Новости

10.05.2007
07:33
Не исключено, что в скором времени покупка зданий, строений и нежилых помещений в кредит станет более доступна малому бизнесу. По крайней мере, предпринимателям не понадобится иных объектов недвижимости для обеспечения залога. Соответствующие поправки в Федеральный закон «Об ипотеке» Комитет Госдумы по собственности на днях рекомендовал парламентариям принять к рассмотрению. Дело в том, что сейчас в случае приобретения жилых помещений и земельных участков залог возникает одновременно с регистрацией прав собственности. Оформлять же аналогичным образом закладную на коммерческий объект до заключения сделки купли-продажи законодательство не разрешает. В результате офис или магазин полагается сначала купить, а потом заложить и получить кредит под его же приобретение. Между тем, указывают авторы законопроекта, правовой статус жилой и нежилой недвижимости идентичен, и нет особых препятствий к тому, чтобы распространить механизм жилищной ипотеки и на коммерческие объекты. Это позволит банкам существенно снизить риски при кредитовании бизнеса под залог приобретаемого имущества и повысит доступность коммерческой ипотеки для малых фирм.
07:31
Окончательная точка в споре нескольких ведомств о том, в каком случае вознаграждения советам директоров облагаются ЕСН, еще не поставлена. Причем один из огней, между которыми оказались фирмы, с недавних пор разгорелся несколько ярче. Руководство ФНС разослало по своим региональным подразделениям «инструкцию» Минфина, разделяющую такие вознаграждения на «договорные» и «прочие» (письмо ФНС от 11 апреля 2007 г. № ГВ-6-05/305). Так, финансисты еще в январе текущего года сообщили, что объектом обложения ЕСН являются исключительно выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам, а вознаграждения, выплачиваемые, скажем, по решению общего собрания акционеров, этим налогом не облагаются (письмо Минфина от 26 января 2007 г. № 03-04-07-02/2). Примечательно, что в Высшем Арбитражном Суде с этим мнением явно не согласны. В постановлении Президиума ВАС от 26 июля 2005 г. № 1456/05 четко сказано, что указанные выплаты необходимо включать в базу по соцналогу независимо от того, как те производились – на основании трудовых и гражданско-правовых договоров или при отсутствии таковых. Представители ФНС до поры до времени «тактично отмалчивались», однако, как видим, соблюсти полный нейтралитет им не удалось.
07:28
Затраты организации на услуги, связанные с предоставлением ей персонала по договору аутсорсинга, уменьшают базу по налогу на прибыль. Мнение специалистов Минфина, изложенное в письме от 5 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/222, сводится к тому, что если в штате компании отсутствуют необходимые специалисты, то расходы на услуги по предоставлению такого персонала можно включить в состав прочих трат, связанных с производством и реализацией. Естественно, не стоит забывать, что в любом случае расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные вложения, понесенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК).
08.05.2007
17:56
Выплата за счет чистой прибыли прошлых лет не может уменьшить налогооблагаемую прибыль текущего года. Президиум Высшего арбитражного суда РФ принял постановление, которым весьма оригинальным образом скорректировал положения собственного Информационного письма о взыскании единого социального налога. По мнению судей, выплата работникам, произведенная за счет нераспределенной прошлогодней прибыли, с которой уплачен соответствующий налог, не должна облагаться единым соцналогом. Дело фирмы "Тверьэнергогаз" продемонстрировало возможность достаточно вольной трактовки действующего законодательства о начислении ЕСН. Судам разных инстанций одна и та же ситуация дала повод принять противоположные решения. Сама по себе ситуация тривиальна: фирма выплатила работникам премию за год. Налоговая инспекция логично посчитала, что в силу действующих норм Налогового кодекса РФ подобная выплата облагается налогом. Но фирма заявила, что премия выплачена из оставшейся нераспределенной после налогообложения прибыли прошлых лет, а потому ЕСН начисляться не должен. Суды первых двух инстанций поддержали налогоплательщика. Суд третьей инстанции — Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа — признал правоту налогового органа. Руководствовался ФАС СЗО в том числе и ранее высказанным мнением президиума Высшего арбитражного суда. Информационное письмо о взыскании единого социального налога упоминает о ситуации, когда налогоплательщик не включил спорную сумму в затраты (что обязывает его начислить ЕСН, но позволяет уменьшить налог на прибыль), а произвел выплату за счет чистой прибыли, не заплатив ЕСН. Тогда президиум ВАС РФ сказал, что законодательство не дает возможности самому налогоплательщику выбирать налог: если выплата отнесена Налоговым кодексом к уменьшающим прибыль, то и надо уменьшать прибыль и платить ЕСН. Собственно, существующие сейчас ставки налога делают начисление ЕСН более выгодным в сравнении с уплатой налога на прибыль. Несколько лет назад еще был соблазн "маневрировать" выплатами, несколько экономя на едином соцналоге. Но снижение ставки ЕСН сделало такое маневрирование неактуальным. Более того, платить ЕСН оказывается выгоднее, чем налог на прибыль! Просто с точки зрения конкретной организации в каких-то случаях лучше не уменьшать прибыль на величину выплат, а заплатить налог на прибыль, чтобы уже потом спокойно тратить оставшиеся деньги, не думая о налогах. Подобные воззрения особенно распространены в случаях, когда трудно уверенно сказать, относится ли конкретная выплата к затратам. Казалось бы, заплати налог на прибыль и спи спокойно. Ан нет. Если выплата должна быть отнесена к затратам, то