, когда:
– истек срок, на который оно создано;
– достигнута цель, ради которой оно создано;
– оно создано с грубыми нарушениями правовых актов, и суд признал недействительным его регистрацию.
По решению суда предприятие может быть ликвидировано за то, что оно ведет деятельность, запрещенную законом, без лицензии или с грубыми нарушениями правовых актов и т. д.
Таким образом, если организация ликвидирована в порядке банкротства, решение о признании задолженности безнадежной принимается на основании:
– заверенной копии решения арбитражного суда о признании организации банкротом;
– заверенной копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства;
– справки налогового органа по месту нахождения организации о сумме ее задолженности.
Если организация ликвидируется на основании статьи 61 ГК РФ, должны быть выполнены следующие требования. Задолженность не может превышать 500 МРОТ (100 000 рублей). Кроме того, в налоговый орган должно поступить сообщение о том, что принято решение ликвидировать организацию, или заявление о снятии ее с учета. Получив его, налоговая инспекция обязана провести выездную налоговую проверку и принять меры для взыскания задолженности. Она снимает должника с учета на основании акта налоговой проверки и документов, подтверждающих, что задолженность взыскать невозможно.
В течение трех дней налоговая инспекция должна уведомить орган, регистрирующий юридических лиц, о снятии организации с учета. Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается на основании:
– документа регистрирующего органа, подтверждающего факт ликвидации юридического лица;
– справки налогового органа о сумме задолженности.
Задолженность индивидуальных предпринимателей списывается только в случае их банкротства на основании:
– заверенной копии решения арбитражного суда о признании предпринимателя банкротом;
– заверенной копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства;
– справки налогового органа по месту жительства физического лица о сумме задолженности, подлежащей списанию.
ГТК России выпустил письмо от 27.06.2001 № 01-06/25247, в котором разъяснил некоторые вопросы, связанные с освобождением от таможенных сборов российских товаров, которые экспортируются в государства – участники Таможенного союза и импортируются из этих государств в Россию.
В частности, ГТК напоминает, что в соответствии с Приказом ГТК России от 06.02.2001 № 124 таможенные сборы за таможенное оформление товаров, ввозимых в Белоруссию из России и наоборот, не взимаются. Что касается таможенных сборов за товары, экспортируемые в Киргизию, Казахстан и Таджикистан, а также импортируемые из этих стран в Россию, то они взимаются в порядке, установленном нормативными актами ГТК России.
При таможенном оформлении товаров, которые перемещаются транзитом через территорию России в республики Беларусь, Казахстан, Киргизстан и Таджикистан и наоборот, таможенные сборы не взимаются.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении проект главы 27 второй части Налогового кодекса «Налог на добычу полезных ископаемых». Подробно об этом законопроекте мы писали 7 июня 2001 года.
Конституционный суд начал проверку конституционности статьи 21 пункта 7 закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ».
Причиной проверки стал запрос Верховного Арбитражного суда (ВАС) РФ. Согласно пункту 7 статьи 21, победители коммерческого конкурса по приватизации должны инвестировать средства в приватизируемые объекты, а также соблюдать сроки и объемы договора. Иначе собственник лишается средств, уплаченных за объект приватизации. Хотя пока очень мало прецедентов, связанных с возвращением приватизируемых предприятий в государственную собственность, ВАС РФ считает проверку необходимой.
Как сообщил присутствующий на заседании заместитель председателя комитета по собственности Госдумы Евгений Ищенко, введение этого закона в 1997 году позволило резко сократить число нарушений, которые совершались в период с 1992 по 1997 год. Тогда действовал Указ президента, регулирующий приватизацию, и подобной нормы в нем не было. По словам г-на Ищенко, если раньше в приватизированные предприятия не вкладывались инвестиции, и государство теряло огромные суммы, то после вступления в силу действующего закона такие проблемы практически исчезли.
В Московскую Городскую Думу внесен законопроект, в котором предложены новые ставки налога на имущество физических лиц. Они будут дифференцироваться в зависимости от стоимости помещений и строений. В настоящее время действует единая ставка 0,1 процента от инвентаризационной стоимости объекта. По этой ставке планируется облагать налогом помещения, стоимость которых меньше 300 тысяч рублей. Ставку на помещения стоимостью 300-500 тысяч рублей хотят поднять до 0,2 процента. А жилые помещения стоимостью свыше 500 тысяч рублей будут облагаться налогом по ставке 0,3 процента, а нежилые – 0,5 процента.
Расширен перечень налогооблагаемого имущества граждан. В него добавлены водно-воздушные транспортные средства, находящиеся в частной собственности. Для них в законопроекте предложены следующие ставки налога: на вертолеты, самолеты и теплоходы - 10 МРОТ с каждой лошадиной силы, на яхты и катера – 5 МРОТ, на парусные суда – 30 МРОТ в год с каждого пассажирского места.
Закон планируется ввести в действие с 2002 года.
Правительство России утвердило новый состав Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Комиссию возглавил министр финансов Алексей Кудрин. В нее вошли представители Минфина, Минэкономразвития, МНС, Минюста России и других ведомств.
Межведомственная комиссия создана в 1997 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 № 910. Основное направление ее деятельности – совершенствование бухгалтерского учета и финансовой отчетности, приведение их в соответствие с международными стандартами.
Правительство республики Татарстан утвердило новую упрощенную процедуру оформления прав граждан на недвижимость. В соответствии с новым порядком, регистрацию можно осуществить в едином центре, где будут распложены все организации, участвующие в оформлении документов. Какая именно это будет инстанция, пока еще не решили. Напомним, что сейчас, чтобы оформить все необходимые документы, гражданин должен обойти четыре различных организации. Кроме того, новая процедура позволит сократить сроки оформления документов с шести месяцев до двух недель.
Планируется, что такие же системы появятся в других регионах России. Так, например, на этой неделе в Смоленске началось обсуждение вопроса о введении упрощенной системы регистрации сделок с недвижимостью.
Вчера группа депутатов внесла в Госдуму РФ законопроект о снижении нормы обязательной продажи валютной выручки экспортеров с 75 до 50 процентов. Об этом нам сообщили в пресс-центре нижней палаты парламента.
Минэкономразвития России уже подготовило поправку к Закону «О валютном регулировании и валютном контроле». Об этом сообщил замминистра экономического развития и торговли М. Медведков. Внести поправки в валютное законодательство распорядился Президент РФ. Отметим, что Правительство РФ получило задание подготовить законопроект о снижении объема обязательной продажи валюты до конца июня. Однако кабинет министров не успел выполнить поручение президента в срок. Теперь поправки должно подготовить еще Минэкономразвития России. Законопроект находится уже на стадии согласования с российскими компаниями. Таким образом, в нижней палате парламента будет два альтернативных проекта о снижении нормы обязательной продажи валютной выручки до 50 процентов.
По мнению депутатов – авторов законопроекта со временем нужно полностью отменить обязательную продажу валюты, так как это не повлечет за собой отмены валютного и налогового контроля. Банк России может пополнять свои резервы за счет покупки валюты на внебиржевом рынке. Кроме того, в депутатском законопроекте предложено отменить все льготы и выровнять условия для всех экспортеров. Однако отмена льгот не затронет экспортеров-льготников, так как они и сейчас продают только 50 процентов от валютной выручки.