место ей именно в затратах, так решил ВАС РФ в прошлом году. Сложности, возникающие у налогоплательщика с идентификацией такой выплаты, остались вне рассмотрения судей. ФАС СЗО действовал четко в русле предложенной логики... И оказался неправ. Судьи ВАС РФ, которым в итоге пришлось принимать окончательное решение по рассматриваемому вопросу, сказали, что как раз в данном случае единый соцналог начислять на уплаченную работникам премию не следует: выплата за счет чистой прибыли прошлых лет не может рассматриваться в качестве уменьшающей налогооблагаемую прибыль текущего года. А значит, ЕСН на такую выплату начисляться не должен. Получается, сам президиум ВАС РФ объяснил налогоплательщикам, как следует обходить его собственные аргументы, ранее сформулированные в информационном письме: если принимается решение о выплате некоего вознаграждения в текущем году, то ЕСН платить надо, если это вознаграждение можно подвести под категорию относящихся на затраты. Но если подождать несколько месяцев — до истечения года — и выплатить то самое вознаграждение "от нераспределенной" чистой прибыли прошлого года, то ЕСН уплачивать уже не нужно. Единственное, что оказалось за рамками рассмотрения данного дела, — правомерность выплаты, осуществленной за счет чистой прибыли прошлых лет. В случае с "Тверьэнергогазом" выплата работникам премии обосновывалась условиями коллективного договора. Но распределение чистой прибыли — прерогатива участников юридического лица. И никакого отношения к коллективному договору распределение участниками своего собственного дохода, в качестве которого и выступает чистая прибыль, не имеет. Похоже, президиум Высшего арбитражного суда РФ поверил на слово "хорошим людям": в ходе судебных заседаний нижестоящих инстанций вопрос о том, решали ли участники судьбу чистой прибыли, не исследовался. Получается, что и ВАС РФ такая "мелочь" не заинтересовала. Что же касается организаций, решивших воспользоваться новым подходом ВАС РФ к обложению выплат единым соцналогом, то им не следует полагаться на удачное стечение обстоятельств, а нужно позаботиться о наличии соответствующего решения участников. В решении должно быть сказано о направлении на выплату вознаграждений части чистой прибыли прошлого года. И ЕСН тогда можно не платить.
17:55
Председатель ВАС Антон Иванов планирует разгрузить нижестоящие арбитражные суды, переложив их работу на Высший арбитражный суд. Если законопроект "О процессуальном запросе", о подготовке которого сообщил Иванов, станет законом, работы у судей Высшего арбитражного суда прибавится. Главной целью нововведения должно стать единообразие судебной практики: судья арбитражного суда, обнаружив противоречие в подлежащем применению законе, обращается в ВАС за разъяснениями, а судьи ВАС РФ излагают правовую позицию по данной ситуации. На эту правовую позицию ориентируются все нижестоящие суды, и таким образом достигается единообразие. Вопросы появляются при экстраполировании "бумажной" идеи на российское бездорожье. Во-первых, полномочиями решать, какая норма должна применяться, а какая — нет, обладает исключительно законодатель. И при выявлении противоречий в законах судьям ВАС РФ следовало бы обращаться к законодателю с предложением решить проблему тем или иным образом, а не находить нормы самостоятельно. Во-вторых, нет ни малейшей гарантии, что суд первой инстанции сформулирует запрос адекватно ситуации в рассматриваемом деле. Если на такой некорректный запрос ВАС РФ даст ответ (исходя исключительно из того положения вещей, которое изложено в запросе), то это будет правовая позиция, применимая в каком-то ином деле. Использование судом первой инстанции ответа с "чужой" правовой позицией никоим образом не решит проблему единообразного применения законов. Скорее, наоборот. Разные подходы судов — самое наглядное пренебрежение единообразием практики. И если ВАС РФ всерьез озабочен именно единообразием, то законопроект "О процессуальном запросе" представляется идеей неактуальной. Гораздо важнее решить проблему с разноголосицей на местах, когда по одному вопросу существуют кардинально различные точки зрения, заставляющие задаться мыслью: в рамках одного ли законодательства эти судебные акты принимаются? Например, очень своеобразно решается судами спор о пенсионном обеспечении индивидуальных предпринимателей. Пока Минфин планирует переложить "тяжесть налогового бремени" с организаций на физических лиц, сами физические лица ищут способы переложить эту "тяжесть" на государство. Вариант выбран оригинальный: уменьшить подлежащую перечислению государству сумму, соответственно увеличив взносы на будущую пенсию. В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения и выбравший в качестве объекта доходы, может уменьшить сумму исчисленного налога — до 50 процентов — на "сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных... в соответствии с законодательством Российской Федерации". С другой стороны, Закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" предусматривает, что индивидуальный предприниматель уплачивает обязательные взносы в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа на сегодняшний день составляет 1800 рублей в год. Разумеется, логично было бы исходить из того, что именно эти 1800 рублей может предприниматель за год вычесть из подлежащей уплате в бюджет суммы. Но есть в законе интересное "вкрапление". Оно касается "добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию". Что такое "добровольное по обязательному" — отдельная тема для разговора о принимаемых депутатами законах. А вот последствия такого "вкрапления" любопытны. Казалось бы, закон лишь предоставляет предпринимателю возможность обеспечить себе размер пенсии выше минимально установленного. Норма о "добровольном вступлении в правоотношения" не регламентирует сумму взносов, уплачиваемых в соответствии с законодательством, а потому и не должна применяться в целях расчета налога. Такой позиции придерживается и ФАС Северо-Западного округа (постановление от 30 марта 2005 г. N А05-14835/04-10). Рассмотрев спор о сумме подлежащего уплате налога, суд обязал предпринимателя доплатить в бюджет ту часть, которую предприниматель "сэкономил", заплатив ее пенсионному фонду в качестве "добровольной добавки" к фиксированному платежу. Только ФАС СЗО в данном случае оказывается в меньшинстве. Иные окружные суды видят ситуацию по-другому. ФАС Московского округа (постановление от 17 января 2005 г. N КА-А40/12745-04), ФАС Уральского округа (постановление от 28 сентября 2006 г. N Ф09-8579/06-С1), ФАС Поволжского округа (постановление от 2 ноября 2006 г. N А72-4316/2006-13/246) в аналогичных спорах встали на сторону предпринимателей. Судьи решили, что простое указание в законе на возможность "добровольного вступления" позволяет предпринимателю уменьшать подлежащую уплате в бюджет сумму не только на 1800 рублей, но на любую перечисленную в Пенсионный фонд сумму при условии, что в бюджет попадет не менее 50 процентов причитающегося. Следовательно, если предприниматель исчисляет за год налог в размере 100 тысяч рублей, то он может перечислить себе на пенсию 1800 рублей, а оставшуюся сумму надо будет отдать в бюджет, а может отдать бюджету всего 50 тысяч рублей, а остальные 50 тысяч перечислить на свою будущую пенсию! Почувствуйте разницу! Единственным условием, дающим возможность "сэкономить" на налогах, оказывается проживание в регионе "правильного" окружного суда. Если бы ВАС РФ не думал, что разные взгляды окружных судов на одну и ту же норму закона не представляют проблемы, то, вероятно, сам факт принятия судами разных решений становился бы предметом немедленного рассмотрения вопроса в президиуме ВАС РФ. Если же Высший арбитражный суд согласен с тем, что различные подходы губят единообразие, но, в силу перегруженности суда, он не в состоянии постоянно "корректировать" практику, то еще один закон ничего не изменит. А пока ВАС РФ сосредоточился на законопроекте, сулящем невиданное единообразие, предприниматели не могут понять, не в разных ли странах они живут.
17:54
По оценкам Международного энергетического агентства и ОПЕК, малый и средний бизнес в нефтяной промышленности быстрее "сближает" ее с научно-техническими новшествами, что позволяет этой отрасли своевременно реагировать на тенденции сбытовой конъюнктуры и эффективнее осваивать месторождения. Если в США доля малых и средних предприятий ныне превышает 40 процентов нефтедобычи, то в России этот показатель немногим больше 10 процентов. По оценкам экспертов Минпромэнерго и МПР России, минимум треть российских нефтеместорождений может быть эффективно освоена только малыми, средними предприятиями или СП с иностранным участием. Пожалуй, только в России и "нефтяных" монархиях Аравии нефтяной бизнес представлен крупными вертикально-интегрированными компаниями: доля малых и средних предприятий в нефтедобыче, например в РФ, ныне 10 — 12 процентов. Тогда как, например, в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии малые и средние предприятия обеспечивают, и уже которое десятилетие, 40 — 45 процентов всей добычи нефти. В этих странах на государственном и местном уровнях создаются всевозможные льготы для малого и среднего бизнеса в нефтеиндустрии, в том числе стимулирующие внедрение технологий глубокой добычи сырья, причем экологически наименее ущербных. Чем полнее освоено месторождение и чем меньший при этом ущерб природе, тем разнообразнее преференции для добывающих предприятий. Такой опыт, как считают в российских "ресурсных" ведомствах, пора востребовать. В России пока преобладают крупные корпорации, которым по многим взаимосвязанным причинам затруднительно глубоко осваивать большинство месторождений, проводить тщательную и соответственно длительную геологоразведку. Между тем ресурсы нефти в недоосвоенных месторождениях России, по экспертным оценкам, почти в полтора раза больше нынешнего среднегодового экспорта нефти из РФ, достигающего 160 миллионов тонн. А ресурсы этого сырья в месторождениях, которые крупными российскими компаниями не осваиваются, ибо считаются малорентабельными для быстрого наращивания добычи, ныне оцениваются почти в 400 миллионов тонн. Плюс к тому такие ресурсы постепенно увеличиваются. Большинство же запасов нефти по упомянутым двум категориям месторождений расположено вблизи российских морских портов — на Дальнем Востоке, в Причерноморье и Европейском Севере РФ, что, по очевидным причинам, выгодно зарубежным инвесторам. По мнению российского аналитика нефтяной промышленности профессора Александра Шаповалова, "будущее российской, да и общемировой нефтяной отрасли — за малыми и средними предприятиями, но при условии, что государство, как, например, в Северной Америке, не допустит вытеснения "малышей" крупными компаниями. Малым нефтяным фирмам не нужно конкурировать с крупными — задачи у них разные. Так, крупной компании экономически невыгодно разрабатывать труднодоступное месторождение, которое вдобавок малоресурсное. Главное же преимущество компаний-"малышей" — возможность использовать менее затратные и более эффективные технологии". По нынешнему российскому законодательству любые российские нефтяные компании могут экспортировать треть добываемой ими нефти. Но, как полагают А. Шаповалов и другие эксперты, крупные компании зачастую экспортируют до 50 процентов и более добываемой ими нефти. Поэтому вполне естественно требование малых предприятий предоставления им права экспорта хотя бы 50 процентов от ими же добытого нефтесырья.
17:51
МВД России пытается ввести ограничения для наружной рекламы. В письме, разосланном министерством в конце апреля, указывается, что ГОСТ по наружной рекламе, которому не соответствует 90% рекламных щитов в стране, обязателен к применению. Автор письма, начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения Виктор Кирьянов, ссылается при этом на решение арбитражного суда Москвы от 23 ноября 2006 года. Напомним, ГОСТ Р52044-2003, вводящий жесткие требования к размещению наружной рекламы вдоль автодорог, вступил в силу в июле 2003 года. В случае его исполнения под сокращение попадало около 90% конструкций. Однако в сентябре 2005 года начала действовать смягченная редакция документа. Вскоре глава ГИБДД Виктор Кирьянов разослал письмо, предписав применять нормы ГОСТа либо к вновь установленным рекламным конструкциям, либо к тем, у которых истек договор аренды рекламного места. Эти правила должны были действовать до тех пор, пока не будет разработан и принят новый ГОСТ. В прошлом году компания «АПР-Сити/ТВД», аффилированная с News Outdoor Russia, обратилась в арбитражный суд Москвы с иском, в котором оспаривала бездействие министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко и просила суд обязать министра отменить ГОСТ. Однако в декабре суд отказался удовлетворить иск компании. На это решение и ссылается в своем письме генерал-лейтенант Кирьянов. Участники рынка указывают, что ГОСТ не соответствует закону «О рекламе» и был принят с нарушениями, однако признают, что исполнение его в полном объеме негативно скажется на рынке наружной рекламы, поскольку его требованиям не соответствует большая часть конструкций. Впрочем, юристы считают, что исполнять требования письма операторы не обязаны. «В нашей стране судебное решение не является источником права. Арбитражный суд может принять или отклонить иск, но не постановить, чтобы ГОСТ, который ранее не применялся в полном объеме, был обязателен к исполнению», — рассуждает заведующий кафедрой интеллектуальной собственности ЮНЕСКО Михаил Федотов. Кроме того, отмечает г-н Федотов, письмо может иметь обязательный характер, только если зарегистрировано в Министерстве юстиции или опубликовано в СМИ, «а этого в данном случае не произошло».
13:11
В этом месяце Министерство экономического развития и торговли внесет на рассмотрение правительства пакет поправок в законодательство, которые, как надеются разработчики, сыграют серьезную роль в борьбе с фирмами-однодневками. В частности, предполагается, что акционеры и топ-менеджеры компаний, приостановивших свою деятельность и имеющих долги, будут обязаны ликвидировать свои фирмы в принудительном порядке. В противном случае им придется расплачиваться по вышеупомянутым долгам собственным имуществом. Сегодня по действующему законодательству акционеры и участники обществ с ограниченной ответственностью не отвечают своим имуществом по долгам юридического лица. Минэкономразвития предлагает дать кредиторам возможность привлекать владельцев и топ-менеджеров к имущественной ответственности. Если даже налоговые органы успели исключить компанию из единого госреестра юридических лиц, у кредиторов будет год для обращения в суд с требованием о погашении долгов. В законопроекте специально оговаривается: кредиторы вправе потребовать привлечения к ответственности всех, чьи действия на протяжении последних двух лет привели к причинению вреда. Иными словами, открывать кошелек придется не только топ-менеджерам или учредителям, но и теневым председателям. Акционеры или директора приостановленных компаний смогут избежать солидарной ответственности в двух случаях: если вовремя запустят механизм добровольной ликвидации фирмы или процедуру банкротства. И при этом не будут скрывать от кредиторов реальное положение дел. В Минэкономразвития рассчитывают: это вынудит владельцев и руководителей ликвидировать предприятия, не дожидаясь суда. “Новые нормы помогут привлечь к ответственности фактических владельцев и теневых директоров крупных предприятий, которые контролируют "однодневку", — отмечает адвокат Елена Аксакова. — Правда, законодательство уже содержит, к примеру, норму об обязанности юридического лица обратиться в суд с заявлением о банкротстве, если оно не может удовлетворить требования кредиторов. Ужесточение закона в данном случае можно только приветствовать, но необходимо, чтобы он выполнялся”.
12:37
Минфин отказался выделить из федерального бюджета деньги на легализацию программного обеспечения в российских школах – около 2,9 млрд руб. до 2009 года. Письмо на эту тему Минфин направил вице-премьеру Дмитрию Медведеву. Чиновники предлагают осуществлять закупку программного обеспечения не за счет федерального бюджета, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Также Минфин, основываясь на выводах Минэкономразвития, фактически обвинил Мининформсвязи в намерениях укрепить зависимость бюджетных структур от продуктов Microsoft и предложил "существенно доработать" программу. Программа легализации ПО в школах была разработана Мининформсвязи и представлена в апреле этого года. В рамках программы разработчики будут поставлять свои продукты бесплатно. Плата будет взиматься только за использование – за весь программный пакет государство будет платить разработчикам 787 руб. с одного компьютера (всего в школах сейчас около 760 тыс. ПК). Этот пакет включает в себя операционную систему, офисные приложения, антивирус, архиватор, редакторы растровой и векторной графики и другое. Мининформсвязи предлагало выделить на легализацию около 2,9 млрд руб. до 2009 года. Вице-премьер Дмитрий Медведев одобрил программу и дал десять дней на ее согласование, но ведомства не смогли договориться. В Мининформсвязи опровергают обвинения в попытке укрепить зависимость от Microsoft. По словам директора департамента государственных программ Мининформсвязи Максута Шадаева, ведомство планировало к концу этого года запустить пилотный проект по переходу на ПО с открытым кодом (например, Linux) в одном регионе России, а в течение трех лет установить его на 50% компьютеров в российских школах. "Мгновенный переход на Linux просто невозможен: на рынке нет адаптированной версии Linux для школ",– пояснил господин Шадаев. Кроме того, в Мининформсвязи считают, что письмо Минфина фактически означает провал программы по легализации школ. "Теперь неизвестно, будут ли вообще выделены деньги. Если Дмитрий Медведев не предпримет решительных шагов, то запланированная к началу учебного года закупка лицензионного ПО для школ отменяется,– рассказал Максут Шадаев.– Таким образом, две трети компьютеров в школах так и будут работать на пиратских версиях Windows, а ответственность нести будут директора школ". Вопрос о лицензионном программном обеспечении для школ встал на повестку после так называемого "дела Поносова". Речь шла о директоре школы в Пермское крае, оказавшемся под следствием за установку "пиратского" программного обеспечения в своем учебном заведении. В понедельник А.Поносов был приговорен к штрафу в размере 5 тысяч рублей.
12:34
ОАО "Аэрофлот — российские авиалинии" удостоено звания лауреата Международной премии "Лидер экономического развития России" в номинации "Лучший налогоплательщик России — 2006", учрежденной Межрегиональной организацией предпринимателей при поддержке Счетной палаты Российской Федерации и Комитета по бюджету и налогам Государственной думы Российской Федерации. Получение премии подчеркивает финансовую прозрачность и высокую социальную ответственность национального авиаперевозчика. Аэрофлот обеспечивает высокий темп роста налоговых платежей, своевременную и полную уплату налогов, своевременное предоставление деклараций, высокий уровень средней заработной платы сотрудников, которая в 2006 г. составила 33972 рубля. На протяжении многих лет Аэрофлот является крупнейшим налогоплательщиком, обеспечивая более 70% всех налоговых отчислений отрасли. Всего Аэрофлот уплатил в 2006 г. в виде налогов в бюджеты всех уровней 11,03 млрд руб., в 2005 г. эта сумма составила 6,961 млрд руб. Налоговые платежи в федеральный бюджет составили 1,547 млрд рублей, в бюджет субъектов РФ — 2,153 млрд руб., в том числе в бюджет Москвы — 0,622 млрд руб., Московской области — 1,532 млрд руб. С открытием филиалов в Санкт-Петербурге и Магадане Аэрофлот осуществляет отчисления и в бюджеты этих городов. Выручка от реализации услуг авиакомпании, полученная по результатам деятельности за 2006 г., увеличилась на 13,53% по сравнению с предыдущим годом и составила 71,353 млрд руб., прибыль от основной деятельности — 7,6 млрд руб. Результат от прочей деятельности — 3,833 млрд руб. Расходы по основной деятельности Аэрофлота увеличились на 7,04% и составили 4,195 млрд руб. Прибыль компании по РСБУ до налогообложения в 2006 г. составила 11,433 млрд руб., что на 36,66% больше прибыли 2005 г. Чистая прибыль Аэрофлота за 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 1,949 млрд руб., или 32% и составила 7,981 млрд рублей. Экономические достижения компании активно содействуют выполнению федеральных программ РФ, а налоговые отчисления являются весомым вкладом в осуществление национальных проектов, способствуют обеспечению социальной стабильности в стране. ОАО "Аэрофлот — российские авиалинии" является бесспорным лидером гражданской авиации России, фактическим национальным перевозчиком. Контролирует 51% российского рынка регулярных международных перевозок и примерно 12% внутренних авиаперевозок. Чистая прибыль за 2006 г. составила 7,9 млрд руб. Аэрофлот — одна из старейших авиакомпаний и один из самых известных коммерческих брендов в мире. Компания основана в 1923 г., базируется в Москве, в международном аэропорту Шереметьево. В 2006 г. Аэрофлот стал первой российской авиакомпанией, вступившей глобальный альянс SkyTeam.
12:32
Проект Налогового кодекса, подготовленный при участии членов актива Народной самообороны, отличается от проекта кодекса, предложенного Кабинетом министров, поскольку, в отличие от последнего, не содержит положений, дискриминирующих малый и средний бизнес в Украине. Об этом заявил на пресс-конференции представитель актива, лидер "Европейской платформы" Николай Катеринчук. "Кодекс, который сейчас предлагает Азаров (первый вице-премьер-министр, министр финансов Николай Азаров), — это закрепление существующей системы поддержки крупного бизнеса и абсолютно дискриминационное отношение к развитию малого и среднего бизнеса", — подчеркнул Катеринчук. По его словам, изменение ставок налогов, которое предлагает правительство, не учитывает уровня «тенизации» экономики и ничего не дает бизнесу. В правительственном проекте кодекса не решен ключевой вопрос налога на добавленную стоимость (НДС). Катеринчук отметил, что концепция коалиции предполагает до 2009 года ликвидацию упрощенной системы налогообложения, перевод на общую систему налогообложения сельхозпроизводителей. В то же время альтернативный проект Налогового кодекса был разработан совместно с предпринимателями, и уже внесен в парламент в последние дни его работы. "Наш вариант кодекса приближен к требованиям предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса", — сказал Катеринчук. Этот вариант кодекса, по его словам, предусматривает законодательное закрепление упрощенной системы налогообложения и сохранение единого налога для сельхозпроизводителей.
12:28
Первый вице-премьер Сергей Иванов призвал "отделить таможню от коммерции". Экспортеры и импортеры восприняли это как желание государства избавиться от брокеров, которые помогают им оформлять документы. Если правительство действительно отважится монополизировать рынок околотаможенных услуг, коррупции меньше не станет, просто посредники перейдут на нелегальное положение. Как признаются участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), сейчас пересечь таможенный пост без помощи наемных специалистов действительно практически невозможно. При этом одни посредники помогают придерживаться закона, а другие — его обходить. Расценки на квалифицированную помощь при пересечении границы могут показаться не такими уж высокими. Например, чтобы ввезти фуру древесины из Германии в Москву, нужно заплатить 130 тыс. руб. за перевозку, 2 тыс. руб. за получение акта фитосанитарной проверки и 1,5 тыс. руб. за оформление грузовой таможенной декларации. Еще 1,6 тыс. руб. придется отдать на складе временного хранения, где груз пребывает, пока идет оформление, а если оно затянется — еще по 600-700 руб. за сутки стоянки. Но, учитывая объемы внешней торговли, итоговые суммы получаются впечатляющими. По оценкам Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), рынок околотаможенных услуг в России — это $3-4 млрд. Всего же в России помогают оформлять, перевозить и хранить импортные товары до 1500 коммерческих компаний. Сейчас деятельность легальной части этого бизнеса основана на принятом в 2004 году Таможенном кодексе. Согласно документу, все компании в отрасли разделены по своей специфике. Таможенные брокеры занимаются оформлением документов и уплатой пошлин, перевозчики перемещают грузы, а владельцы складов временного хранения (СВХ) предоставляют свои площади для хранения товара до его окончательного оформления. Заниматься этими видами деятельности коммерческие компании могут только после внесения их в реестры ФТС. В реестре таможенных брокеров, например, сегодня 404 компании. Попасть в реестр — не единственное условие для работы. Компании еще должны подтвердить свою благонадежность с помощью финансового обеспечения. Таможенные брокеры обязаны предоставить финансовое обеспечение на 50 млн руб., перевозчики — на 20 млн руб., СВХ — на 2,5 млн руб. плюс 300-1000 руб. за 1 кв. м полезной площади. В качестве обеспечения выступают денежный или товарный залог, банковские гарантии или поручительство третьей стороны. Удобнее всего, а потому и наиболее популярно поручительство: оно не требует большого количества свободных активов и стоит значительно дешевле банковской гарантии. Главными поручителями и заодно брокерами на отечественном рынке являются компании ООО "Таможенная карта", Национальная ассоциация таможенных брокеров (НАТБ) и Фонд социальной поддержки сотрудников и ветеранов таможенной службы (С.В.Т.С.). Эти организации контролируют существенную долю рынка околотаможенных услуг. Скажем, С.В.Т.С. оценивает свою долю в 6%. По оценке ООО "Национальный таможенный брокер" (НТБ), без услуг посредников обходятся компании, перевозящие через границу около половины от всего объема грузов (в штате у них есть свои специалисты по оформлению). Таможенные брокеры, действующие на основании официального свидетельства ФТС, обслуживают, как правило, крупные западные компании и помогают оформлять 30% от общего объема перемещаемых грузов. Оставшиеся приблизительно 20% приграничных услуг приходятся на долю серых и черных брокеров, главный лозунг которых — оформление любой ценой. "Как правило, черные и серые брокеры оформляют грузы за подписью и печатью клиента: в случае, если преступная схема будет раскрыта, отвечать будет не брокер, а заказчик, подписавший документы",- говорит гендиректор "Таможенного холдинга Группы ТАРГО" Татьяна Круглова. "Услуги черных брокеров обычно пользуются спросом у тех участников ВЭД, которые пытаются сэкономить на таможенных пошлинах и налогах, а также обойти запреты и ограничения путем осуществления незаконных операций",- поясняет генеральный директор НТБ Илья Козлов. Когда участники ВЭД говорят об услугах серых или черных брокеров, то, как правило, имеют в виду недостоверное декларирование, когда под видом, например, пылесосов в страну ввозится другая техника. Такая "Это так называемые товары прикрытия: под видом пылесосов в страну ввозят, например, более дорогие ноутбуки",- объясняет глава Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Онищук. Черные же брокеры занимаются чистой контрабандой, используя своих людей на таможне. К услугам таких компаний, как правило, прибегают фирмы, ориентированные на разовые поставки. По данным АСМАП, совокупные платежи компаниям, предоставляющим незаконные услуги, в России составляют около $1 млрд. Однако у руководства страны вопросы вызывает деятельность даже самых крупных брокеров. В 2006 году Генпрокуратура вдруг обнаружила, что здания некоторых таможен принадлежат коммерческим структурам, а еще там нередко располагаются фирмы, занимающиеся растаможкой. Особенно тесное сотрудничество у ФТС с "Ростэком" и С.В.Т.С. На сайте "Ростэка" прямо сказано, что на его долю приходится более 60% ежегодных капиталовложений, выделяемых на проектирование и строительство объектов таможенной инфраструктуры. Впрочем, руководство ФТС утверждает, что при растаможке товаров преференций у этих структур нет. Да и закон напрямую не запрещает коммерческим структурам владеть таможенными объектами. Красноречива прошлогодняя статистика МЭРТа: из 413 пропускных пунктов более трети находятся на балансе различных коммерческих структур ОАО РЖД и Минтранса, а 13 пунктов вообще принадлежат частникам, формально ни с какими ведомствами не связанным. И за год ситуация не изменилась. Ведь даже если наводить порядок только в этой части, то есть перевести все пункты под крыло государства, то на переоборудование каждого потребуется $50-70 млн. Такие траты в бюджете не предусмотрены, да власть еще и не объяснила, как именно будет наводить порядок. Сценарии возможны как радикальные, так и "ползучие". Самый жесткий вариант таможенного переустройства — государственная монополия на околотаможенные услуги. Такой сценарий, впрочем, может осуществляться по-разному. "Есть три варианта развития событий. Первый: государство самостоятельно построит сети офисов и склады временного хранения. Второй: выкупить у коммерческих структур все по рыночной цене. Третий: коммерческие структуры передадут в собственность государству на его условиях те помещения, которые сейчас занимает таможня",- говорит Илья Козлов из компании НТБ. Какие понадобятся бюджетные вливания при любом варианте монополизации рынка — оценивать никто не берется. Стоимость современного СВХ площадью от 3 тыс. кв. м эксперты оценивают в $20 млн. А только на территории Москвы и Московской области работают 16 таких складов. Еще один вариант развития событий на совместной коллегии ФТС и Минтранса предложил представитель Международной ассоциации перевозчиков Рафик Сулейманов. Речь идет о передаче функций таможенного сопровождения его ассоциации, то есть о создании на рынке контролируемого государством, но формально независимого монополиста. Впрочем, если чиновники все-таки отважатся на подобный шаг, все эксперты предрекают многократное увеличение числа черных брокеров. "Посредники все равно будут, потому что их деятельность востребована рынком,- уверена Татьяна Круглова из "Группы ТАРГО".- В интересах государства — способствовать обелению бизнеса, а не загонять его в тень". Впрочем, "игра в монополию" вряд ли будет начата в ближайшее время, полагает эксперт по ВЭД компании СТМ Валерий Глыздов. Однако если полная монополия — перспектива отдаленная, то уже в этом году игроков на околотаможенном рынке может стать гораздо меньше.
12:06
В России грядет настоящий бум автокредитования, и уже в 2007 году граждане смогут одолжить денег на покупку машины под мизерные проценты. Вслед за "Тойотой" собственные "карманные" банки собираются открыть Ford, Renault-Nissan, BMW и DaimlerChrysler. Планы Ford приоткрыл депутат Госдумы Анатолий Аксаков. Он поведал журналистам: американский концерн скоро откроет банк, который станет выдавать кредиты на покупку его авто. Сам Ford информацию не подтверждает, но это лишь обычная осторожность бизнесменов, полагают эксперты. А пионером такого бизнеса в России станет Toyota. ЦБ РФ через свой сайт сообщает, что японцы 4 апреля зарегистрировали в России дочерний банк. Лицензию "Тойоте" выдадут после того, как компания оплатит 340 млн руб. уставного капитала, и вряд ли это затянется надолго. BMW также не хочет откладывать дело в долгий ящик. Его "карманный" банк должен открыться до конца 2007 года – немцы уже начали подбор персонала. Аналогичные проекты разрабатывают Renault-Nissan, DaimlerChrysler и прочие автогиганты. И у них есть весьма серьезные причины. Продажи новых иномарок в 2006 году перевалили за 1 млн штук, из которых в кредит было куплено, по различным оценкам, от 25% до 40% машин. Однако до насыщения рынка еще далеко – оно наступит, когда россияне станут покупать в долг 65–70% автомобилей. Пока этому препятствуют довольно высокие проценты по кредитам: 9–12% годовых в валюте и 10–14% в рублях. "Обнулить" ставку должны кредиты иностранного происхождения. "Тойоте" или "Форду" не надо зарабатывать на процентах – растущие продажи автомобилей покроют все банковские расходы. И если, например, BMW уже сейчас предлагает специальные кредитные программы под 3–5% годовых, то скоро большинство автогигантов предложат россиянам почти беспроцентные займы. "Их преимущества очевидны, – считает руководитель блока "Автокредитование" Альфа-Банка Сергей Силантьев. – Узконаправленные финансовые учреждения автопроизводителей позволяют использовать дешевые ресурсы и предоставлять клиентам пониженные процентные ставки. Конкурировать с ними, конечно, будет сложно". Российские банки, впрочем, не потеряются и на этом рынке, полагает С.Силантьев. У западных автоконцернов в России просто нет нужной инфраструктуры – систем погашения кредитов, банкоматов и т. д. Вот тут-то россияне и должны подсуетиться, предложив свои услуги. Например, Альфа-Банк в конце 2006 года заключил соглашение с General Motors о создании специальной программы GM Finance, а Райффайзенбанк стал эксклюзивным кредитным партнером BMW.
07:36
Пренебрежение к обязанностям по своевременной уплате налогов чревато значительными неприятностями как для рядового коммерсанта, так и для «слуги народа». Вот, например, представителя Заксобрания Тверской области давно забытые им предпринимательские грешки привели к досрочному прекращению депутатских полномочий и осуждению по уголовной статье. Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, на фирме, гендиректором которой с 2002-го по 2004 год являлся означенный депутат, образовалась налоговая задолженность порядка 300 тысяч рублей. Требования о ее погашении, регулярно направляемые инспекторами, руководитель стойко игнорировал. Инкассовые же поручения о бесспорном взыскании платежей находчивый бизнесмен обходил следующим образом: производил основные операции по расчетам компании через кассу, минуя расчетный счет. Дескать, взять с меня нечего, гол как сокол… В результате размер недоимки «подрос» до 500 тысяч рублей. Даром такое неблаговидное поведение народному избраннику не прошло: помимо лишения депутатских корочек, уклонист, в соответствии со статьей 192.2 УК («сокрытие денежных средств, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам, совершенное в крупном размере), поплатился за свои действия годом лишения свободы, правда, условно.
07:35
В самое ближайшее время у малого бизнеса появится крупный источник финансовой поддержки. О необходимости создания Банка развития в кратчайшие сроки заявил глава страны Владимир Путин. Среди главных направлений деятельности будущей финансовой корпорации — среднесрочное и долгосрочное финансирование инвестпроектов в приоритетных отраслях экономики. Наряду с этим в круг ее обязанностей войдут содействие привлечению иностранных инвестиций, а также финансовая поддержка экспортно-импортной политики и программ развития малого бизнеса. Банк сможет осуществлять и предпринимательскую деятельность, вся прибыль от которой будет направляться на достижение поставленных перед ним целей. Как заверил главу страны министр экономического развития и торговли Герман Греф, правительство делает все, чтобы уже к концу текущего года Банк развития начал полноценно функционировать. Напомним, что на днях законопроект, регламентирующий создание и принципы работы спецкорпорации, одобрил Совет Федерации.
07:34
Не исключено, что фирмы, продающие свою продукцию за рубеж или желающие выйти на международный рынок, вскоре смогут рассчитывать на реальную и эффективную поддержку со стороны государства. По крайней мере, разработкой необходимых мер озаботились в Минэкономразвития. По сообщению пресс-службы ведомства, для начала решено провести опрос предприятий-экспортеров как действующих, так и потенциальных участников программ в сфере поддержки экспорта. Чтобы оценить положение отечественных фирм на внешнем рынке и выяснить, какие меры поддержки дадут наибольший эффект, в Департаменте госрегулирования внешнеторговой деятельности МЭРТ составили порядка трех десятков вопросов для анкетирования экспортеров. В частности, авторы анкеты, с которой можно ознакомиться на сайте министерства, предлагают компаниям ответить, что конкретно сдерживает их потенциал, сотрудничество с какими странами представляет интерес, какова роль региональных властей в деле помощи экспортерам и т. д. Кроме того, фирмам предстоит назвать наиболее действенный, на их взгляд, механизм поддержки. Среди мер вспомоществования названы: государственное гарантирование политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций; возмещение части процентных ставок по кредитам, предоставляемым банками; экспортное кредитование за счет средств федерального бюджета; возмещение затрат на сертификацию продукции; выставки и ярмарки. Однако данный перечень закрытым не является, и экспортеры могут высказать собственные предложения и пожелания.
07:29
Столь важная для всего предпринимательского сообщества реформа технического регулирования получила новый импульс. Накануне президент страны Владимир Путин подписал необходимые для этого поправки в федеральный закон о техрегулировании. Согласно вносимым изменениям, технические регламенты будут приниматься как постановлениями правительства, так и в виде федеральных законов. Напомним, что именно за это ратовали не так давно Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР). Представители этих организаций считают, что ускорение процедуры одобрения так называемых специальных регламентов, учитывающих технологические и иные особенности отдельных видов продукции, положительно повлияет на развитие отечественного производства в целом. Добавим, что в соответствии с подписанным президентом законом установлен список первоочередных регламентов, которые должны быть приняты федеральными законами. Причем чиновникам при всем желании не удастся затянуть работу над ними. Приоритетные для промышленности документы они обязаны будут разработать и утвердить до 2010 года.
07:28
Совет Федерации вслед за Госдумой принял решение лишить региональных чиновников права на определение форм отчетности по налогу на имущество организаций. Соответствующую поправку в Налоговый кодекс парламентарии одобрили на прошедшем накануне заседании. Они согласились с тем, что действующая норма Кодекса, предоставляющая одинаково законные права для составления и утверждения форм отчетности как Министерству финансов, так и местным властям, мягко говоря, нелогична. Окончательно устранить это недоразумение предстоит президенту страны.
07:27
Если сотрудник организации, выполняя свои обязанности в зарубежном представительстве, в итоге пробыл на территории России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то удерживать с его доходов НДФЛ не нужно. Как сообщает Минфин в письме от 2 апреля 2007 г. № 03-04-06-01/104, в такой ситуации работник становится налоговым нерезидентом (п. 2 ст. 207 НК). Финансисты напомнили, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Налогового кодекса вознаграждение за работу, осуществленную за пределами Российской Федерации, квалифицируется как доход, полученный от зарубежных источников. Вместе с тем в статье 209 Кодекса четко сказано, что в базу по НДФЛ налоговых нерезидентов включаются только выплаты от источников российского происхождения.
07.05.2007
17:54
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России в январе-апреле 2007 года повысились на 12,6%, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат). При этом в апреле тарифы на услуги ЖКХ снизились на 0,1% после роста на 0,2% в марте, на 1,3% в феврале и 11,1% в январе. Незначительное удешевление тарифов на услуги ЖКХ в апреле было вызвано снижением тарифов на отопление (на 1,1%). Тем не менее, рост тарифов на услуги ЖКХ продолжает существенно опережать инфляцию (за январь-апрель он в 3,2 раза превысил показатель инфляции, составивший за 4 месяца 4,0%). В январе-апреле 2006 года тарифы на услуги ЖКХ повысились на 15,5% при инфляции в 5,4%.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.